Крещение Господне - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Крещение Господне

Крещение Господне (греч. Βάπτισμα τού Κυρίου, лат. Baptisma Domini) — описанное в Евангелиях событие крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в водах р. Иордан, а также церк. праздник в воспоминание этого события.

Еванг. событие. К. Г. упоминается всеми евангелистами (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34). Проповедуя приближение Царства Божия и необходимость покаяния (Мф 3, 1-2), Иоанн совершал над кающимися грешниками обряд крещения (погружения в воду) для прощения грехов (Мк 1,4). Подобные обряды существовали в иудаизме и до Иоанна, напр, ритуальное омовение прозелитов (язычников, принимавших иуд. веру); вступление в некоторые рел. общины, напр. Кумранскую, также сопровождалось обрядом погружения в воду.

Когда Иисус пришел креститься, Иоанн колебался, должен ли он крестить Иисуса, т.к. Тот не имел нужды в покаянии, будучи безгрешным (Мф 3, 13-15). При крещении на Иисуса снизошел Св. Дух в виде голубя, а глас Бога Отца возвестил с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1, 10-11). К.Г. открыло период обществ, служения Иисуса.

Иисус, не нуждаясь в покаянии и очищении, принял крещение в знак приобщения к участи грешного человечества: его грехи Он искупит Своей смертью, которую Он Сам называл «крещением» (ср. Мк 10, 38; Лк 12, 50). В крещении Иисус явил Себя «Агнцем Божьим, берущим на себя грех мира» (ср. Ин 1, 29). Оно было знаком принятия Иисусом миссии страждущего слуги Божьего, предвозвещенной в Ис 53. Эту миссию благословил Бог Отец, а Св. Дух помазал Иисуса на служение: т.о., в К.Г. Иисус явлен как Помазанник (Христос) и Сын Божий.

К. Г. символический прообраз таинства крещения, ходящего человека в Церковь, но по своему богосл. содержанию оно отличается от таинства крещения: К.Г., как и каждый осуществленный Иоанном обряд крещения был знаком покаяния и очищения. В таинстве же крещения принимающий его, уподобляясь смерти и воскресению Иисуса, реально умирает для греха и получает новую жизнь сына Божьего силой Св. Духа. Таинство крешения было установлено Иисусом не в момент К.Г., а после воскресения, когда Он, отправляя апостолов на проповедь, повелел им крестить все народы во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28, 19; ср. Мк 16, 15-16). НЗ отчетливо проводит различие между крещением Иоанна и апост. крещением (Деян 1, 5; 18, 25; 19, 1-5).

Церк. праздник К.Г. впервые упоминается на рубеже ΙΙ-ΙΙΙ вв. у Климента Александрийского. К кон. IV в. праздник К.Г. приобрел широкое распространение на Востоке с закреплением даты празднования 6 января, а в сер. IV в. распространился на Западе; часто он назывался Богоявлением. Тогда же некоторые Церкви Востока заимствовали с Запада праздник Рождества Христова, который стал праздноваться в один день с К.Г. (это оправдывалось буквальным толкованием Лк 3, 23, согласно которому Иисус начал Свое служение в день тридцатилетия); однако с VI в. Рождество Христово закрепилось как самостоятельный праздник (25 декабря) в большинстве Церквей. Одновременное празднование Рождества и К.Г. 6 января практикуется по сей день в Армян. Апост. Церкви.

В визант. обряде К.Г. входит в число двунадесятых праздников, причем оно сохранило следы единого с Рождеством Христовым празднования, прежде всего в своей литург. структуре. Наиболее яркая особенность К.Г. в визант. обряде — обряд великого водоосвящения, сложившийся к X в. в Константинополе. Вел. водоосвящение, которое со временем нередко стало совершаться на естественных водоемах, вошло в число наиболее популярных обычаев на христ. Востоке, в т.ч. в России, где местами оно совершается возле прорубей (называемых иордань), около которых устанавливают кресты или даже часовни изо льда.

На Западе в период раннего Средневековья К.Г. перестало быть самостоятельным праздником, слившись в единое празднование 6 января трех еванг. событий под общим названием Богоявления: 1) явления Вифлеемской звезды и поклонения волхвов Богомладенцу; 2) К.Г.; 3) первого чуда, совершенного Христом в Кане Галилейской. В отд. регионах Зап. Европы в этот день совершался чин водоосвящения, заимствованный из Византии. Однако со временем литург. воспоминание К.Г. практически исчезло на Западе.

В результате реформы литург. календаря после II Ватиканского собора К.Г. стало в Католической Церкви лат. обряда самостоятельным праздником: оно празднуется в 1-е воскресенье после Богоявления, завершая собой Рождественское время литург. года (в случаях, когда празднование Богоявления по пастырским соображениям переносится на воскресенье после 6 янв., К.Г. празднуется на следующий день).

П. Сахаров

Иконография. Со времени раннего христианства сцена К.Г. включает изображение Иоанна Крестителя, как правило, держащего в руке сосуд с водой, и Иисуса Христа, стоящего в воде. В небе над Иисусом Христом изображали или голубя как символ Св. Духа, или Бога Отца в мандорле и в окружении ангелов. В раннехрист. мозаиках, чаще всего расположенных в чаше купола баптистерия, встречается фигура речного божества, олицетворяющего р. Иордан, что указывает на близость к античным традициям (мозаики в бывшем арианском и в ортодокс, баптистериях в Равенне, V-VI вв.). Нередко в композиции К.Г. изображали ангелов или людей, смиренно наблюдающих за происходящим (Пьеро делла Франческа, 1559-55, Нац. галерея, Лондон) или с почтением преклоняющих колени (Верроккьо и Леонардо да Винчи, 1476, Уффици, Флоренция). В странах Центр. и Сев. Европы сцена К.Г. часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении поющих и музицирующих ангелов, хора святых на небесах (Мастер алтаря Св. Варфоломея, кон. XV в., Нац. галерея искусств, Вашингтон). В монументальной живописи в композицию К.Г. помимо пейзажа включалось изображение народа, узревшего в лице Христа Спасителя мира (П. Перуджино, 1481-82, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим; Я. Тинторетто, 1565-77, Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция). Сцена К.Г. представлена на картине А. Иванова Явление Христа народу (1836-57, ГТГ, Москва).

В. Дажина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1387-1390.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 212
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 1





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017