Кул\ьт - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Культ

Культ (лат. cultus) — совокупность обрядовых действий, при помощи которых человек воздает честь сверхъестественной реальности (Богу, божеству, духам и т.д.).

К. является одной из важнейших частей любой религии. С точки зрения верующих, он осуществляет связь человека с божеством и тем самым наделяет события человеч. жизни высшим смыслом. К. также выполняет важную социальную функцию, формируя и поддерживая осознание общепринятых в данном сооб-ве рел. ценностей. Внеш. форму К. составляют индивидуальные или совместные обряды. Хотя К. в разных религиях различны, они содержат внешне сходные элементы: молитвы, жертвоприношения, посты, рел. праздники, паломничества к свящ. местам, а также действия, связанные с освящением особо значимых событий человеч. жизни (рождение, вступление в общину, брак, смерть).

Согласно библ. пониманию, инициатива в отношениях человека и Бога, выражающихся в К., принадлежит Самому Богу, Который открывает Себя человеку. На Откровение Бога человек отвечает поклонением, подобающим Творцу и высшему Господину всего сотворенного.

В христ. понимании вершиной всякого К. и сущностью церк. К. является крестная жертва Богочеловека Иисуса Христа, освятившая человечество и каждого верующего (ср. Евр 8, 1-6; 9, 11-14.24-26; 10, 11-14). После воскресения Христос даровал общине Своих учеников, Церкви, Святого Духа, освящающего их жизнь и позволяющего возрожденным Им людям осуществлять К. (ср. Ин 4, 23-24). Участвуя в церк. Κ., христиане тем самым участвуют в смерти и воскресении Иисуса Христа. Задача этого К. — сообщение людям спасения, принесенного Иисусом Христом. Согласно проповеди Иисуса, культовые действия должны быть неотделимы от реального преображения человеч. сердца и всей человеч. жизни (ср. Мф 5, 23-24; 23, 16-26; Мк 12, 33-34).

Различают внутренний К., т.е. чувства благоговения, преклонения, любви и доверия по отношению к Богу, и внешний К. — видимые знаки, выражающие эти чувства (см. Фома Аквинский, Summa theologiaeII, q. 81). Кроме того, видами К. являются поклонение и почитание. Поклонение (греч. λατρεία, лат. adoratio) может относиться к одному лишь Богу. Только к этому К. относятся такие действия, как жертвоприношения, обеты и клятвы. Почитание (греч. δουλεία, лат. veneratio) относится к святым, поскольку в их святости отражается святость Бога. Высшее почитание (греч. ύπερδουλεία, лат. superveneratio) подобает Пресв. Деве Марии из-за единственной в своем роде святости, которой Бог наделил Ее как Матерь Иисуса Христа. К., относящийся к к.-л. лицу, может быть абсолютным, если обращен на самого человека, либо относительным, если имеет своим объектом его мощи или связанные с ним реликвии, а также его изображения (иконопочитание). К. называется общественным (публичным), если совершается от имени Церкви лицами, законным образом уполномоченными Церковью, и посредством действий, ею официально одобренных (CIC 834 §1). В противном случае К. называется частным (приватным). Необходимым условием действительности К. является вера, поэтому лица, облеченные церк. миссией, имеют обязанность воодушевлять и просвещать веру в христианах (кан. 836). Обществ. К. должен осуществляться согласно церк. праву в местах, предназначенных для этого посредством освящений и благословений (кан. 1205, 1219).

А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1423-1425.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024