К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Кровь Христова
Кровь
Христова (греч.
αίμα
του Χριστού, лат.
sanguis
Christi).
Сказанные
на Тайной вечере при установлении
таинства Евхаристии слова Христа о Его
Крови, которой надлежало пролиться (Мф
26, 28; Мк 14, 24; Лк 22, 20; 1 Кор 11, 25), должны были
пониматься в контексте образов из в.-з.
истории и иуд. ритуала, связанных с
кровью. Две традиции описания Тайной
вечери делают разные акценты, взаимно
дополняющие друг друга: если Евангелия
от Матфея и от Марка подчеркивают
искупительный характер пролития К.Х.
(у Матфея также очистительный: «во
оставление грехов»; ср. Евр 9, где Христос
уподоблен первосвященнику, совершающему
очистительную жертву), то Евангелие от
Луки и 1-е Послание к коринфянам делают
акцент на новом завете, посредством
К.Х. устанавливаемом между Богом и
верующими во Христа (слова Иисуса над
чашей были параллелью формуле установления
завета на Синае, ср. Исх 24, 8).
Существенно
также, что в III—I
в. до н.э. выражение «плоть и кровь»
закрепилось у евреев в значении «живого
человека» во всей его цельности (ср. Сир
14,19; 17, 30; Мф 16, 17; Ин 1, 12-13). Т.о., Христос в
установленном Им таинстве Евхаристии
всецело приобщает Своих учеников Себе,
Своей жизни, Своей личности.
В
крови и воде, истекших из пронзенного
копьем сердца Иисуса (Ин 19, 34), христиане
с древности усматривали образы двух
важнейших таинств Церкви — крещения и
Евхаристии, в которых продолжается
действие дарованного Христом искупления.
По заповеди Христа Церковь творит
воспоминание о Нем, совершая таинство
Евхаристии и почитая евхарист. Хлеб и
Вино как истинные Тело и Кровь Христа;
согласно вере Церкви, в каждой капле
евхарист. К.Х., равно как и в каждой
частице евхарист. Тела, пребывает
всецелый воскресший Христос.
По
мнению ряда исследователей, у сир.
христиан в первые века сохранялись
свойственные семитским народам
представления о единстве плоти и крови
как свойстве живого человека. Этим
некоторые литургисты склонны объяснять
возникший в Древней Сирии обычай
символически соединять евхарист. Тело
и К.Х. перед причащением, дабы т.о.
подчеркнуть присутствие в Св. Дарах
воскресшего Христа в воссоединенном
единстве Его Тела и Крови. Обряд соединения (commixtio)
евхарист. видов приобрел в Церкви широкое
распространение и существует по сей
день.
С
древности в христ. мире почитались
некоторые святыни, на которых, как
считалось, сохранились следы Крови,
пролитой Христом во время Его страданий
(в частности, реликвии, которым
приписывалась непосредственная
причастность к Страстям Христовым,
напр. Туринская плащаница и находящиеся
в Риме Колонна бичевания и Святая
лестница).
В
греч. церк. традиции с древности вошло
в обиход использование в отношении К.Х.
прилагательного «τίμιος»
—
«драгоценный», «достойный почитания»,
отсюда церковно-слав. «честная Кровь»,
лат. pretiosa Sanguis.
В
истории Католической Церкви известно
неск. монаш. конгрегаций, а также
объединений мирян, посвященных К.Х., в
т.ч. Конгр. Драгоценнейшей К.Х., Дочери
Драгоценнейшей К.Х., Сестры-адоратки
Драгоценнейшей К.Х., Братство Драгоценнейшей
К.Х. и Миссионеры Драгоценнейшей К.Х.
В
нач. XIX в. возникло литург. празднование
в честь К.Х., первоначально введенное
Конгр. отцов Драгоценнейшей К.Х. в
собственный календарь (пятница 4-й недели
Великого поста), а затем распространенное
Папой Пием IX на всю Католическую Церковь
лат. обряда (с 1849 стало праздноваться в
1-е воскресенье июля).
Среди
практик благочестия, связанных с
почитанием К.Х., особенно выделяются:
1) Венчик Драгоценнейшей К.Х., состоящий
из библ. чтений и молитв, способствующих
медитациям верующих о т.н. «7 излияниях
К.Х.»: Обрезании Господнем, молитве
Иисуса в Гефсимании, бичевании Иисуса,
увенчании Его терновым венцом, пути на
Голгофу, распятии и прошении Его сердца
копьем; 2) Литания Драгоценнейшей Крови
Иисуса Христа, утвержденная в 1960 Папой
Иоанном XXIII; 3) Час поклонения Драгоценнейшей
К.Х., который может совершаться в различных
формах, но имеет одну цель — поклонение
Крови Христа, присутствующего в
Евхаристии, а также благодарение за дар
искупления.
Почитание
К.Х. поощряется в принятом в 2001 Конгр.
богослужения и таинств Руководстве
по народному благочестию и богослужению
(п. 175-179).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1400-1402.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.