Крещение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Крещение

Крещение (греч. βάπτισμα, βαπτισμός — исходно «омовение, погружение в воду», лат. baptismus, baptismum, baptisma) таинство, вводящее человека в Церковь. К. совершается посредством омовения водой (погружения или обливания) с одновременным обращением к Пресвятой Троице — Отцу, Сыну и Святому Духу.

История таинства К. Обряд К. связан с многоплановой символикой воды как стихии в одно и то же время губительной и животворящей. Церковь усматривает прообразы таинства К. в событиях в.-з. истории спасения, в которых важную роль играла вода: сотворение мира, когда «Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 2); спасение Ноева ковчега от потопа (Быт 7; ср. 1 Петр 3, 20-21); переход Израиля через Красное море при освобождении из егип. рабства (Исх 15); переход Израиля через р. Иордан, когда избранный Богом народ получил в дар землю обетованную (Ис Нав 3) — символ вечной жизни (ККЦ 1217-22).

У разных народов вода использовалась при ритуальных очищениях, а также в обрядах инициации, понимавшейся как смерть и новое рождение, радикальная перемена жизни. В частности, вода применялась в ряде в.-з. обрядов освящения. Язычники, которые хотели стать членами иуд. общины (прозелиты), после проверки искренности их намерений и прохождения надлежащей подготовки каялись в своих грехах, погружались в воду реки и получали новое имя; нередко этот обряд совершался во время иуд. праздника Пасхи. Похожий обряд имел место при принятии в Кумранскую общину (Кумранские рукописи), причем ее члены ежегодно повторяли его в знак очищения.

К подобной ритуальной практике восходит деятельность Иоанна Крестителя, который, проповедуя близкий приход Мессии и призывая грешников к покаянию, совершал в Иордане их К. для прощения грехов (Мк 1, 1-5). В начале Своего обществ, служения Иисус Христос принял К. от Иоанна. Во время К. на Иисуса сошел Св. Дух и Бог Отец открыл, что Иисус — Его «Сын Возлюбленный» (Мк 1, 10-11), тем самым указав на Иисуса как на Мессию. Будучи безгрешным, Иисус не нуждался в покаянии, но, принимая К., Он явил Свою солидарность с грешниками и предвосхитил смерть, которую позднее принял ради искупления их грехов: Сам Иисус называл К. крестные муки, которые Он должен был претерпеть (Мк 10, 38-39; Лк 12, 50). Указание на таинство К. содержится в словах Иисуса о новом рождении от воды и Духа, необходимом для вхождения в Царство Божие (Ин 3, 5). Вода и кровь, истекшие из пронзенного тела распятого Христа (Ин 19, 34), рассматриваются Церковью как прообразы таинств К. и Евхаристии (ср. 1 Ин 5, 6-7).

К., совершавшееся учениками Иисуса во время Его земной жизни (Ин 3, 22.26; 4, 2), было обрядом очищения, подобным К. Иоанна, а не таинством К. в христ. смысле, которое было установлено Иисусом после воскресения, когда Он заповедал апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф 28, 19; ср. Мк 16, 16). НЗ подчеркивает отличие между К. Иоанна и христ. К. (ср. Деян 1, 5; 18, 25; 19,1-5).

Посредством К. апостолы принимали в христ. общину новых членов (Деян 2, 41). К. совершали во имя Иисуса Христа (Деян 10, 48; 22, 16); при этом неофит исповедовал веру во Христа (Деян 8, 37). Принимая К., человек входил в общение с воскресшим Иисусом, благодаря чему получал прощение грехов и дар Св. Духа, посланного Иисусом Его ученикам (ср. Деян 2, 38). В некоторых местах НЗ (Деян 8, 17; 19, 6) говорится о возложении рук на принимавшего К., что сопровождалось нисхождением на него Св. Духа и представляло собой первоначальную форму таинства миропомазания.

Исходно К., как правило, совершалось посредством погружения в воду (ср. Деян 8, 38-39). Вначале это, как правило, была вода естественных водоемов (рек, родников); с IV в. при храмах сооружались специальные помещения, предназначенные для К. (баптистерии), с купелями в виде бассейнов. В случае необходимости, согласно Дидахе, допускалось и К. через обливание (вероятно, именно так происходило К. в тюрьме, описанное в Деян 16, 27-34). С XIII в. практика К. через обливание стала в Зап. Церкви преобладающей.

В первые века христианства К. обычно предшествовал длительный (в III в. — 3 года) период подготовки кандидатов — катехуменат (оглашение), включавший наставление в христ. вере и практич. вхождение в жизнь Церкви. Кандидаты на принятие К.катехумены (оглашенные) — могли участвовать в Литургии слова (до сих пор называемой в визант. обряде Литургией оглашенных),но должны были покидать литург. собрание в начале евхаристической молитвы. Упоминание о наставлениях перед К. содержатся в Дидахе и Послании Варнавы (нач. II в.). Уже во II в. существовал ин-т восприемников при К. (крёстных) — христиан, которые представляли общине кандидатов на принятие К., свидетельствуя об искренности и серьезности их намерений.

