Ламентация - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Ламентация

Ламентация (лат. lamentatio — плач, жалоба) — 1) один из литературных жанров Библии; 2) часть латинского богослужения Страстной недели, упраздненная после литургической реформы И Ватиканского собора.

1) В жанре Л. полностью выдержана в.-з. Книга Плача Иеремии; в ВЗ встречается немало др. пассажей, представляющих собой Д., — оплакивания умерших (2 Цар 1, 17-27; 3, 33-34), стенания страждущего, обращенные к Богу (Иов 9, 25 — 10, 22; Пс 102, 1-12). В НЗ примером Л. служит плач по Вавилону в Откр 18, 9-19.

2) lamentatio Ieremiae Prophetae (План пророка Иеремии) ощел в лат. обряд в IX-X вв. Л. (или Threni,от греч. Θρήυος— плач) исполнялась во время ночных литург. часов на Страстной неделе (в четверг, пятницу и субботу) сначала в виде речитатива, а потом в более распевной манере. Как для псалмов, так и для Л. предназначался 6-й тон из 8 церк. модусов. Текст Л. — библ. Книга Плач Иеремии, разделенная на фрагменты (в каждый из трех дней исполнялись 3 фрагмента). Начало Кн. Плач Иеремии — алфавитное (каждый стих начинается с новой буквы по порядку евр. алфавита). Если поначалу вводные буквы евр. алфавита только читались, то в XVII и XVIII вв. они получали муз. Орнаментацию.

К XV в. муз. фрагменты Л. вошли в обряды Темной утрени (Tenebrae).Один из самых ранних сборников Л. был создан в 1474 Й. де Окегемом, главой 2-й нидерл. полифонической школы. В 1506 итал. издатель О. Петруччи (1466-1539) выпустил 2 тома Д., в которые вошли сочинения франко-флам. муз. теоретика и композитора И. Тинкториса (1435-1511), итал. певца и лютниста Б. Тромбончино (1470-1535) и др. авторов рубежа веков, предпочитавших в Л. простой, напевный стиль.

Л., написанные в эпоху Высокого Возрождения и раннего барокко Дж. Палестриной, О. ди Лассо, Г. Аллегри, У. Бёрдом, Дж. Нанино (1544-1607), создавались для многоголосного хора. В сер. XVII в. композиторы искали в Л. выражения индивидуального чувства. В 1660 франц. композитор Мишель Ламбер в Девяти стихах из Темной утрени соединил традиции итал. Л. с франц. придворной арией и тем положил начало новому взгляду на Л. во франц. церк. музыке. Самыми знаменитыми А. XVIII в. стали опубликованные между 1713 и 1717 Legons de Tenebres (Чтения Темной утрени) Ф. Куперена для одного и двух сопрано и органа. В кон. XVIII в. А. писалась и воспринималась гл. обр. как виртуозное вокальное произведение.

После реформы богослужения Страстной недели в 1955 обряды Темной утрени остались только в монаш. общинах. В XX в. Л. писали Э. Кшенек (Л. для хора а сарpella,1941-42) и И. Стравинский (Threni для солистов, хора и оркестра, 1957-58).

С. Кириллова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1492-1493.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 19 Апреля
    Feria VI. Dominice V. in Quadragesima

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 559
    Сессий: 48
    Сейчас на сайте: 5





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2019