К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Литургия часов
Литургия
часов (лат.
Liturgia
horarum)
—
совр.
название катол. богослужения суточного
цикла в его совокупности, а также книги,
по которой это богослужение совершается
в Католической Церкви рим. Обряда.
В
литург. контексте одно из значений
термина «час» — любая служба суточного
круга (отсюда в визант. обряде название
книги, содержащей соответствующие
чинопоследования: греч. ώρολόγιον,
церковно-слав.
часослов).
Термин
«Л.ч.» стал широко использоваться
католиками зап. обрядов только со 2-й
пол. XX в. Прежде на Западе применительно
к богослужению суточного круга в
совокупности, помимо др. терминов, чаще
всего использовалось обозначение
Божественное
служение (officium
divinum;
отсюда
закрепившийся в рус. науке, в частности
в музыковедении, термин оффиций), а к
книге, по
которой оно совершается, бревиарий
(breviarium); оба
термина используются и по сей день
наряду с термином «Л.ч.».
Л.ч.
в свете учения Католической Церкви о
молитве и богослужении
В
Католической Церкви, согласно конст.
II Ватиканского собора Sacrosanctum
Concilium,
Л.ч. во исполнение апост. наставлений
«непрестанно молиться» (1 Фес 5, 17; Еф 6,
18) «составлена таким образом, чтобы все
течение дня и ночи освящалось хвалою
Богу» (SC
84).
Л.ч. — это «публичная молитва Церкви»
(ср. SC
98),
«глас той Невесты, которая взывает ко
своему Жениху; более того: это также
молитва, которую Христос в единении со
Своим Телом возносит к Отцу» (SC
84;
см. также ККЦ 1174).
С
самого начала существования Церкви
важную роль для христиан, наряду с
индивидуальной молитвой, играла молитва
в общине, к которой призывает верующих
Сам Христос (ср. Мф 18, 20). Л.ч. стала одним
из наиболее ярких ее проявлений. Поэтому,
хотя верующим настоятельно рекомендуется
совершать Л.ч. общинно, даже при
индивидуальном ее совершении она
остается молитвой в единстве со всей
Церковью.
«По
древней христианской традиции отличием
Л.ч. от других богослужений является
то, что она посвящает Богу весь круг дня
и ночи» (Общее
введение к Литургии часов,
10). Тем не менее она глубоко связана с
Евхаристией: «На различные часы дня
Л.ч. распространяет хвалу и благодарение,
воспоминание тайн спасения, ходатайства
и предвкушение небесной славы, которые
присутствуют в евхаристической Тайне,
центре и вершине всей жизни христианской
общины» (там
же
12).
Происхождение
и становление Л.ч.
Христ.
Л.ч. восходит, корнями к в.-з. практике
ежедневных молитв в определенное время
суток. Во времена Христа и апостолов у
иудеев существовал обычай совершения
домашних вечерних и утренних благодарений.
В некоторых течениях иудаизма (ессеи,
терапевты)
молитвы читались по меньшей мере трижды
в день: вечером, утром и в полдень
(возможно, к этому добавлялась еще
молитва в полночь).
У
первых христиан сохранились утренние
и вечерние молитвы, которые, вероятно,
совершались общинно по образцу служб
синагогального типа, куда входили
благодарственные молитвы в соединении
с чтением Св. Писания и его последующим
толкованием.
Уже
во II—IV вв. в среде христиан наметилась
тенденция к более частым ежедневным
молитвам, причем определенные часы
ассоциировались с теми или иными библ.
событиями, происшедшими в это же время
суток: 3-й
час,
соответствующий
совр. 9 ч утра, — распятие Христа (ср. Мк
15, 25) или Сошествие Св. Духа на апостолов
в день Пятидесятницы (ср. Деян 2, 15); 6-й
час, т.е.
полдень, — молитва Христа на кресте (Лк
23, 34-44) или молитва Петра (Деян 10, 9); 9-й
час,
соответствующий
нынешним 3 ч пополудни, — смерть Христа
на кресте (Лк 23, 44) или молитва Петра и
Иоанна в храме (Деян 3,1); час
пения петуха
(перед
рассветом) — отречение Петра; и т.п. В
раннехрист. источниках сведения о
времени молитвы в течение суток разнятся:
так, Климент Александрийский сообщает
о том, что некоторые молятся в 3-й, 6-й и
9-й часы (Строматы
7);
Тертуллиан выделяет т.н. законные молитвы
(по образцу в.-з. предписаний), обязательные
утром и вечером, а также молитву в 3-й,
6-й, 8-й часы и ночью (О молитве
24-27; О посте 10; К жене 11);
Апостольское предание, приписываемое
Ипполиту Римскому, говорит о молитвах
утром, в 3-й, 6-й и 9-й часы, перед сном, в
полночь и на заре (при пении петуха).
Однако с IV в. наиболее обычным для христ.
общин стало молитвенное освящение
завершения и начала дня. В этот период
в городах засвидетельствована традиция
ежедневных соборных служб вечером перед
заходом солнца и утром при восходе (об
этом писали Евсевий Кесарийский, Епифаний
Кипрский, Иоанн Златоуст, Феодорит
Кирский и др.). С кон. IV в. в Иерусалиме
известны также продолжительные ночные
бдения.
