К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Малые чины
Малые
чины
(лат.ordinesminores)
—
низшие
ступени клира.
До 1972 в
Католической Церкви к М.ч. относились
аколиты, экзорцисты, чтецы и остиарии,
исполнявшие определенные функции в
литург. собрании. М.ч. представляли собой
низшие ступени клира, в отличие от
четырех высших чинов (субдиаконы,
диаконы, пресвитеры, епископы). В наст.
время из бывших М.ч. в Католической
Церкви сохранились только должности и
служения аколита и чтеца, которые уже
не относятся к клиру (ныне существуют
лишь 3 ступени клира — диакон, пресвитер
и епископ).
Трудно
установить точную дату возникновения
отд. служений, но уже в
Дидахе
(кон. I — нач. II
в.) упомянуты служения, отличавшиеся от
епископа, пресвитера и диакона; в список
этих служений входили также пророки и
учители. В соч. Traditio apostolica
(1-я
пол. Ш в.), приписываемом Ипполиту
Римскому, названы в т.ч. чины исповедников,
чтецов, субдиаконов и экзорцистов;
согласно Traditio apostolica,
во
время посвящения в эти чины не требовалось
возложения рук, обязательного при
посвящении в высшие чины. Папа Корнелий
(251-253) в послании к еп. Антиохийскому
Фабию (251) привел список клира в Риме тех
времен, где названы 1 епископ, 45 священников,
7 диаконов, 7 субдиаконов, 42 аколита, 52
экзорциста, чтеца и остиария. Папа Зосим
(417-418) в послании к еп. Салоны Гезихию
писал: «Если кто был записан с детских
лет в служители Церкви, должен оставаться
чтецом до достижения двадцати лет. Если
взрослый желает войти в служение Божье,
в течение пяти лет он должен пребывать
либо среди чтецов, либо среди экзорцистов,
а затем будет повышен до аколита либо
субдиакона и должен пребывать в этом
служении четыре года, и, если будет он
достоин того, приступит к диаконскому
служению». Это же правило содержится в
т.н.
Сакраментарии Гелазия.
В Statuta Ecclesiae апtiqua
(V в.)
появился новый чин псаломщика. Рим был
разделен в то время на 7
диаконий,
руководимых диаконами, каждый из которых
имел 7 помощников: один из них был
субдиаконом, а остальные назывались sequentes
(доcл.
«последующие [служители]») Церкви.
На основании Statuta Ecclesiae antiqua,
Missale Francorит
и
Сакраментария Гелазия
ок. 950 в римско-герм. понтификал был
включен обряд посвящения в М.ч.: вначале
объявлялись имена кандидатов, затем
следовало напутствие епископа, вручение
кандидатам предметов, символизирующих
их будущие функции (аколит получал свечу
и сосуд для елея, экзорцист — книгу
экзорцизмов, чтец
лекционарий,
остиарий — ключи, субдиакон — патену),
после этого епископ призывал всех к
молитве и произносил формулу посвящения
(в виде благословения). Синод в Беневенто
(1091) относил степень субдиакона к М.ч.,
но уже
Римский понтификал XII
в. рассматривал ее как один из высших
чинов. Тридентский собор (1545-63) постановил,
что дух. лица, прошедшие 4 низшие степени
посвящения, могут принимать очередное
посвящение в чин субдиакона не ранее
чем через год со дня посвящения в старший
из М.ч. (т.е. в чин аколита).
В ходе
литургической реформы XX в. принципиальные
изменения в обряды посвящения были
внесены апост. конституцией Папы Павла
VI Pontificalis Romanire cognitio
от
18.06.1968, в которой отсутствовал обряд
посвящения в М.ч. Motu proprio
Папы
Павла VI Ministeria quaedam
от
15.08.1972 оставило из прежде существовавших
М.ч. лишь служения аколита и чтеца (ср.
CIC
1035).
В этом документе было заявлено, что
вступлением в дух. сан является обряд
посвящения в диаконы. В результате
обязанности, прежде исполнявшиеся М.ч.,
были доверены мирянам на основании
всеобщего священства Церкви. Некоторые
литург. должности в Католической Церкви
исчезли, а введение таких форм служения,
как экзорцист, катехизатор, остиарий и
т.п., было оставлено на усмотрение
конференций епископов.
Согласно
ККВЦ (кан. 758 § 1, п. 5), для рукоположения
в священнический сан в вост. обрядах
необходимо предварительное посвящение
в М.ч. в соответствии с собственным
правом Церкви sui iuris.
В Русской
Правосл. Церкви существуют 2 М.ч. — чтец
и иподиакон.
М.
Гурняк
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 77-79.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.