К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Литургическое движение
Литургическое
движение —
совокупность инициатив в Зап. Церкви,
предпринимавшихся в ΧΙΧ-ΧΧ
вв.
с целью возрождения активного,
сознательного и плодотворного участия
народа в богослужении.
Началом
Л.д. принято считать 1830-е, когда франц.
бенедиктинец П. Геранже предпринял
первые шаги по возрождению ср.-век.
традиций катол. богослужения и по литург.
просвещению. Его книги вскоре получили
распространение во мн. странах, способствуя
лучшему пониманию богослужения среди
широких масс верующих. Одновременно,
хотя и независимо, в англиканской среде
зародилось Оксфордское движение,
ставившее широкий спектр задач, в т.ч.
и в области литург. возрождения. Немалая
роль в развитии в Зап. Европе интереса
к культуре Средневековья и богослужению
как одному из ее элементов принадлежала
деятелям романтизма. Большинство
представителей Л.д. этого периода
усматривало идеал литург. жизни Церкви
в Средневековье, несмотря на то что в
ту эпоху первоначальные христ.
представления о значении богослужения
были в определенной степени забыты.
Кроме того, катол. Л.д. было направлено
в большей мере на возрождение роли
богослужения для монашествующих, нежели
для мирян.
Принципиально
новый этап Л.д. развернулся в нач. XX в.
Реформаторские начинания Папы Пия X
(поощрение общинного участия в мессе,
частого причащении и
др.) создали почву для дальнейшего
развития Л.д. Одним из пионеров нового
этапа стал белы, свящ.-бенедиктинец
Ламбер Бодуэн (1873-1960). Издававшийся им
журнал Questions
liturgiques
et paroissiales
способствовал
обмену литург. опытом в жизни Церкви, а
книга Бодуэна La
piete
de l'Eglise (Благочестие
Церкви)
явилась своего рода манифестом Л.д. С
1925 началось создание Бодуэном в Бельгии
монастырей визант. обряда (в т.ч. Шеветонь),
что способствовало более углубленному
изучению на Западе восточнохрист.
традиции, мн. элементы которой впоследствии
органично вошли в литург. жизнь католиков
лат. Обряда.
С
нач. XX в. наметился существенный прогресс
в катол. литургике и литург. богословии.
В 1920-е одним из наиболее заметных науч.
центров стало бенедикт. аббатство Мариа
Лаах в Германии. Труды таких его деятелей,
как И. Хервеген и О. Казель, способствовали
более глубокому пониманию различных
сторон литург. жизни Церкви, а также
сущности богослужения в целом.
С
1930-х Л.д. особенно интенсивно развивалось
во Франции, где, в отличие от др. стран,
пользовалось поддержкой церк. иерархии
и практич. нововведения приняли более
организованный характер. В 1943 там был
создан Нац. центр литург. пастырства
под руководством Б. Ботта и А. Мартимора.
Во Франции в литург. практику вошли
«диалоговые мессы» (на которых верные,
как в раннехрист. период, произносили
определенные слова в ходе мессы),
причащение верных только во время мессы
(прежде это зачастую делалось вне мессы),
дублирование лат. библ. чтений на франц.
языке, пение на богослужениях псалмов
во франц. переводе и др.
Результатом
Л.д. стала начатая в 1948 Пием XII литургическая
реформа, которая приобрела вероучительное
и методологическое обоснование в конст.
II Ватиканского собора Sacrosanctum
Concilium
(1963).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1698-1699.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.