Кров\ь Христова - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Кровь Христова

Кровь Христова (греч. αίμα του Χριστού, лат. sanguis Christi).

Сказанные на Тайной вечере при установлении таинства Евхаристии слова Христа о Его Крови, которой надлежало пролиться (Мф 26, 28; Мк 14, 24; Лк 22, 20; 1 Кор 11, 25), должны были пониматься в контексте образов из в.-з. истории и иуд. ритуала, связанных с кровью. Две традиции описания Тайной вечери делают разные акценты, взаимно дополняющие друг друга: если Евангелия от Матфея и от Марка подчеркивают искупительный характер пролития К.Х. (у Матфея также очистительный: «во оставление грехов»; ср. Евр 9, где Христос уподоблен первосвященнику, совершающему очистительную жертву), то Евангелие от Луки и 1-е Послание к коринфянам делают акцент на новом завете, посредством К.Х. устанавливаемом между Богом и верующими во Христа (слова Иисуса над чашей были параллелью формуле установления завета на Синае, ср. Исх 24, 8).

Существенно также, что в III—I в. до н.э. выражение «плоть и кровь» закрепилось у евреев в значении «живого человека» во всей его цельности (ср. Сир 14,19; 17, 30; Мф 16, 17; Ин 1, 12-13). Т.о., Христос в установленном Им таинстве Евхаристии всецело приобщает Своих учеников Себе, Своей жизни, Своей личности.

В крови и воде, истекших из пронзенного копьем сердца Иисуса (Ин 19, 34), христиане с древности усматривали образы двух важнейших таинств Церкви — крещения и Евхаристии, в которых продолжается действие дарованного Христом искупления. По заповеди Христа Церковь творит воспоминание о Нем, совершая таинство Евхаристии и почитая евхарист. Хлеб и Вино как истинные Тело и Кровь Христа; согласно вере Церкви, в каждой капле евхарист. К.Х., равно как и в каждой частице евхарист. Тела, пребывает всецелый воскресший Христос.

По мнению ряда исследователей, у сир. христиан в первые века сохранялись свойственные семитским народам представления о единстве плоти и крови как свойстве живого человека. Этим некоторые литургисты склонны объяснять возникший в Древней Сирии обычай символически соединять евхарист. Тело и К.Х. перед причащением, дабы т.о. подчеркнуть присутствие в Св. Дарах воскресшего Христа в воссоединенном единстве Его Тела и Крови. Обряд соединения (commixtio) евхарист. видов приобрел в Церкви широкое распространение и существует по сей день.

С древности в христ. мире почитались некоторые святыни, на которых, как считалось, сохранились следы Крови, пролитой Христом во время Его страданий (в частности, реликвии, которым приписывалась непосредственная причастность к Страстям Христовым, напр. Туринская плащаница и находящиеся в Риме Колонна бичевания и Святая лестница).

В греч. церк. традиции с древности вошло в обиход использование в отношении К.Х. прилагательного «τίμιος» — «драгоценный», «достойный почитания», отсюда церковно-слав. «честная Кровь», лат. pretiosa Sanguis.

В истории Католической Церкви известно неск. монаш. конгрегаций, а также объединений мирян, посвященных К.Х., в т.ч. Конгр. Драгоценнейшей К.Х., Дочери Драгоценнейшей К.Х., Сестры-адоратки Драгоценнейшей К.Х., Братство Драгоценнейшей К.Х. и Миссионеры Драгоценнейшей К.Х.

В нач. XIX в. возникло литург. празднование в честь К.Х., первоначально введенное Конгр. отцов Драгоценнейшей К.Х. в собственный календарь (пятница 4-й недели Великого поста), а затем распространенное Папой Пием IX на всю Католическую Церковь лат. обряда (с 1849 стало праздноваться в 1-е воскресенье июля).

Среди практик благочестия, связанных с почитанием К.Х., особенно выделяются: 1) Венчик Драгоценнейшей К.Х., состоящий из библ. чтений и молитв, способствующих медитациям верующих о т.н. «7 излияниях К.Х.»: Обрезании Господнем, молитве Иисуса в Гефсимании, бичевании Иисуса, увенчании Его терновым венцом, пути на Голгофу, распятии и прошении Его сердца копьем; 2) Литания Драгоценнейшей Крови Иисуса Христа, утвержденная в 1960 Папой Иоанном XXIII; 3) Час поклонения Драгоценнейшей К.Х., который может совершаться в различных формах, но имеет одну цель — поклонение Крови Христа, присутствующего в Евхаристии, а также благодарение за дар искупления.

Почитание К.Х. поощряется в принятом в 2001 Конгр. богослужения и таинств Руководстве по народному благочестию и богослужению (п. 175-179).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1400-1402.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 22 Декабря
    Dominica IIII. Adventus Domini
    Leocadie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 3212
    Сессий: 11
    Сейчас на сайте: 13





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024