Лекционарий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Лекционарий
Лекционарий
(лат. lectionarium, от
lectio —
чтение) — богослужебная книга, содержащая
фрагменты текста Св. Писания, приводимые
в определенном порядке, и предписания
относительно последовательности их
литург. Чтения.
В
IV в. появились первые следованные
Библии, отличавшиеся
разметкой чтений на различные дни
литург. года в виде маргиналий,
указывавших начало и окончание
соответствующих фрагментов, а также
содержавших капитулярий
— таблицу начал и окончаний.
Постепенно
как на Востоке, так и на Западе сложилась
традиция использования во время
Божественной литургии самостоятельных
книг, одна из которых содержала свод
чтений из Деяний апостолов и апост.
посланий, другая — из Четвероевангелия
(соответственно, Апостол
и
Евангелие
в визант. обряде, Эпистолярий
и Евангелиарий
в рим. обряде). Помимо них в визант. обряде
имелись профитологии (слав. паримийники),
содержавшие чтения из книг ВЗ и
использовавшиеся в ходе вечерни, а в
рим. обряде имелись также пленарии,
включавшие различные фрагменты из
Писания и церк. традиции для чтения во
время мессы и литург. часов. В мозарабском
обряде фрагменты для чтения на мессе
были сгруппированы в Liber
commicus.
К
кон. X в. в зап. обрядах (а в XIV в. — и в
восточных) наметилась тенденция введения
библ. чтений непосредственно в те
богослужебные книги, которые содержат
частные последования соответствующих
служб (хотя Евангелие,
а на Востоке и Апостол,
продолжали использоваться как
самостоятельные богослужебные книги).
В
рим. обряде с X в. все тексты Писания,
читаемые на мессе, стали включаться в
Миссал в
частные последования. Эта практика была
закреплена реформой богослужебных книг
после Тридентского собора.
Л.
в рим. обряде Католической Церкви был
возрожден в результате литург. реформы
2-й пол. XX в. И Ватиканский собор определил
задачу более полного раскрытия для
верных сокровищницы Библии, «чтобы в
течение установленного числа лет народу
зачитывалась преобладающая часть Св.
Писания» (SC
51).
Тексты библ. чтений мессы (на каждый
день года) было решено свести в отд.
книгу, где они распределены по
соответствующим дням церк. года и циклам
лет (будничные чтения, включающие
фрагменты в.-з. книг, псалмов и Евангелий,
составляют 2-годичный цикл, а воскресные,
включающие фрагменты в.-з. книг, псалмов,
апост. посланий и Евангелий — 3-годичный).
Первоначально было обнародовано общее
указание распределения чтений (Ordo
lectionum Missae, 1981),
а затем и полный Л. рим. мессы на лат.
языке, который в последующие годы был
переведен на нац. языки.
Система
распределения библ. чтений в новом Л.
рим. мессы была заимствована (частично
или даже в значительной степени) рядом
протест. Церквей и общин.
В
совр. литург. практике Л. включает 7
томов: 1-й относится к периодам Адвента
и Рождественского времени; 2-й — к
Великому посту и Пасхальному времени;
3-й, 4-й и 5-й — к Рядовому времени (3-й — с
1-й по 11-ю неделю Рядового времени, 4-й —
с 12-й по 23-ю неделю, 5-й — с 24-й по 34-ю
неделю); 6-й содержит чтения, связанные
с праздниками святых; 7-й — чтения
обрядовых месс, месс по особым случаям
и вотивных месс. В 1976 был издан также Л.
для месс с участием детей, а в 1986 — Л.
для месс в честь Преев. Богородицы.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1605-1607.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 12 Сентября Ближайшее празднование:
Antonii Martyris
15 Сентября (осталось 3 дня)
Календарь
|