Литургическая реформа - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Литургическая реформа

Литургическая реформа — изменение существующей богослужебной практики, проводимое церк. властями.

Л.р. на Западе до сер. XX в.

В I тыс. с именами неск. Римских пап, в т.ч. Григория I Великого, связываются реформаторские инициативы в области богослужения, однако недостаток сведений не оставляет возможности конкретной характеристики.

В XI в. Григорий VII осуществил радикальную унификацию богослужения на Западе в соответствии с рим. обрядом. В кон. XII — нач. XIII в. по поручению Иннокентия III была проведена реформа бревиария.

Существенная Л.р. была предпринята после Тридентского собора, на заключительной сессии которого (4.12.1563) Папе Пию V было поручено сделать пересмотр миссала и бревиария. Осн. целью этой Л.р. являлось устранение различий, существовавших в литург. практике отд. церк. общин, и максимальная защита богослужения от проникновения в него необоснованных нововведений; с др. стороны, имело место стремление вернуть литургию к правилам и обычаям эпохи патристики. В результате Пий V и его преемники издали новые богослужебные книги, большая часть которых стала обязательной для использования в рим. обряде, а также упразднили все иные зап. литург. обряды, за исключением тех, история существования которых насчитывала более 200 лет.

В нач. XX в. ряд реформаторских шагов в области богослужения и таинств был предпринят Папой Пием X: поощрение частого и даже ежедневного причащения Св. Даров (1905), а также причащения детей начиная с 7-летнего возраста (1910), перераспределение псалмов в службах суточного круга (1911) и др.

Л.р. на Востоке

В ранневизант. время Л.р. неоднократно предпринимались в Константинополе. Несмотря на недостаток данных, есть основания полагать, что Иоанн Златоуст (кон. IV — нач. V в.) привнес в столицу антиох. литург. практику, а также боролся против излишней пышности служб и неоправданной их краткости. Некоторые Л.р. проводились также в правление имп. Юстиниана I (VI в.) и при патр. Фотии (IX в.).

На Руси Л.р. была осуществлена в сер. XVII в. патр. Никоном, который привел ряд норм литург. жизни Русской Правосл. Церкви к единообразию с греч. аналогами, а также подверг пересмотру церковно-слав. тексты богослужебных книг. Эти реформы встретили сопротивление со стороны старообрядцев (старообрядчество).

Готовность к новой Л.р. созрела в значительной части Русской Правосл. Церкви в нач. XX в. (обсуждались вопросы об использовании в богослужении совр. рус. яз., гласном чтении «тайных» священнических молитв и др. изменениях). На поместном соборе 1917-18 возможность дальнейшей Л.р. в целом получила одобрение. Попытку осуществления Л.р. предприняли в 1920-е т.н. «обновленцы», но их не поддержало большинство правосл. Верующих.

Л.р. в Католической Церкви во 2-й пол. XX в. Литургическое движение в Католической Церкви, развернувшееся во мн. странах в 1-й пол. XX в., способствовало тому, что в кон. 1940-х Папа Пий XII инициировал новую Л.р., началом которой стала энц. MediatorDei (20.11.1947). В 1948 Пием XII была учреждена Комиссия по Л.р., первым заметным шагом которой было одобренное Папой в 1951 решение восстановить в рим. обряде на экспериментальной основе древний обычай торжественно совершать службу навечерия Пасхи в пасхальную ночь. Это, наряду с последующей новой редакцией богослужений Страстной недели (1955), способствовало возвращению Пасхе ее первоначального центр, места в ходе литургического года.

К результатам работы Комиссии по Л.р. относится также постепенное (с 1953) сокращение евхарист. поста и ввиду этого разрешение служить мессы в вечернее время; упрощение отд. рубрик в богослужебных книгах (1955); частичное допущение использования в литургии совр. нац. языков, в частности при чтении Св. Писания, а также введение богослужебных книг с параллельным переводом, которые могли бы использоваться при совершении таинств (1956); узаконение некоторых форм более активного участия народа в богослужении, в частности т.н. диалоговых месс, в которых предполагалось произнесение верующими изначально предназначенных для них текстов (1958); пересмотр всего состава рубрик Римского миссала и Бревиария (1960); ревизия 2-й ч. Римского К понтификала (1962).

Ключевую роль в развитии Л.р. сыграл II Ватиканский собор. Осн. документом для дальнейшей Л.р. стала соборная конст. о Свящ. литургии Sacrosanctum Concilium,принятая 4.12.1963. Решения собора в этой сфере были неразрывно связаны с его гл. целью — осмыслить миссию Церкви в совр. мире. Именно в этом контексте были определены осн. задачи предстоящей Л.р.: привести в соответствие с потребностями эпохи те литург. установления, которые подвержены изменениям, поддерживать все то, что может способствовать единению всех верующих во Христа и помогает призвать всех людей в лоно Церкви (ср. SC 1).

В вопросе о принципиальной возможности Л.р. собор исходил из того, что «литургия состоит из части неизменной (ибо она установлена свыше) и из частей, подлежащих изменениям» (SC 21). Л.р. никоим образом не предполагала отказа от верности традиции, но, напротив, сопровождалась тщательным богосл., ист. и пастырским исследованием отд. частей литургии, а также принятием во внимание общих законов ее строя и духа (ср. SC 23). В значительной части излагаемых в конст. директив по дальнейшему реформированию богослужения имелся в виду исключительно рим. обряд (ср. SC 3). Это обусловлено тем, что, если в среде верующих рим. обряда потребность в Л.р. уже давно естественно созрела, то иначе обстояло дело с католиками вост. обрядов, характеризующихся более устойчивыми литург. нормами. В большинстве этих обрядов речь о возможных реформах богослужения и по сей день ведется крайне осторожно, хотя есть и исключения (в 1990-х на Украине греко-католики в большинстве приходов частично перешли с церковно-славянского на укр. Язык).

