Люцернарий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Люцернарий
Люцернарий
(греч.
λυχνικόν,
лат.
lucernarium),светильничное
богослужение — в некоторых литург.
традициях первая часть вечернего или
ночного богослужения (как правило,
вечерни), название которой связано с
зажжением светильников и в которой
особое место принадлежит символике
света.
Большинству
народов древности было свойственно
благоговейное отношение к источникам
света, и зажжение с наступлением темноты
светильников в домах было своего рода
ритуалом. Это нашло отражение и в
ранне-христ. культе. Среди литургистов
нет единого мнения по поводу происхождения
Л., вошедшего в традицию некоторых христ.
общин Вост. Средиземноморья уже в IV в.:
одни считают Л. заимствованием из обрядов
иудаизма, где особым значением наделялось
зажжение светильников при наступлении
субботы, а также праздника Обновления
Иерус. храма (Ханука); другие, обращая
внимание на ежедневное совершение Л. в
древности, склонны предполагать, что
Л. вошел в христ. культ в результате
введения древнерим. ритуала, сопровождавшего
ежевечернее зажжение светильников,
который приобрел в христианстве иную
форму и новое содержание ввиду христ.
понимания символики света,
противопоставленного тьме в самом
начале сотворения мира (Быт 1, 3-5) и
открытого миру во Христе (Ин 1, 4-9).
По
мере ист. развития Д., сохранившийся в
некоторых литург. обрядах, местами
утратил свои первоначальные внеш.
особенности. В амвросианском и мозарабском
обрядах он присутствует как начало чина
вечерни; в рим. обряде — только в
богослужении навечерия Пасхи (благословение
огня и пасхальной свечи), именуемое
также Литургией света.
В
визант. обряде Л. (в славяно-визант.
традиции — Светильничное)
представляет собой начало вечерни. Его
основу составляют псалмы 103, 140, 141, 129,
116,
в части которых отд. стихи могут
перемежаться стихирами,
меняющимися в зависимости от празднования;
в Л. входят также великая и малая ектении;
кроме того, в позднее Средневековье на
начало Л. сместились все священнические
молитвы вечерни, которые стали читаться
уже не в полный голос, а тайно, в
сгруппированном виде, под общим названием
Светилънинных
молитв.
Визант. Л. завершается известным уже с
IV в. гимном Φως
Ιλαρόν (Свете тихий),
в котором прославляется Христос как
истинный Свет, сияющий среди тьмы этого
мира и дающий жизнь.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1605-1607.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|