К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Литургия слова
Литургия
слова (лат.
Liturgia
verbi),в
зап. литургической терминологии — часть
богослужения некоторых таинств и
сакраменталий, основу которой составляет
чтение фрагментов Св. Писания.
В
Святой мессе Л.с. является первой из
двух осн. частей. В вост. традиции
аналогичная часть в контексте Божественной
литургии именуется Литургией оглашенных;
в этом названии запечатлелась раннехрист.
церк. практика, когда оглашенные
(катехумены) не могли присутствовать
вместе с верными (уже крещенными членами
Церкви) во время совершения Евхаристии,
а ограничивались 1-й частью литургии
(во время которой читалось и толковалось
слово Божие), приобретая благодаря этому
знание основ христ. Веры.
Л.с.
восходит к иуд. практике чтения и
толкования Св. Писания в синагогах. В
ранней Церкви Л.с. включала в себя
возглашение нескольких перикоп
(фрагментов, которые принято называть
чтениями) из
Библии (последним и главным среди них
был фрагмент из Евангелия). Каждое чтение
толковалось в следовавшей за ним
проповеди; чтения перемежались пением
псалмов и др. библ. гимнографических
текстов. Затем в Л.с. следовали молитвенные
прошения о нуждах Церкви и мира,
завершавшиеся особой молитвой о
катехуменах, после которой последние
покидали собрание. Подобная структура
Л.с. с теми или иными изменениями
сохранилась в дальнейшем в различных
литург. обрядах. Первоначально выбор
текстов для чтений определялся
предстоятелем; как правило, практиковалось
последовательное чтение той или иной
библ. книги, продолжавшееся на каждой
последующей литургии. В раннем
Средневековье в различных местных
Церквях закрепилась собственная практика
выбора чтений в зависимости от дня
литург. года: в ряде случаев они были
обусловлены темой праздника или литург.
времени, в остальных носили последовательный
характер, позволявший представить в
наибольшей полноте важнейшие библ.
Книги.
В
традиции Рим. Церкви Л.с. первоначально
состояла из 3 чтений (в.-з., апост. и еванг.)
с проповедью; между двумя первыми
чтениями пелся псалом с ответом
(responsorium),
а
чтению Евангелия предшествовало пение
Аллилуйя;
завершалась
Л.с. Молитвой верных (на исходе раннего
Средневековья в конце Л.с. в воскресные
и праздничные дни стал произноситься
также Символ веры). В эпоху зрелого
Средневековья Л.с. в рим. обряде претерпела
ряд изменений: число чтений свелось к
двум — апостольскому (заменявшемуся в
ряде случаев ветхозаветным) и евангельскому;
псалом был сведен к неск. стихам (градуал),
к которым в отд. случаях могли присоединяться
секвенция или тракт; проповедь перестала
носить обязательный характер; Молитва
верных вышла из употребления.
Благодаря
литургическому движению в сер. XX в. в
Католической Церкви возникло стремление
к возвращению Л.с. ее исходного значения:
уже тогда в приходах некоторые чтения
стали дублироваться на совр. нац. языках.
II Ватиканский собор наметил существенное
реформирование Л.с., заявив, что 2 части
мессы (Л.с. и Евхарист. литургия) «так
тесно связаны одна с другой, что составляют
единый акт богопочитания» (SC
56).
В числе важных решений собора было более
полное раскрытие для верных сокровищницы
Библии, «чтобы в течение установленного
числа лет народу зачитывалась преобладающая
часть Св. Писания» (п. 51), усиление роли
проповеди (п. 52), восстановление Молитвы
верных (п. 53), использование в чтениях и
молитвах нац. языков (п. 54). Благодаря
этому в ходе дальнейшей реформы облик
Л.с. в рим. обряде во многом приблизился
к первоначальному: вновь стал произноситься
ответный
псалом,
а
по воскресеньям и в дни торжеств число
чтений из Св. Писания достигло трех.
Для
того чтобы верующие имели возможность
приобщаться к Божественному Откровению
в большей его полноте, литург. годы
объединяются в 3-годичные циклы для
воскресных чтений и в 2-годичные — для
будничных: т.о., по воскресеньям и дням
торжеств в течение 3 лет прочитывается
большая часть Евангелия и наиболее
значительные места из др. книг ВЗ и НЗ;
по будням же все Евангелие прочитывается
в течение одного литург. года, а важнейшие
фрагменты др. библ. книг — в течение 2
лет. Во мн. случаях конкретный выбор
текстов Св. Писания
для чтения на мессе обусловлен событиями
истории спасения, празднуемыми в данный
день или период литург. года. Книгой, по
которой во время мессы читаются
соответствующие фрагменты Св. Писания,
является Лекционарий.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1714-1716.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.