Осн. цель Л.р. собор усматривал в том, «чтобы все верующие пришли к тому полному, сознательному и деятельному участию в совершении литургии, которого требует сама ее природа...» (SC 14).

К важнейшим направлениям Л.р, отнесено также усиление воспитательной и катехетической функции богослужения (SC 33 и др.); первостепенное значение имело использование совр. нац. языков в молитвах и чтении слова Божия (SC 36). Св. Писанию и его толкованию было отведено в литургии значительно более заметное место (SC 24, 35, 52).

В ходе дальнейших изменений предполагалось, что литург. обряды должны отличаться «ясностью благодаря своей краткости», избегать «бесполезных повторов» и соотноситься «со способностями верных к пониманию» (SC 34).

Особое место собор уделил таинству Евхаристии как средоточию всей литург. жизни Церкви (ср. SC 6). Поэтому чин мессы было решено пересмотреть так, чтобы более явственным стал смысл, присущий каждой отдельной ее части, и более понятной была взаимосвязь между этими частями. При сохранении тех элементов мессы, существо которых должно оставаться неизменным, надлежало упростить их за счет того, что было в них добавлено без особой пользы, и, напротив, вернуть в богослужение то ценное и полезное, что с веками из него исчезло (ср. SC 50). Собор настаивал также на причащении верных непосредственно во время мессы, а также рекомендовал восстановление практики причащения под двумя видами (SC 55) и сослужения (SC 57).

Кроме того, решено было восстановить литург. оформление катеху мената (SC 64, 66); пересмотреть обряд миропомазания, «чтобы яснее выявить связь этого таинства со введением в христианскую жизнь» (SC 71); изменить отношение к елеосвящению, чтобы оно не воспринималось как таинство, предназначенное исключительно для умирающих (SC 73); реформировать обряд отпевания таким образом, чтобы он выражал пасхальный характер смерти христианина (SC 81).

В целях лучшего соответствия Литургии часов ее предназначению собор постановил провести пересмотр традиционного круга часов, «чтобы по мере возможности каждый час соответствовал своему действительному времени» (SC 88), а также распределить псалмы не в границах одной недели, а на более длительный промежуток времени (SC 92).

Круг литург. года решено было реформировать таким образом, «чтобы при сохранении или восстановлении традиционных обычаев и правил относительно праздников и постов соответственно условиям нашей эпохи остался в целости и присущий им исконный характер, дабы благочестие верных должным образом питалось в праздновании тайн христианского искупления, и прежде всего — Пасхальной тайны» (SC 107).

Собор указал также на важную роль инкультурации в Л.р.: «Следует предоставить место закономерным различиям и преобразованиям применительно к тем или иным группам верных, регионам и народам, особенно в местах миссионерской деятельности» (SC 38).

Для дальнейшей разработки постановлений собора и проведения в жизнь намеченной Л.р. (в первую очередь подготовки обновленных редакций богослужебных книг) Папа Павел VI учредил 25.01.1964 Совет по осуществлению Конст. о Свящ. литургии (Consilium ad exsequendam constitutionem de Sacra Liturgia), в который вошли ведущие специалисты по литургике, а также др. областям знания, связанным с богослужением (богословы, библеисты, канонисты, филологи, музыковеды и пр.). Совет работал в тесном взаимодействии с рим. Конгрегацией свящ. обрядов (с 1970 — Конгр. богослужения и таинств) вплоть до 1975, когда дальнейшее осуществление Л.р. было полностью передано в ведение Конгр. богослужения и таинств.

Уже в 1965 был проведен первоначальный пересмотр чина мессы. В последующие годы были санкционированы новые аспекты его реформирования, в т.ч. гласное чтение священнических молитв, служение лицом к народу, введение новых евхаристических молитв. В 1969 разработаны Общие нормы для литургического года и Общий Римский календарь, что сделало возможным издание новой редакции Римского миссала в соответствии с реформированным годичным кругом. Выработаны принципы адаптации мессы для особых групп людей (1969), в частности глухонемых (1970), а также мессы с участием детей (1973).

С сер. 1960-х началась подготовка новых редакций др. богослужебных книг. Работа над некоторыми из них заняла мн. годы, однако к кон. XX в. ббльшая часть книг была опубликована. Некоторые чинопоследования стали печататься не в составе прежних книг (требник, понтификал), а как самостоятельные издания; подобным же образом библ. чтения мессы были выделены из миссала в самостоятельное собр. (лекционарий).

В компетенции конференций епископов находится осуществление различного рода региональных адаптаций богослужения, включая перевод на местные языки. С разрешения Апост. Престола местные церк. власти могут позволять проведение предварительных литург. экспериментов в течение определенного срока (SC 40).

Л.р. далеко не всеми в Католической Церкви была воспринята с одобрением. Ее отказались принять мн. общины католиков-традиционалистов (в частности, лефевристы). Стремясь избежать раскола, Апост. Престол разрешил совершать богослужения по дореформенным литург. книгам, изданным в 1962 (ср. индульт Конгрегации богослужения и таинств Quattuor abhinc annosот 31.10.1984 и апосг. послание Иоанна Павла II Ecclesia Deiот 2.07.1988). Ныне Тридентская месса служится (на основании индульта) в отд. храмах в ряде епархий, а также в Братстве св. Петра, в персональной апост. администратуре св. Иоанна Марии Вианнея в г. Кампус.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1693-1698.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024