Литургика - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Литургика

Литургика — наука о богослужении. Различаются отд. направления Д., в т.ч. ист. Л. (включающая сравнительную Л.) и пастырская Л. (предметом которой является пастырская функция различных сторон литург. жизни). Особой областью церк. знания является литург. богословие, т.е. богосл. рассмотрение богослужения Церкви (иногда это же словосочетание используется в значении богословия, находящего выражение в литургии). Есть также тематические области Д.: сакраментология (изучение таинств), эортология (наука о праздниках и годичном круге) и др.

Хотя вопросы, связанные с богослужением, рассматривались уже Отцами Церкви (Поучения тайноводственные Кирилла Иерусалимского, О таинствах Амвросия Медиоланского, Об оглашении пребывающих в неведении Августина и др.), систематическое изучение литургии Церкви началось только в каролингскую эпоху. Амаларий из Меца первым создал подробные комментарии к большей части богослужений рим. обряда. С его трактатами сложившийся на христ. Востоке аллегорический метод толкования литургии проник на Запад, где надолго занял главенствующее место. В IX в. большой вклад в изучение богослужения был сделан Рабаном Мавром и его учеником Валафридом Страбоном, труды которого о происхождении некоторых богослужений демонстрируют высокий для того времени уровень сравнительно-ист. исследования. Развитие аллегорико-символического метода увенчалось в XIII в. 8-томным трудом провансальского еп. Гильома Дуранда Старшего Rationale divinorum officiorum (Истолкование богослужений).

В Византии наука толкования богослужения переживала расцвет в XIII-XV вв., особенно в трудах Николая Кавасилы и Симеона Солунского.

С кон. XV в. с появлением книгопечатания возникли широкие возможности для издания литург. текстов, молитвенников и комментариев на богослужение. Критика со стороны деятелей Реформации поставила Католическую Церковь перед необходимостью апологии своего богослужения и таинств, что способствовало развитию историко-литург. исследований. Кроме того, Тридентский собор потребовал, чтобы ход мессы объяснялся народу.

В XVI в. начали издаваться первые антологии литург. текстов. Эразм Роттердамский и Клод де Сенкт сделали первые переводы вост. богослужений на латынь.

В XVII-XVIII вв. работу по публикации и комментированию зап. и вост. литург. текстов интенсивно продолжали мн. ученые: во Франции — Ж. Мабийон, Э. Мартен, Э. Ренодо, Ж. Гоар; в Италии — Дж. Бьянкини, Дж. Томмази, Л. Муратори, а также работавшие в Риме сирийцы-марониты Й.С., С.Э. и Й.А. Ассемани; в Англии — А. Лесли.

В эпоху Просвещения изучение богослужения и его популяризация пережили период упадка и возродились лишь в XIX в. в тесной связи с литургическим движением — прежде всего во Франции (П. Геранже) и в Англии (Оксфордское движение в Англиканской Церкви). Немалый вклад в изучение христ. гимнографии был осуществлен во 2-й пол. XIX в. в Англии (Дж.М. Нил) и Германии (X. Даниель, Ф.Й. Моне).

В кон. XIX — нач. XX в. литург. знания заметно пополнились исследователями церк. истории (Л. Дюшен, П. Батиффоль) и востоковедами (Ф. Конибеар, А. Баумштарк). В этот период Л. все более четко оформлялась как самостоятельная наука. В Англии появилась плеяда исследователей истории зап. и вост. богослужения (Ф.Э. Брайтман, У. Фрер, Г. Тёрстон, Э. Бишоп). В нач. XX в. в Бельгии деятельность Л. Бодуэна положила начало новому этапу литург. движения. Бодуэну принадлежат исследования по истории богослужебных книг и литург. нар. благочестия; кроме того, он основал журнал Questions liturgiques etparoissiales.

Бенедиктинское Солемское аббатство во Франции стало в XX в. одним из гл. центров изучения Л. Здесь начинали свою деятельность Ф. Каброль и А. Леклерк, на протяжении ряда лет осуществлявшие публикацию литург. текстов (не рим. обряда) в серии Monumenta Ecclesiae liturgica,а также издававшие крупнейшую энциклопедию по христ. археологии и Л. Dictionnaire d'archeologie chretienne et de la liturgie (1907-57).

С 1920-х др. центром литург. исследований под руководством И. Хервегена стало бенедикт. аббатство Мариа Лаах в Германии. Одним из ярчайших представителей этой школы был О. Казель.

В 1930-40-е Л. развивалась в различных направлениях как в катол., так и в правосл. и протест, среде. Знаменательной стала публикация в 1945 обобщающего труда по сравнительно-ист. Л. англиканского бенедиктинца Г. Дикса The Shape of Liturgy (Облик литургии). Во Франции на 1940-е пришелся новый импульс литург. движения, проявившегося в т.ч. в прогрессе литург. исследований: под руководством Б. Ботта был организован Нац. центр литург. пастырства, издающий журнал La Maison-Dieu.

Труды О. Казеля и ряда др. литургистов и богословов (француз Л. Буйе, австрийцы Й. Юнгман и П. Парш, немец Й. Вагнер, итальянец Ч. Ваггаджини) сыграли важную роль для дальнейшего оформления на II Ватиканском соборе катол. учения о богослужении (конст. Sacrosanctum Concilium), а также для литург. реформы. Собор указал на необходимость введения Л. в число гл. дисциплин, преподаваемых при подготовке клириков и монашествующих (SC 14-18).

В последние десятилетия углубляются исследования новых аспектов богослужения, в т.ч. социологического, этнографического (особенно в связи с инкультурацией) и др.

Изучение истории визант. богослужения (включая славянское) в кон. XIX — нач. XX в. было углублено исследователями, принадлежавшими к Русской Правосл. Церкви, среди них Е. Ловягин, И. Мансветов, А. Алмазов, А. Дмитриевский, И. Карабинов, М. Скабалланович; после революции рус. правосл. Л. продолжала развиваться в осн. в эмиграции (о. Н. Афанасьев, архим. Киприан (Керн), о. А. Шмеман), но не исчезла и в СССР (H. Успенский). В кон. XX в. заметный вклад в изучение визант. богослужения был внесен также зап. катол. литургистами (М. Арранц, X. Матеос, Р. Тафт и др.).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1691-1693.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7707
    Сессий: 14
    Сейчас на сайте: 35





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024