Крещение Господне - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Крещение Господне

Крещение Господне (греч. Βάπτισμα τού Κυρίου, лат. Baptisma Domini) — описанное в Евангелиях событие крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в водах р. Иордан, а также церк. праздник в воспоминание этого события.

Еванг. событие. К. Г. упоминается всеми евангелистами (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34). Проповедуя приближение Царства Божия и необходимость покаяния (Мф 3, 1-2), Иоанн совершал над кающимися грешниками обряд крещения (погружения в воду) для прощения грехов (Мк 1,4). Подобные обряды существовали в иудаизме и до Иоанна, напр, ритуальное омовение прозелитов (язычников, принимавших иуд. веру); вступление в некоторые рел. общины, напр. Кумранскую, также сопровождалось обрядом погружения в воду.

Когда Иисус пришел креститься, Иоанн колебался, должен ли он крестить Иисуса, т.к. Тот не имел нужды в покаянии, будучи безгрешным (Мф 3, 13-15). При крещении на Иисуса снизошел Св. Дух в виде голубя, а глас Бога Отца возвестил с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1, 10-11). К.Г. открыло период обществ, служения Иисуса.

Иисус, не нуждаясь в покаянии и очищении, принял крещение в знак приобщения к участи грешного человечества: его грехи Он искупит Своей смертью, которую Он Сам называл «крещением» (ср. Мк 10, 38; Лк 12, 50). В крещении Иисус явил Себя «Агнцем Божьим, берущим на себя грех мира» (ср. Ин 1, 29). Оно было знаком принятия Иисусом миссии страждущего слуги Божьего, предвозвещенной в Ис 53. Эту миссию благословил Бог Отец, а Св. Дух помазал Иисуса на служение: т.о., в К.Г. Иисус явлен как Помазанник (Христос) и Сын Божий.

К. Г. символический прообраз таинства крещения, ходящего человека в Церковь, но по своему богосл. содержанию оно отличается от таинства крещения: К.Г., как и каждый осуществленный Иоанном обряд крещения был знаком покаяния и очищения. В таинстве же крещения принимающий его, уподобляясь смерти и воскресению Иисуса, реально умирает для греха и получает новую жизнь сына Божьего силой Св. Духа. Таинство крешения было установлено Иисусом не в момент К.Г., а после воскресения, когда Он, отправляя апостолов на проповедь, повелел им крестить все народы во имя Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28, 19; ср. Мк 16, 15-16). НЗ отчетливо проводит различие между крещением Иоанна и апост. крещением (Деян 1, 5; 18, 25; 19, 1-5).

Церк. праздник К.Г. впервые упоминается на рубеже ΙΙ-ΙΙΙ вв. у Климента Александрийского. К кон. IV в. праздник К.Г. приобрел широкое распространение на Востоке с закреплением даты празднования 6 января, а в сер. IV в. распространился на Западе; часто он назывался Богоявлением. Тогда же некоторые Церкви Востока заимствовали с Запада праздник Рождества Христова, который стал праздноваться в один день с К.Г. (это оправдывалось буквальным толкованием Лк 3, 23, согласно которому Иисус начал Свое служение в день тридцатилетия); однако с VI в. Рождество Христово закрепилось как самостоятельный праздник (25 декабря) в большинстве Церквей. Одновременное празднование Рождества и К.Г. 6 января практикуется по сей день в Армян. Апост. Церкви.

В визант. обряде К.Г. входит в число двунадесятых праздников, причем оно сохранило следы единого с Рождеством Христовым празднования, прежде всего в своей литург. структуре. Наиболее яркая особенность К.Г. в визант. обряде — обряд великого водоосвящения, сложившийся к X в. в Константинополе. Вел. водоосвящение, которое со временем нередко стало совершаться на естественных водоемах, вошло в число наиболее популярных обычаев на христ. Востоке, в т.ч. в России, где местами оно совершается возле прорубей (называемых иордань), около которых устанавливают кресты или даже часовни изо льда.

На Западе в период раннего Средневековья К.Г. перестало быть самостоятельным праздником, слившись в единое празднование 6 января трех еванг. событий под общим названием Богоявления: 1) явления Вифлеемской звезды и поклонения волхвов Богомладенцу; 2) К.Г.; 3) первого чуда, совершенного Христом в Кане Галилейской. В отд. регионах Зап. Европы в этот день совершался чин водоосвящения, заимствованный из Византии. Однако со временем литург. воспоминание К.Г. практически исчезло на Западе.

В результате реформы литург. календаря после II Ватиканского собора К.Г. стало в Католической Церкви лат. обряда самостоятельным праздником: оно празднуется в 1-е воскресенье после Богоявления, завершая собой Рождественское время литург. года (в случаях, когда празднование Богоявления по пастырским соображениям переносится на воскресенье после 6 янв., К.Г. празднуется на следующий день).

П. Сахаров

Иконография. Со времени раннего христианства сцена К.Г. включает изображение Иоанна Крестителя, как правило, держащего в руке сосуд с водой, и Иисуса Христа, стоящего в воде. В небе над Иисусом Христом изображали или голубя как символ Св. Духа, или Бога Отца в мандорле и в окружении ангелов. В раннехрист. мозаиках, чаще всего расположенных в чаше купола баптистерия, встречается фигура речного божества, олицетворяющего р. Иордан, что указывает на близость к античным традициям (мозаики в бывшем арианском и в ортодокс, баптистериях в Равенне, V-VI вв.). Нередко в композиции К.Г. изображали ангелов или людей, смиренно наблюдающих за происходящим (Пьеро делла Франческа, 1559-55, Нац. галерея, Лондон) или с почтением преклоняющих колени (Верроккьо и Леонардо да Винчи, 1476, Уффици, Флоренция). В странах Центр. и Сев. Европы сцена К.Г. часто изображалась на фоне панорамного пейзажа, в окружении поющих и музицирующих ангелов, хора святых на небесах (Мастер алтаря Св. Варфоломея, кон. XV в., Нац. галерея искусств, Вашингтон). В монументальной живописи в композицию К.Г. помимо пейзажа включалось изображение народа, узревшего в лице Христа Спасителя мира (П. Перуджино, 1481-82, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим; Я. Тинторетто, 1565-77, Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция). Сцена К.Г. представлена на картине А. Иванова Явление Христа народу (1836-57, ГТГ, Москва).

В. Дажина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1387-1390.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7635
    Сессий: 14
    Сейчас на сайте: 42





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024