Ламентация - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Ламентация

Ламентация (лат. lamentatio — плач, жалоба) — 1) один из литературных жанров Библии; 2) часть латинского богослужения Страстной недели, упраздненная после литургической реформы И Ватиканского собора.

1) В жанре Л. полностью выдержана в.-з. Книга Плача Иеремии; в ВЗ встречается немало др. пассажей, представляющих собой Д., — оплакивания умерших (2 Цар 1, 17-27; 3, 33-34), стенания страждущего, обращенные к Богу (Иов 9, 25 — 10, 22; Пс 102, 1-12). В НЗ примером Л. служит плач по Вавилону в Откр 18, 9-19.

2) lamentatio Ieremiae Prophetae (План пророка Иеремии) ощел в лат. обряд в IX-X вв. Л. (или Threni,от греч. Θρήυος— плач) исполнялась во время ночных литург. часов на Страстной неделе (в четверг, пятницу и субботу) сначала в виде речитатива, а потом в более распевной манере. Как для псалмов, так и для Л. предназначался 6-й тон из 8 церк. модусов. Текст Л. — библ. Книга Плач Иеремии, разделенная на фрагменты (в каждый из трех дней исполнялись 3 фрагмента). Начало Кн. Плач Иеремии — алфавитное (каждый стих начинается с новой буквы по порядку евр. алфавита). Если поначалу вводные буквы евр. алфавита только читались, то в XVII и XVIII вв. они получали муз. Орнаментацию.

К XV в. муз. фрагменты Л. вошли в обряды Темной утрени (Tenebrae).Один из самых ранних сборников Л. был создан в 1474 Й. де Окегемом, главой 2-й нидерл. полифонической школы. В 1506 итал. издатель О. Петруччи (1466-1539) выпустил 2 тома Д., в которые вошли сочинения франко-флам. муз. теоретика и композитора И. Тинкториса (1435-1511), итал. певца и лютниста Б. Тромбончино (1470-1535) и др. авторов рубежа веков, предпочитавших в Л. простой, напевный стиль.

Л., написанные в эпоху Высокого Возрождения и раннего барокко Дж. Палестриной, О. ди Лассо, Г. Аллегри, У. Бёрдом, Дж. Нанино (1544-1607), создавались для многоголосного хора. В сер. XVII в. композиторы искали в Л. выражения индивидуального чувства. В 1660 франц. композитор Мишель Ламбер в Девяти стихах из Темной утрени соединил традиции итал. Л. с франц. придворной арией и тем положил начало новому взгляду на Л. во франц. церк. музыке. Самыми знаменитыми А. XVIII в. стали опубликованные между 1713 и 1717 Legons de Tenebres (Чтения Темной утрени) Ф. Куперена для одного и двух сопрано и органа. В кон. XVIII в. А. писалась и воспринималась гл. обр. как виртуозное вокальное произведение.

После реформы богослужения Страстной недели в 1955 обряды Темной утрени остались только в монаш. общинах. В XX в. Л. писали Э. Кшенек (Л. для хора а сарpella,1941-42) и И. Стравинский (Threni для солистов, хора и оркестра, 1957-58).

С. Кириллова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1492-1493.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024