К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Литания
Литания
(греч.
λιτανεία
—
моление, лат. litania)
— разновидность молитвы, в которой
призывания или прошения, обращенные к
Богу или святым, дополняются повторяющимися
просительными возглашениями.
Термин
«Л.» использовался христианами по
меньшей мере со II в., преимущественно
означая моления общинного
характера. Со временем он закрепился в
значении молитвы в форме серии (или
неск. серий) прошений, каждое из которых
сопровождается возглашением (для отд.
серии это возглашение, как правило,
одинаковое). С V в. слово «Л.» чаще всего
относили к молению во время процессии
вне храма. В Константинополе, где подобное
моление называлось также литией, термин
«Л.» не применялся к молитве внутри
храма вплоть до X в. (аналогичная храмовая
молитва обозначалась в визант. богослужении
терминами σύναπτη —
«связанная», διακονικά
— «диаконские [прошения]»,
ввиду обычая их произнесения диаконами,
έκτένεια
— ектения).
На
Западе термин «Л.» использовался и
применительно к молению в храме, хотя
не утратил своей связи с процессиями,
в отношении которых в Риме с сер. IV в.
иногда употреблялся термин letania.
В
вост. традициях молитвы, относящиеся к
типу Д., часто входят в состав разных
богослужений, на Западе они присутствуют
в меньшем количестве. Тем не менее,
известно, что в Риме в VI в. в начале
Божественной литургии фигурировала
большая Л. с прошениями о нуждах Церкви
и всего мира, впоследствии вышедшая из
обихода (вместо нее осталось песнопение
Kyrie eleison,типологически
представляющее собой, как и Agnus
Dei, кратчайшую
Л.). Есть основания предполагать, что на
Западе, как и на Востоке, первоначально
был распространен обычай завершать
Литургию слова «общей молитвой» (в т.ч.
о катехуменах, которые после этого
покидали евхарист. собрание), представлявшей
собой тоже Л.; в рим. обряде Л. сохранилась
только в богослужении Страстной пятницы,
однако в XX в. в ходе литург. реформы была
возрождена под названием Молитвы верных
(или всеобщей молитвы). В амвросианском
обряде Л. произносились по воскресеньям
Великого поста вместо великого
славословия; в кельтском обряде — между
апост. и еванг. Чтениями.
Л.
предписывалась уставом св. Бенедикта
в завершение каждого канон, часа (Литургия
часов), что утвердилось в дальнейшей
практике богослужений суточного круга.
Одной
из наиболее древних разновидностей Л.
было призывание имен многочисл. святых
с обращенным к каждому из них прошением
о молитве (известна на Востоке с III в.,
на Западе — с кон. V в.). В зап. традиции
такой тип Л. со временем приобрел название
Л. всем святым. В различных местах частные
особенности этой Л. варьировались, а
списки упоминаемых в ней святых все
увеличивались. В 1570 редакция этой Л.,
бытовавшая в Риме, была официально
утверждена для всей Католической Церкви,
с запретом вносить в нее изменения в
поместных Церквях и в монаш. общинах
без санкции Апост. Престола.
Л.
всем святым особым образом подчеркивает
веру в единство небесной и земной Церкви
и состоит из 3 частей; 1) призывание
милости Божией, за которым следует
перечисление в определенном порядке
чинов святых (так, что в каждом из чинов
неск. святых упоминаются поименно, а
затем называется весь чин) с возглашениями
«Молись (молитесь) о нас» после призывания
каждого имени или чина; 2) обращенные ко
Христу прошения о милосердии ввиду
совершенных молящимися зол и тех
бедствий, которые могут им грозить, а
также с перечислением спасительных
заслуг Самого Христа (сопровождается
возглашениями «Избавь нас, Господи»);
3) смиренное признание молящимися своей
греховности, следом за которым они
испрашивают у Бога конкретных милостей,
сопровождая каждое из прошений
возглашением «Услышь нас» (прошения
могут изменяться в зависимости от
контекста произнесения Л. и определенной
ее интенции).
Существует
3 осн. формы Л. всем святым: 1) полная (в
частности, при посвящении в диаконы,
пресвитеры и епископы, при принесении
монаш. обетов, при освящении храмов и
алтарей, а также при молениях в особых
нуждах); 2) сокращенная крещальная (при
совершении таинства крещения, а также
в литургии крещения в навечерие Пасхи);
3) сокращенная для чтения над умирающим
(содержала серию особых прошений и не
использовалась ни в каких др. случаях).
В
эпоху зрелого и позднего Средневековья
в Зап. Европе создавались многочисл.
тексты новых Д., посвященных каждому из
Божественных Лиц, Св. Дарам, Преев. Деве
Марии, различным аспектам почитания
Христа и Богородицы, отд. святым, а также
о душах в чистилище и т.п. К нач. XVII в.
было известно ок. 80 разных Л. Во избежание
злоупотреблений декрет Свящ. Канцелярии
от 6.09.1601 ограничил дальнейшие возможности
публикации новых текстов Л. Впоследствии,
однако, Апост. Престол ввел неск. новых
Л. в широкий обиход.
Особой
популярностью в Католической Церкви
пользуется Лоретанская Л. Пресвятой
Деве Марии (1-я публикация в 1558), изначально
читавшаяся в Лорето каждую субботу.
Лоретанская Д., состоящая в осн. из череды
эпитетов Богородицы (в т.ч. символических,
значительная часть которых библ.
происхождения), сопровождающихся
возглашением «Молись о нас», во многом
сходна с рядом Л. Деве Марии, написанных
во 2-й пол. XV в., которые, в свою очередь,
восходят к наиболее ранним богородичным
Д., датируемым XII в. В 1587 Папа Сикст V
буллой Reddituriодобрил
употребление Лоретанской Л. (наряду с
Л. Святейшему Имени Иисуса, появившейся,
возможно, еще в нач. XIV в.). В дальнейшем
некоторые из Римских пап добавляли в
текст Лоретанской Л. новые титулы
Богородицы.
В
XIX-XX вв. к
числу Д., одобренных Апост. Престолом,
добавились Л. Святейшему Сердцу Иисуса
(1861), Л. св. Иосифу (1909) и Л. Драгоценнейшей
Крови Иисуса (1960).
В
последние века тексты Л. переводились
на нац. языки и публиковались в
молитвенниках, все больше укореняясь
в нар. благочестии. Верующие стали чаще
пользоваться ими в индивидуальной
молитвенной практике. В ряде стран
закрепился обычай посвящать месяц май
Деве Марии с ежедневным чтением
Лоретанской Л., а июнь — Сердцу Иисусову
(с соответствующей Д.); Дев XIII рекомендовал
также верующим сопровождать чтением
Лоретанской Л. молитву розария в октябре.
Традиция
пения Л. на те или иные мелодии существует
с древности. Лоретанскую Л. впервые
положил на музыку в 1575 Констанцо Порто,
регент базилики в Лорето.
В.А.
Моцартом написаны две Лоретанские Л.
(К 109; К 195) и две Л. Св. Дарам.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1673-1676.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.