К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Литургика
Литургика
—
наука о богослужении. Различаются отд.
направления Д., в т.ч. ист. Л. (включающая
сравнительную Л.) и пастырская Л.
(предметом которой является пастырская
функция различных сторон литург. жизни).
Особой областью церк. знания является
литург. богословие, т.е. богосл. рассмотрение
богослужения Церкви (иногда это же
словосочетание используется в значении
богословия, находящего выражение в
литургии). Есть также тематические
области Д.: сакраментология (изучение
таинств), эортология
(наука о праздниках и годичном круге) и
др.
Хотя
вопросы, связанные с богослужением,
рассматривались уже Отцами Церкви
(Поучения тайноводственные
Кирилла Иерусалимского, О таинствах
Амвросия Медиоланского, Об оглашении
пребывающих в неведении
Августина и др.), систематическое изучение
литургии Церкви началось только в
каролингскую эпоху. Амаларий из Меца
первым создал подробные комментарии к
большей части богослужений рим. обряда.
С его трактатами сложившийся на христ.
Востоке аллегорический метод толкования
литургии проник на Запад, где надолго
занял главенствующее место. В IX в. большой
вклад в изучение богослужения был сделан
Рабаном Мавром и его учеником Валафридом
Страбоном, труды которого о происхождении
некоторых богослужений демонстрируют
высокий для того времени уровень
сравнительно-ист. исследования. Развитие
аллегорико-символического метода
увенчалось в XIII в. 8-томным трудом
провансальского еп. Гильома Дуранда
Старшего Rationale divinorum
officiorum (Истолкование
богослужений).
В
Византии наука толкования богослужения
переживала расцвет в XIII-XV
вв., особенно в трудах
Николая Кавасилы и Симеона Солунского.
С
кон. XV в. с появлением книгопечатания
возникли широкие возможности для издания
литург. текстов, молитвенников и
комментариев на богослужение. Критика
со стороны деятелей Реформации поставила
Католическую Церковь перед необходимостью
апологии своего богослужения и таинств,
что способствовало развитию историко-литург.
исследований. Кроме того, Тридентский
собор потребовал, чтобы ход мессы
объяснялся народу.
В
XVI в. начали издаваться первые антологии
литург. текстов. Эразм Роттердамский и
Клод де Сенкт сделали первые переводы
вост. богослужений на латынь.
В
XVII-XVIII вв.
работу по публикации и комментированию
зап. и вост. литург. текстов интенсивно
продолжали мн. ученые: во Франции — Ж.
Мабийон, Э. Мартен, Э. Ренодо, Ж. Гоар; в
Италии — Дж. Бьянкини, Дж. Томмази, Л.
Муратори, а также работавшие в Риме
сирийцы-марониты Й.С., С.Э. и Й.А. Ассемани;
в Англии — А. Лесли.
В
эпоху Просвещения изучение богослужения
и его популяризация пережили период
упадка и возродились лишь в XIX в. в тесной
связи с литургическим движением —
прежде всего во Франции (П. Геранже) и в
Англии (Оксфордское движение в Англиканской
Церкви). Немалый вклад в изучение христ.
гимнографии был осуществлен во 2-й пол.
XIX в. в Англии (Дж.М. Нил) и Германии (X.
Даниель, Ф.Й. Моне).
В
кон. XIX — нач. XX в. литург. знания заметно
пополнились исследователями церк.
истории (Л. Дюшен, П. Батиффоль) и
востоковедами (Ф. Конибеар, А. Баумштарк).
В этот период Л. все более четко оформлялась
как самостоятельная наука. В Англии
появилась плеяда исследователей истории
зап. и вост. богослужения (Ф.Э. Брайтман,
У. Фрер, Г. Тёрстон, Э. Бишоп). В нач. XX в.
в Бельгии деятельность Л. Бодуэна
положила начало новому этапу литург.
движения. Бодуэну принадлежат исследования
по истории богослужебных книг и литург.
нар. благочестия; кроме того, он основал
журнал Questions
liturgiques etparoissiales.
Бенедиктинское
Солемское аббатство во Франции стало
в XX в. одним из гл. центров изучения Л.
Здесь начинали свою деятельность Ф.
Каброль и А. Леклерк, на протяжении ряда
лет осуществлявшие публикацию литург.
текстов (не рим. обряда) в серии Monumenta
Ecclesiae liturgica,а
также издававшие крупнейшую энциклопедию
по христ. археологии и Л. Dictionnaire
d'archeologie chretienne et de
la liturgie
(1907-57).
С
1920-х др. центром литург. исследований
под руководством И. Хервегена стало
бенедикт. аббатство Мариа Лаах в Германии.
Одним из ярчайших представителей этой
школы был О. Казель.
В
1930-40-е Л. развивалась в различных
направлениях как в катол., так и в правосл.
и протест, среде. Знаменательной стала
публикация в 1945 обобщающего труда по
сравнительно-ист. Л. англиканского
бенедиктинца Г. Дикса The
Shape of Liturgy (Облик
литургии).
Во Франции на 1940-е пришелся новый импульс
литург. движения, проявившегося в т.ч.
в прогрессе литург. исследований: под
руководством Б. Ботта был организован
Нац. центр литург. пастырства, издающий
журнал La Maison-Dieu.
Труды
О. Казеля и ряда др. литургистов и
богословов (француз Л. Буйе, австрийцы
Й. Юнгман и П. Парш, немец Й. Вагнер,
итальянец Ч. Ваггаджини) сыграли важную
роль для дальнейшего оформления на II
Ватиканском соборе катол. учения о
богослужении (конст. Sacrosanctum
Concilium), а
также для литург. реформы. Собор указал
на необходимость введения Л. в число
гл. дисциплин, преподаваемых при
подготовке клириков и монашествующих
(SC
14-18).
В
последние десятилетия углубляются
исследования новых аспектов богослужения,
в т.ч. социологического, этнографического
(особенно в связи с инкультурацией) и
др.
Изучение
истории визант. богослужения (включая
славянское) в кон. XIX — нач. XX в. было
углублено исследователями, принадлежавшими
к Русской Правосл. Церкви, среди них Е.
Ловягин, И. Мансветов, А. Алмазов, А.
Дмитриевский, И. Карабинов, М. Скабалланович;
после революции рус. правосл. Л. продолжала
развиваться в осн. в эмиграции (о. Н.
Афанасьев, архим. Киприан (Керн), о. А.
Шмеман), но не исчезла и в СССР (H.
Успенский). В кон. XX в.
заметный вклад в изучение визант.
богослужения был внесен также зап.
катол. литургистами (М. Арранц, X. Матеос,
Р. Тафт и др.).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1691-1693.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.