Новый
импульс к развитию молитв и богослужений
суточного круга появился с возникновением
в IV в. монашества. Стремление монахов к
непрестанной молитве обусловило практику
деления суток на более или менее равные
промежутки, в каждый из которых совершается
молитва или служба. Число таких промежутков
варьировалось от 2 до 24 (от этого зависела
и продолжительность молитвы). Т.о., монаш.
богослужение суточного цикла имело
своей осн. целью поддержание регулярности
молитвы. Его основу составляла книга
Псалтири, фрагменты которой читались
в определенном порядке (напр., устав св.
Бенедикта предписывал прочтение всей
Псалтири в течение недели).
В
эпоху раннего Средневековья шел процесс
взаимовлияния различных традиций
совершения Л.ч.
Во
мн. литург. традициях закрепились 7 служб
суточного круга (ввиду буквального
понимания слов Пс 119, 164 о семикратном
ежедневном восхвалении Бога). Среди них
вечерню и утреню как выделяющиеся по
значимости принято называть великими
часами, а
остальные службы — малыми
часами. Их
основу по-прежнему составляют псалмы,
которые могут дополняться чтениями из
Св. Писания, песнопениями и молитвами.
Л.ч.
в визант. обряде
Среди
множества монаш. традиций совершения
богослужений суточного круга в эпоху
зрелого Средневековья в Византии
выделились и приобрели наибольшее
влияние два устава: иерусалимский
(восходящий к традиции монастыря Св.
Саввы Освященного) и студийский
(восходящий к практике Студийского
монастыря в Константинополе). В позднее
Средневековье они почти полностью
вытеснили др. монаш. уставы в Правосл.
Церкви и, в более или менее сокращенном
виде, вошли в приходскую практику. На
Ближнем Востоке и Балканах утвердился
студийский устав; на Руси, где он поначалу
имел сильное влияние, в конечном счете
его вытеснил иерусалимский.
Обычные
службы суточного круга в визант. обряде
следующие (в скобках указывается их
исходное время, которое на практике
нередко изменялось): вечерня (при заходе
солнца), повечерие («по вечере», т.е.
после ужина), полунощница (до рассвета),
утреня (при восходе солнца), 1-й час
(ранним утром), 3-й час (9 ч утра), 5й час
(полдень), 9-й час (3 ч пополудни). Могут
быть добавлены и некоторые др. службы.
Литург.
день в визант. обряде формально длится
с захода солнца накануне данной
календарной даты до следующего захода
солнца. Фактически это не всегда
соответствует таким временным рамкам
ввиду ист. перемещения некоторых
богослужений на др. время суток. Особенно
это характерно для иерус. устава, где
утреню нередко присоединяют к вечерне
и, соответственно, совершают вечером
(соединение этих служб в воскресные и
праздничные дни называется всенощным
бдением).
Л.ч.
в римском обряде до реформы II Ватиканского
собора
В
рим. обряде в Средневековье оформились
7 канон, часов (в действительности 8, но
утреня
и лауды
традиционно считались за один час,
поскольку обычно совершались подряд):
1) вечерня (vesperae),изначально
совершавшаяся ранним вечером; 2) повечерие
(completorium,
буквально завершение
дня);
3) утреня (matutinum),
в некоторых частных традициях именовавшаяся
более древним названием бдения
(vigiliae),поскольку
первоначально совершалась ночью, до
рассвета, и лауды
(laudes),исходно
служившиеся на заре; 4) 1-й
час ([hora]prima),совершавшийся
ранним утром; 5) 3-й
час ([hora] tertia)—
в 9 ч утра; 6) 6-й час
([hora] sexta)—
в полдень; 7) 9-й час
([hora] попа)
— в 3 ч пополудни.
Каждый
литург. день начинался с вечерни, которая
совершалась вечером накануне данной
календарной даты. В отличие от «простого
дня», праздник заканчивался не к вечеру
данного дня, а к полуночи (имея, т.о.,
вторую вечерню: в таком случае проблема
совершения первой вечерни следующего
дня решалась по соответствующим
предписаниям, в зависимости от ранга
каждого из празднований). Утреня в
соединении с лаудами тоже нередко стала
совершаться вечером накануне.
В
богослужении суточного круга на Западе
важное место уделялось чтению Св. Писания
и др. текстов, связанных с христ. традицией.
Особое место среди часовых служб
принадлежало утрене, включавшей в себя
2 серии чтений из Св. Писания, Отцов
Церкви и житий святых.
Богослужебные
тексты суточного круга, первоначально
содержавшиеся в различных книгах, в
XI—XII вв. стали объединяться в специальные
книги, получившие название бревиариев.
Ежедневное
совершение каждого из канон, часов (будь
то общинное или индивидуальное) со
временем было вменено в обязанность
всем клирикам (со степенью посвящения
начиная с субдиакона), а также
монашествующим, принесшим вечные обеты,
если иное не предусмотрено их уставом
(ККП 1917, кан. 135, 413; сохранено в более
смягченном виде в ККП 1983, кан. 276 § 2, п.
