Лионский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Лионский обряд

Лионский обряд (ritus Lugdunensis) — литург. обряд, до XX в. сохранявшийся в архиепархии Лиона, епископская кафедра которого считается во Франции примациалъной (обладающей первенством чести — как древнейшая в этой стране); представляет собой одну из местных разновидностей римского обряда, ввиду чего называется также римско-лионским обрядом (ritus Romano-Lugdunmsis).

Большинство ученых придерживаются гипотезы о том, что мн. особенности Л.о. были введены в кон. VIII — нач. IX в., когда еп. Лиона Леидрад по поручению Карла Великого реформировал богослужение, введя рим. обряд наряду с обычаями, заимствованными из дворцовой капеллы Ахена.

Наиболее существенно особенности Л.о. проявлялись в совершении торжественных месс при сравнительно большом числе сослужащих священников и прислуживающих министрантов. Само устроение пресвитерия в примациальном соборе Св. Иоанна, как и в ряде др. лионских храмов, имело некоторые отличия: напр., расположение алтаря делало возможным его обход.

Особой торжественностью отличались понтификальные мессы, в которых помимо архиепископа участвовали 6 свящ., 6 диаконов, диакон-каноник, 6 субдиаконов, субдиакон-каноник, 7 аколитов и 8 министрантов (из них 6 несли архиепископские инсигнии, а 2 поддерживали гремиал архиепископа).

Церемониал мессы Л.о. предусматривал большое количество особых, не указанных в Римском церемониале перемещений клириков, перемены некоторыми из них литург. облачений, множество поклонов и коленопреклонений.

Приготовление даров, совершавшееся перед чтением Евангелия, происходило не на гл. алтаре, а в боковой часовне. Перед вливанием вина в чашу один из священников символическим образом пробовал качество вина — подходит ли оно для богослужения. Из часовни приготовленные дары с процессией переносились на гл. алтарь. Собственно приношение даров происходило в пресвитерии собора после чтения Евангелия и Символа веры: оно сопровождалось неск. особыми церемониями, напр. обрядом приношения малых гостий всеми клириками, которым надлежало причащаться во время мессы.

Перед причащением архиепископ, надев митру и взяв пастырский жезл, произносил торжественное благословение. Причастившись, архиепископ вначале преподавал Тело Христово диаконам, субдиаконам и аколитам, которые затем отпивали немного неосвященного вина из отд. чаши; после этого причащались священники.

2 раза в год (на Пасху и в др. день по собственному выбору) архиепископ преподавал в конце мессы благословение по папскому чину, предварявшееся предоставлением полной индульгенции.

В Великий четверг священники, сослужившие архиепископу на мессе, произносили вместе с ним все молитвы от приношения даров до начала причащения. В этот же день после обряда омовения ног совершалась церемония трапезы клириков.

Л.о. просуществовал вплоть до сер. XX в. (традиция была прервана после Франц. революции и восстановлена в кон. XIX в.). В ходе литург. реформы его элементы почти полностью исчезли ввиду общей тенденции к упрощению церемониала.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1666-1667.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024