К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Лионский обряд
Лионский
обряд (ritus
Lugdunensis)
— литург. обряд, до XX в. сохранявшийся
в архиепархии Лиона, епископская кафедра
которого считается во Франции примациалъной
(обладающей
первенством чести — как древнейшая в
этой стране); представляет собой одну
из местных разновидностей римского
обряда, ввиду чего называется также
римско-лионским
обрядом
(ritus
Romano-Lugdunmsis).
Большинство
ученых придерживаются гипотезы о том,
что мн. особенности Л.о. были введены в
кон. VIII — нач. IX в., когда еп. Лиона Леидрад
по поручению Карла Великого реформировал
богослужение, введя рим. обряд наряду
с обычаями, заимствованными из дворцовой
капеллы Ахена.
Наиболее
существенно особенности Л.о. проявлялись
в совершении торжественных месс при
сравнительно большом числе сослужащих
священников и прислуживающих министрантов.
Само устроение пресвитерия в примациальном
соборе Св. Иоанна, как и в ряде др. лионских
храмов, имело некоторые отличия: напр.,
расположение алтаря делало возможным
его обход.
Особой
торжественностью отличались понтификальные
мессы, в которых помимо архиепископа
участвовали 6 свящ., 6 диаконов,
диакон-каноник, 6 субдиаконов,
субдиакон-каноник, 7 аколитов и 8
министрантов (из них 6 несли архиепископские
инсигнии, а 2 поддерживали гремиал
архиепископа).
Церемониал
мессы Л.о. предусматривал большое
количество особых, не указанных в Римском
церемониале перемещений
клириков, перемены некоторыми из них
литург. облачений, множество поклонов
и коленопреклонений.
Приготовление
даров, совершавшееся перед чтением
Евангелия, происходило не на гл. алтаре,
а в боковой часовне. Перед вливанием
вина в чашу один из священников
символическим образом пробовал качество
вина — подходит ли оно для богослужения.
Из часовни приготовленные дары с
процессией переносились на гл. алтарь.
Собственно приношение даров происходило
в пресвитерии собора после чтения
Евангелия и Символа веры: оно сопровождалось
неск. особыми церемониями, напр. обрядом
приношения малых гостий всеми клириками,
которым надлежало причащаться во время
мессы.
Перед
причащением архиепископ, надев митру
и взяв пастырский жезл, произносил
торжественное благословение. Причастившись,
архиепископ вначале преподавал Тело
Христово диаконам, субдиаконам и
аколитам, которые затем отпивали немного
неосвященного вина из отд. чаши; после
этого причащались священники.
2
раза в год (на Пасху и в др. день по
собственному выбору) архиепископ
преподавал в конце мессы благословение
по папскому чину, предварявшееся
предоставлением полной индульгенции.
В
Великий четверг священники, сослужившие
архиепископу на мессе, произносили
вместе с ним все молитвы от приношения
даров до начала причащения. В этот же
день после обряда омовения ног совершалась
церемония трапезы клириков.
Л.о.
просуществовал вплоть до сер. XX в.
(традиция была прервана после Франц.
революции и восстановлена в кон. XIX в.).
В ходе литург. реформы его элементы
почти полностью исчезли ввиду общей
тенденции к упрощению церемониала.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1666-1667.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.