К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Культ
Культ
(лат.
cultus) —
совокупность обрядовых действий, при
помощи которых человек воздает честь
сверхъестественной реальности (Богу,
божеству, духам и т.д.).
К.
является одной из важнейших частей
любой религии. С точки зрения верующих,
он осуществляет связь человека с
божеством и тем самым наделяет события
человеч. жизни высшим смыслом. К. также
выполняет важную социальную функцию,
формируя и поддерживая осознание
общепринятых в данном сооб-ве рел.
ценностей. Внеш. форму К. составляют
индивидуальные или совместные обряды.
Хотя К. в разных религиях различны, они
содержат внешне сходные элементы:
молитвы, жертвоприношения, посты, рел.
праздники, паломничества к свящ. местам,
а также действия, связанные с освящением
особо значимых событий человеч. жизни
(рождение, вступление в общину, брак,
смерть).
Согласно
библ. пониманию, инициатива в отношениях
человека и Бога, выражающихся в К.,
принадлежит Самому Богу, Который
открывает Себя человеку. На Откровение
Бога человек отвечает поклонением,
подобающим Творцу и высшему Господину
всего сотворенного.
В
христ. понимании вершиной всякого К. и
сущностью церк. К. является крестная
жертва Богочеловека Иисуса Христа,
освятившая человечество и каждого
верующего (ср. Евр 8, 1-6; 9, 11-14.24-26; 10, 11-14).
После воскресения Христос даровал
общине Своих учеников, Церкви, Святого
Духа, освящающего их жизнь и позволяющего
возрожденным Им людям осуществлять К.
(ср. Ин 4, 23-24). Участвуя в церк. Κ.,
христиане тем самым
участвуют в смерти и воскресении Иисуса
Христа. Задача этого К. — сообщение
людям спасения, принесенного Иисусом
Христом. Согласно проповеди Иисуса,
культовые действия должны быть неотделимы
от реального преображения человеч.
сердца и всей человеч. жизни (ср. Мф 5,
23-24; 23, 16-26; Мк 12, 33-34).
Различают
внутренний К.,
т.е. чувства благоговения, преклонения,
любви и доверия по отношению к Богу, и
внешний К.
— видимые знаки, выражающие эти чувства
(см. Фома Аквинский, Summa
theologiaeII,
q.
81).
Кроме того, видами К. являются поклонение
и почитание. Поклонение (греч. λατρεία,
лат.
adoratio)
может относиться к одному лишь Богу.
Только к этому К. относятся такие
действия, как жертвоприношения, обеты
и клятвы. Почитание (греч. δουλεία,
лат.
veneratio)
относится к святым, поскольку в их
святости отражается святость Бога.
Высшее почитание (греч. ύπερδουλεία,
лат.
superveneratio)
подобает Пресв. Деве Марии из-за
единственной в своем роде святости,
которой Бог наделил Ее как Матерь Иисуса
Христа. К., относящийся к к.-л. лицу, может
быть абсолютным,
если обращен на самого человека, либо
относительным,
если имеет своим объектом его мощи или
связанные с ним реликвии, а также его
изображения (иконопочитание). К. называется
общественным
(публичным),
если совершается от имени Церкви лицами,
законным образом уполномоченными
Церковью, и посредством действий, ею
официально одобренных (CIC
834 §1). В
противном случае К. называется частным
(приватным).
Необходимым условием действительности
К. является вера, поэтому лица, облеченные
церк. миссией, имеют обязанность
воодушевлять и просвещать веру в
христианах (кан. 836). Обществ. К. должен
осуществляться согласно церк. праву в
местах, предназначенных для этого
посредством освящений и благословений
(кан. 1205, 1219).
А.
Горелов
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1423-1425.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.