Малые чины - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Малые чины

Малые чины (лат.ordinesminores) — низшие ступени клира.

До 1972 в Католической Церкви к М.ч. относились аколиты, экзорцисты, чтецы и остиарии, исполнявшие определенные функции в литург. собрании. М.ч. представляли собой низшие ступени клира, в отличие от четырех высших чинов (субдиаконы, диаконы, пресвитеры, епископы). В наст. время из бывших М.ч. в Католической Церкви сохранились только должности и служения аколита и чтеца, которые уже не относятся к клиру (ныне существуют лишь 3 ступени клира — диакон, пресвитер и епископ).

Трудно установить точную дату возникновения отд. служений, но уже в Дидахе (кон. I — нач. II в.) упомянуты служения, отличавшиеся от епископа, пресвитера и диакона; в список этих служений входили также пророки и учители. В соч. Traditio apostolica (1-я пол. Ш в.), приписываемом Ипполиту Римскому, названы в т.ч. чины исповедников, чтецов, субдиаконов и экзорцистов; согласно Traditio apostolica, во время посвящения в эти чины не требовалось возложения рук, обязательного при посвящении в высшие чины. Папа Корнелий (251-253) в послании к еп. Антиохийскому Фабию (251) привел список клира в Риме тех времен, где названы 1 епископ, 45 священников, 7 диаконов, 7 субдиаконов, 42 аколита, 52 экзорциста, чтеца и остиария. Папа Зосим (417-418) в послании к еп. Салоны Гезихию писал: «Если кто был записан с детских лет в служители Церкви, должен оставаться чтецом до достижения двадцати лет. Если взрослый желает войти в служение Божье, в течение пяти лет он должен пребывать либо среди чтецов, либо среди экзорцистов, а затем будет повышен до аколита либо субдиакона и должен пребывать в этом служении четыре года, и, если будет он достоин того, приступит к диаконскому служению». Это же правило содержится в т.н. Сакраментарии Гелазия. В Statuta Ecclesiae апtiqua (V в.) появился новый чин псаломщика. Рим был разделен в то время на 7 диаконий, руководимых диаконами, каждый из которых имел 7 помощников: один из них был субдиаконом, а остальные назывались sequentes (доcл. «последующие [служители]») Церкви.

На основании Statuta Ecclesiae antiqua, Missale Francorит и Сакраментария Гелазия ок. 950 в римско-герм. понтификал был включен обряд посвящения в М.ч.: вначале объявлялись имена кандидатов, затем следовало напутствие епископа, вручение кандидатам предметов, символизирующих их будущие функции (аколит получал свечу и сосуд для елея, экзорцист — книгу экзорцизмов, чтец лекционарий, остиарий — ключи, субдиакон — патену), после этого епископ призывал всех к молитве и произносил формулу посвящения (в виде благословения). Синод в Беневенто (1091) относил степень субдиакона к М.ч., но уже Римский понтификал XII в. рассматривал ее как один из высших чинов. Тридентский собор (1545-63) постановил, что дух. лица, прошедшие 4 низшие степени посвящения, могут принимать очередное посвящение в чин субдиакона не ранее чем через год со дня посвящения в старший из М.ч. (т.е. в чин аколита).

В ходе литургической реформы XX в. принципиальные изменения в обряды посвящения были внесены апост. конституцией Папы Павла VI Pontificalis Romanire cognitio от 18.06.1968, в которой отсутствовал обряд посвящения в М.ч. Motu proprio Папы Павла VI Ministeria quaedam от 15.08.1972 оставило из прежде существовавших М.ч. лишь служения аколита и чтеца (ср. CIC 1035). В этом документе было заявлено, что вступлением в дух. сан является обряд посвящения в диаконы. В результате обязанности, прежде исполнявшиеся М.ч., были доверены мирянам на основании всеобщего священства Церкви. Некоторые литург. должности в Католической Церкви исчезли, а введение таких форм служения, как экзорцист, катехизатор, остиарий и т.п., было оставлено на усмотрение конференций епископов.

Согласно ККВЦ (кан. 758 § 1, п. 5), для рукоположения в священнический сан в вост. обрядах необходимо предварительное посвящение в М.ч. в соответствии с собственным правом Церкви sui iuris.

В Русской Правосл. Церкви существуют 2 М.ч. — чтец и иподиакон.

М. Гурняк

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 77-79.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7363
    Сессий: 13
    Сейчас на сайте: 28





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024