К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Купель
Купель
(лат.
fons
baptismalis)
— бассейн или сосуд для воды, используемый
при совершении таинства крещения. В К.
погружается крещаемый либо (в случае
крещения через обливание) из нее черпается
вода и над нею же она возливается на
крещаемого.
В
первые века христ. эры крещение чаще
всего совершалось в естественных
водоемах. С появлением постоянных мест
христ. культа К. стала важным элементом
многих из них; она находилась в специальном
помещении, именуемом баптистерием. На
Востоке К. обычно представляла собой
бассейн, достаточно глубокий, чтобы
можно было совершить полное погружение;
на Западе самые ранние из известных К.
— это туфовые ванны в полах баптистериев
в некоторых из катакомб Рима (рядом
часто находились естественные источники,
обеспечивавшие приток воды); неск. позже
К. стали оформляться в виде больших
бассейнов. Древнейшие К. имели в плане
форму круга, эллипса, квадрата,
прямоугольника либо многоугольника с
6 или 8 сторонами (гексагон и
октагон),
что отражало представление о 6-м дне
недели (пятнице) как дне смерти Христ а
и 8-м дне как о воскресении Христа и
одновременно дне будущего века. Для
обозначения К. на Востоке использовалось
греч. слово καλυμβήθρα
(купальня),
на Западе — piscina (пруд),
natatorium (бассейн)
и fons (источник).
По
мере утверждения в Церкви обычая крещения
детей и исчезновения в эпоху раннего
Средневековья практики массового
крещения взрослых размеры и форма К.
изменились: хотя местами по-прежнему
продолжали возводиться баптистерии с
большими бассейнами, все чаще К.
оформлялась в виде сравнительно
небольшого каменного или металлического
сосуда, который устанавливался на
возвышении. В Средние века К. располагали
недалеко от главного входа в храм, в
нартексе или иной зап. пристройке, что
отчасти диктовалось символикой обряда
крещения как вхождения в лоно Церкви
(впоследствии в Католической Церкви
этот обычай изменился, и сейчас крещение
совершают чаще всего ближе к алтарной
части храма). Над К. часто ставили особую
сень (киворий);
небольшие К. обычно накрывали крышками.
Кроме того, К. часто имели дополнительные
встроенные углубления в бортах; их
литург. назначение неясно, возможно,
они содержали елей и благовонные соли,
использовавшиеся в обряде крещения;
края К. могли быть приспособлены для
установки свечей и книжных пюпитров,
снабжены барьером, защищавшим облачение
епископа от воды, и т.п. Как на Западе,
так и на Востоке К. часто использовалась
не только для таинства крещения, но и
для обрядов водоосвящения.
Со
временем наряду с неподвижными К. стали
изготавливаться и переносные К. в форме
чаши на высокой подставке или небольшого
чана из металла, камня или майолики,
украшенные соответствующей символикой.
Хотя в ряде стран, особенно в Италии,
баптистерии с большими каменными
бассейнами строили по традиции в прежних
размерах, эти бассейны имели уже
символико-декоративное назначение, в
них стали выделять только небольшую
емкость непосредственно для воды.
С
худож. точки зрения К. — один из наиболее
выразительных типов христ. декоративного
искусства. Многие К. эпохи Средневековья
являются подлинными шедеврами скульптуры,
их оформление глубоко символично
(бронзовые К. работы Ренье де Юи (1107-18)
для церкви Преев. Девы Марии в Льеже; К.
в соборе г. Хильдесхайм (1220) с изображением
аллегории четырех райских рек). С XIII-XIV
вв. оформление К. усложняется;
оно может включать сложную крышку-кровлю
или резную сень, а в Италии эпохи
Возрождения — и сложные скульптурные
группы, как в баптистерии собора Сиены
(гексагональная мраморная К. со
скульптурными работами Гиберти, Донателло
и Якопо делла Кверча).
Л.
Беляев, П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1436-1438.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.