3; см. также разъяснения префекта Конгр.
богослужения и таинств от 15.11.2000).
Уже
с эпохи позднего Средневековья Л.ч. на
Западе заметно утратила характер
общинного богослужения, сохраняясь в
таком виде только в тех монаш. орденах
и конгр., где уставом была предусмотрена
молитва в хоре
(в приходах сохранялась только вечерня
в кануны воскресений и праздников, и то
далеко не везде). Аля мн. клириков и
монашествующих Л.ч. превратилась в
сугубо частное молитвенное действие,
которое, тем не менее, понималось как
молитва всей Церкви.
Л.ч.
в римском обряде после реформы
I
Ватиканский собор постановил
реформировать Л.ч. в целях лучшего ее
соответствия своему предназначению. В
частности, было решено: «Поскольку цель
Литургии часов — освящение дня, то
традиционный круг часов следует
преобразовать, чтобы по мере возможности
каждый час соответствовал своему
действительному времени» (SC
88). Помимо прочих преобразований
было разрешено более широко использовать
в Л.ч. совр. языки, ввести в нее больше
чтений из Св. Писания и дух. писателей,
а также содействовать большему
распространению ее общинного совершения,
в т.ч. с участием мирян.
В
результате реформы, осуществленной
после собора, произошло упрощение
суточного богослужебного круга и
уменьшение числа литург. часов. Суточный
круг богослужений открывается
предначинанием (invitatorium),
за
которым следуют час
чтений (officium lectionis,также
всенощное бдение), представляющий собой
преобразованную утреню в соединении с
хвалами утренними
(laudes matutinae;у
рус. католиков именуется также просто
утреней); однако место часа чтений в
суточном круге не является четко
фиксированным, поскольку его роль
состоит не в освящении какого-то
определенного времени суток, а в наделении
Л.ч. более обильным библ., святоотеческим,
житийным и вероучительным содержанием
в виде предписанных на данный день
пространных чтений из Св. Писания и соч.
Отцов Церкви, и поэтому он может
присоединяться к др. часовым службам.
В середине дня совершается дневной
час (hora media),который,
в зависимости от времени, когда его
совершают, может называться 3-м
часом, 6-м часом
или 9-м часом (обычай
совершать все эти 3 часа сохранился
только в тех монаш. общинах, где это
предписано уставом). Ранним вечером
совершается вечерня (vesperae),а
более поздним — повечерие (completorium).Литург.
день исчисляется от полуночи до полуночи,
за исключением воскресных дней и
торжеств, которые начинаются с 1-й вечерни
накануне.
Утреня
и вечерня могут присоединяться к мессе.
Богослужения
суточного круга в рим. обряде по-прежнему
содержат ряд постоянных структурных
элементов, входивших в них еще в Средние
века; к их числу относятся гимн (hymnus),псалмодия
(psalmodia),содержащая
псалмы или песни (кантики)
из ВЗ
и
НЗ;
антифоны
(antiphona)—
строфы, обрамляющие псалмы или песни
либо повторяющиеся между их стихами;
чтение (lectio),
которое
остается кратким на всех литург. часах,
кроме часа чтений (однако на великих
часах краткое чтение может быть заменено
пространным); ответ
на слово Божие
(responsio
ad verbum Dei);
песнь
из НЗ, постоянная для завершения утрени,
вечерни и повечерия; прошения;
[заключительная] молитва часа (oratio
[conclusiva]
horae),
меняющаяся
в зависимости от часа, дня недели или
дня церк. года.
Малые
часы включают постоянный для каждого
часа гимн, 3 псалма с антифонами, краткое
чтение и заключительную молитву. В
отличие от дореформенного времени
изменяемые части варьируются не с
недельной периодичностью, а с 4-недельной,
за исключением некоторых элементов,
имеющих иную периодичность; 1-й час вовсе
упразднен.
В
результате реформы Л.ч. римского обряда
на смену бревиарию пришла новая книга,
по которой с 1971 совершаются богослужения
суточного круга — Liturgia
Horarum,
seu
Officium Divinum (Литургия
часов,
или
Божественное служение).
Ее
основу составляет Psalterium
per quattuor hebdomadas distributum
(Четырехнедельная
Псалтирь),
в
которую включены почти все псалмы (при
сокращении текста некоторых из них) и
гимнографические фрагменты ВЗ и НЗ,
распределенные по дням недели 4-недельного
цикла и литург. часам. В совр. литург.
практике книга Л.ч. состоит из 4 томов:
1-й относится к периоду Адвента и
Рождественского времени; 2-й — к Великому
посту и Пасхальному времени; 3-й и 4-й —
к Рядовому времени. Каждый из томов
имеет следующую структуру: 1-я часть
обычно включает в себя библ. и святоотеческие
чтения; 2-я — псалмодию; 3-я — частные
последования святым; 4-я — общие
последования святым. Существуют
сокращенные версии Л.ч. для индивидуального
или общинного совершения литург. часов
мирянами.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1716-1721.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.