К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Крещение Господне
Крещение
Господне (греч. Βάπτισμα
τού Κυρίου, лат. Baptisma
Domini) — описанное в
Евангелиях событие крещения Иисуса
Христа Иоанном Крестителем в водах р.
Иордан, а также церк. праздник в
воспоминание этого события.
Еванг.
событие. К. Г. упоминается всеми
евангелистами (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3,
21-22; Ин 1, 29-34). Проповедуя приближение
Царства Божия и необходимость покаяния
(Мф 3, 1-2), Иоанн совершал над кающимися
грешниками обряд крещения (погружения
в воду) для прощения грехов (Мк 1,4).
Подобные обряды существовали
в иудаизме и до Иоанна, напр, ритуальное
омовение прозелитов
(язычников, принимавших иуд. веру);
вступление в некоторые рел. общины,
напр. Кумранскую, также сопровождалось
обрядом погружения в воду.
Когда
Иисус пришел креститься, Иоанн колебался,
должен ли он крестить Иисуса, т.к. Тот
не имел нужды в покаянии, будучи безгрешным
(Мф 3, 13-15). При крещении на Иисуса снизошел
Св. Дух в виде голубя, а глас Бога Отца
возвестил с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный,
в Котором Мое благоволение» (Мк 1, 10-11).
К.Г. открыло период обществ, служения
Иисуса.
Иисус,
не нуждаясь в покаянии и очищении, принял
крещение в знак приобщения к участи
грешного человечества: его грехи Он
искупит Своей смертью, которую Он Сам
называл «крещением» (ср. Мк 10, 38; Лк 12,
50). В крещении Иисус явил Себя «Агнцем
Божьим, берущим на себя грех мира» (ср.
Ин 1, 29). Оно было знаком принятия Иисусом
миссии страждущего слуги Божьего,
предвозвещенной в Ис 53. Эту миссию
благословил Бог Отец, а Св. Дух помазал
Иисуса на служение: т.о., в К.Г. Иисус
явлен как Помазанник (Христос) и Сын
Божий.
К.
Г. символический прообраз таинства
крещения, ходящего
человека в Церковь, но по своему богосл.
содержанию оно отличается от таинства
крещения: К.Г., как и каждый осуществленный
Иоанном обряд крещения был знаком
покаяния и очищения. В таинстве же
крещения принимающий его, уподобляясь
смерти и воскресению Иисуса, реально
умирает для греха и получает новую жизнь
сына Божьего силой Св. Духа. Таинство
крешения было установлено Иисусом не
в момент К.Г., а после воскресения, когда
Он, отправляя апостолов на проповедь,
повелел им крестить все народы во имя
Отца, Сына и Св. Духа (Мф 28, 19; ср. Мк 16,
15-16). НЗ отчетливо проводит различие
между крещением Иоанна и апост. крещением
(Деян 1, 5; 18, 25; 19, 1-5).
Церк.
праздник К.Г.
впервые упоминается на рубеже ΙΙ-ΙΙΙ
вв.
у Климента Александрийского. К кон. IV
в. праздник К.Г. приобрел широкое
распространение на Востоке с закреплением
даты празднования 6 января, а в сер. IV в.
распространился на Западе; часто он
назывался Богоявлением. Тогда же
некоторые Церкви Востока заимствовали
с Запада праздник Рождества Христова,
который стал праздноваться в один день
с К.Г. (это оправдывалось буквальным
толкованием Лк 3, 23, согласно которому
Иисус начал Свое служение в день
тридцатилетия); однако с VI в. Рождество
Христово закрепилось как самостоятельный
праздник (25 декабря) в большинстве
Церквей. Одновременное празднование
Рождества и К.Г. 6 января практикуется
по сей день в Армян. Апост. Церкви.
В
визант. обряде К.Г. входит в число
двунадесятых праздников, причем оно
сохранило следы единого с Рождеством
Христовым празднования, прежде всего
в своей литург. структуре. Наиболее
яркая особенность К.Г. в визант. обряде
— обряд великого водоосвящения,
сложившийся к X в. в Константинополе.
Вел. водоосвящение, которое со временем
нередко стало совершаться на
естественных водоемах, вошло в число
наиболее популярных обычаев на христ.
Востоке, в т.ч. в России, где местами оно
совершается возле прорубей (называемых
иордань), около
которых устанавливают кресты или даже
часовни изо льда.
На
Западе в период раннего Средневековья
К.Г. перестало быть самостоятельным
праздником, слившись в единое празднование
6 января трех еванг. событий под общим
названием Богоявления: 1) явления
Вифлеемской звезды и поклонения волхвов
Богомладенцу; 2) К.Г.; 3) первого чуда,
совершенного Христом в Кане Галилейской.
В отд. регионах Зап. Европы в этот день
совершался чин водоосвящения,
заимствованный из Византии. Однако со
временем литург. воспоминание К.Г.
практически исчезло на Западе.
В
результате реформы литург. календаря
после II Ватиканского собора К.Г. стало
в Католической Церкви лат. обряда
самостоятельным праздником: оно
празднуется в 1-е воскресенье после
Богоявления, завершая собой Рождественское
время литург. года (в случаях, когда
празднование Богоявления по пастырским
соображениям переносится на воскресенье
после 6 янв., К.Г. празднуется на следующий
день).
П.
Сахаров
Иконография.
Со
времени раннего христианства сцена
К.Г. включает изображение Иоанна
Крестителя, как правило, держащего в
руке сосуд с водой, и Иисуса Христа,
стоящего в воде. В небе над Иисусом
Христом изображали или голубя как символ
Св. Духа, или Бога Отца в мандорле и в
окружении ангелов. В раннехрист. мозаиках,
чаще всего расположенных в чаше купола
баптистерия, встречается фигура речного
божества, олицетворяющего р. Иордан,
что указывает на близость к античным
традициям (мозаики в бывшем арианском
и в ортодокс, баптистериях в Равенне,
V-VI
вв.).
Нередко в композиции К.Г. изображали
ангелов или людей, смиренно наблюдающих
за происходящим (Пьеро делла Франческа,
1559-55, Нац. галерея, Лондон) или с почтением
преклоняющих колени (Верроккьо и Леонардо
да Винчи, 1476, Уффици, Флоренция). В странах
Центр. и Сев. Европы сцена К.Г. часто
изображалась на фоне панорамного
пейзажа, в окружении поющих и музицирующих
ангелов, хора святых на небесах (Мастер
алтаря Св. Варфоломея, кон. XV в., Нац.
галерея искусств, Вашингтон). В
монументальной живописи в композицию
К.Г. помимо пейзажа включалось изображение
народа, узревшего в лице Христа Спасителя
мира (П. Перуджино, 1481-82, Сикстинская
капелла, Ватикан, Рим; Я. Тинторетто,
1565-77, Скуола Гранде ди Сан Рокко, Венеция).
Сцена К.Г. представлена на картине А.
Иванова Явление
Христа народу
(1836-57, ГТГ, Москва).
В.
Дажина
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1387-1390.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.