Ламентация - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Ламентация
Ламентация
(лат.
lamentatio —
плач, жалоба) — 1) один из литературных
жанров Библии; 2) часть латинского
богослужения Страстной недели,
упраздненная после литургической
реформы И Ватиканского собора.
1) В
жанре Л. полностью выдержана в.-з. Книга
Плача Иеремии; в ВЗ встречается немало
др. пассажей, представляющих собой Д.,
— оплакивания умерших (2 Цар 1, 17-27; 3,
33-34), стенания страждущего, обращенные
к
Богу (Иов 9, 25 — 10, 22; Пс 102, 1-12). В НЗ примером
Л. служит плач по Вавилону в Откр 18, 9-19.
2) lamentatio
Ieremiae Prophetae (План
пророка Иеремии) ощел
в лат. обряд в IX-X
вв.
Л. (или Threni,от
греч. Θρήυος—
плач) исполнялась во время ночных литург.
часов на Страстной неделе (в четверг,
пятницу и субботу) сначала в виде
речитатива, а потом в более распевной
манере. Как для псалмов, так и для Л.
предназначался 6-й тон из 8 церк. модусов.
Текст Л. — библ. Книга Плач Иеремии,
разделенная на фрагменты (в каждый из
трех дней исполнялись 3 фрагмента).
Начало Кн. Плач Иеремии — алфавитное
(каждый стих начинается с новой буквы
по порядку евр. алфавита). Если поначалу
вводные буквы евр. алфавита только
читались, то в XVII и XVIII вв. они получали
муз. Орнаментацию.
К
XV в. муз. фрагменты Л. вошли в обряды
Темной утрени (Tenebrae).Один
из самых ранних сборников Л. был создан
в 1474 Й. де Окегемом, главой 2-й нидерл.
полифонической школы. В 1506 итал. издатель
О. Петруччи (1466-1539) выпустил 2 тома Д., в
которые вошли сочинения франко-флам.
муз. теоретика и композитора И. Тинкториса
(1435-1511), итал. певца и лютниста Б. Тромбончино
(1470-1535) и др. авторов рубежа веков,
предпочитавших в Л. простой, напевный
стиль.
Л.,
написанные в эпоху Высокого Возрождения
и раннего барокко Дж. Палестриной, О. ди
Лассо, Г. Аллегри, У. Бёрдом, Дж. Нанино
(1544-1607), создавались для многоголосного
хора. В сер. XVII в. композиторы искали в
Л. выражения индивидуального чувства.
В 1660 франц. композитор Мишель Ламбер в
Девяти стихах из
Темной утрени
соединил традиции итал. Л. с франц.
придворной арией и тем положил начало
новому взгляду
на
Л. во франц. церк. музыке. Самыми знаменитыми
А. XVIII в. стали опубликованные между 1713
и 1717 Legons de Tenebres (Чтения Темной
утрени)
Ф. Куперена для одного и двух сопрано и
органа. В кон. XVIII в. А. писалась и
воспринималась гл. обр. как виртуозное
вокальное произведение.
После
реформы богослужения Страстной недели
в 1955 обряды Темной утрени остались
только в монаш. общинах. В XX в. Л. писали
Э. Кшенек (Л. для хора а
сарpella,1941-42)
и И. Стравинский (Threni для
солистов, хора и оркестра, 1957-58).
С.
Кириллова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1492-1493.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Вторник, 3 Декабря Crispini Confessoris
Календарь
|