К. обычно совершалось на Пасху. Ему предшествовал ряд подготовительных обрядов. Утром Святой субботы происходил обряд еффафа (арам. АРАМ, древнеевр. ЕВР— «отверзись», греч. έφφαθά, лат. eppheta; см. Мк 7, 34) — епископ осенял крестным знамением лоб, уши и ноздри каждого катехумена, чтобы чувства и разум открылись к восприятию слова Божьего. Во время навечерия Пасхи катехумены произносили т.н. крещальные обеты — отрекались от сатаны и выражали желание соединиться с Христом, а также (в некоторых Церквях) читали символ веры, исповедуя веру в Отца, Сына и Св. Духа. Епископ благословлял крещальную воду, затем задавал крещаемому вопросы, верит ли он в Отца, Сына и Святого Духа, либо возглашал определенную формулу, напр.: «Крещается раб Божий... во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», — при этом трижды погружая его в воду. После этого новокрещеного облачали в белую одежду, которую затем он носил в течение всей пасхальной недели. Новокрещеный получал приветствие мира от всех собравшихся, вместе со всеми возносил Молитву Господню и впервые участвовал в Евхаристии.

В ходе богослужения крещаемого неск. раз помазывали елеем. Число, форма, символика и последовательность этих помазаний, а также их расположение по отношению к собственно К. и др. элементам обряда были различны в разных Церквях.

Хотя обычно К. совершал епископ на литург. собрании, при необходимости (во время длительного путешествия, в случае болезни либо при отсутствии поблизости храма) крестить катехумена мог и мирянин, как было провозглашено Эльвирским собором 300-303 (DH 120).

Киприан Карфагенский отрицал действительность К., совершаемого еретиками и схизматиками: благодать Св. Духа не действует вне единой Церкви, поэтому при их обращении в лоно Церкви необходимо снова крестить их. Однако Папа Стефан I отверг эту практику: для принятия крещеных еретиков и схизматиков в лоно Церкви достаточно их покаяния (DH 110). Эту же позицию высказал Арелатский собор 314: те, кто крещен во имя Отца, Сына и Св. Духа, не должны быть подвергнуты повторному К. (DH 123). I Никейский собор подтвердил данное положение, но при этом уточнил, что одного лишь упоминания трех Божественных Лиц недостаточно для истинности веры, а значит, для действительности К. (DH 127-128). Василий Великий разъяснил позицию I Никейского собора: схизма не влечет за собой расхождение в вере, поэтому схизматики могут совершать действительное К.; ересь же делает К. недействительным. Августин в полемике с донатистами (донатизм) утверждал, что таинство К. действительно благодаря Самому Иисусу Христу, основавшему его, но К. схизматика, будучи действительным, тем не менее не приносит для него спасительных плодов, пока он не воссоединится с Церковью. Впоследствии Ферраро-Флорентийский собор и Тридентский собор подтвердили, что, в зависимости от обстоятельств, К. может совершать священник или диакон, мирянин и даже еретик или язычник, при условии, что они крестят во имя Отца, Сына и Св. Духа и имеют намерение при этом совершить то же, что совершает Церковь (DH 1315, 1617).

I Константинопольский собор включил в общецерк. исповедание веры (Никео-Константинопольский символ веры) формулу «исповедую единое крещение во отпущение грехов».

Первые явные свидетельства о К. детей датируются II в., хотя, возможно, эта практика существовала уже в апост. времена: НЗ упоминает о К. целых семей (Деян 16; 15.33; 1 Кор 1, 16). При К. детей крещальные обеты за них произносили их родители и восприемники. Ориген ссылался на апост. происхождение практики К. детей. -Тертуллиан отвергал ее, считая, что необходимо отложить К. до сознательного возраста: дети, по его мнению, не имеют нужды в прощении грехов, и ни родители, ни восприемники не могут гарантировать, что дети вырастут христианами. В противовес этому Киприан Карфагенский учил, что детям при К. прощаются не их собственные грехи, но унаследованные ими. Развивая этот тезис, Августин видел в практике К. детей довод в пользу учения о —первородном грехе Адама, распространяющемся на всех людей (ср. Рим 5, 12): К. устраняет не только личные грехи, но, в первую очередь, первородный грех, который есть и у новорожденного. Хотя невозможно говорить об индивидуальной вере младенца, он получает К. в силу веры Церкви, просвещающей каждого ее члена.

В IV в. после легализации христианства в Рим. империи и резкого увеличения числа христиан мн. верующие, учитывая сложный и суровый характер тогдашней практики покаяния за грехи, совершенные после К., стремились откладывать К. на возможно более поздний срок, большую часть жизни оставаясь катехуменами; по этой же причине мн. христиане откладывали К. своих детей до достижения ими зрелости. Отцы Церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Августин), критикуя эту тенденцию, отстаивали необходимость К. для спасения и защищали практику К. детей.

В Средние века практика К. в младенчестве стала всеобщей (ее законность официально подтвердил Папа Иннокентий III: DH 780-781, 793); катехуменат практически исчез. В связи с увеличением количества верующих епископы стали доверять совершение К. священникам. Помазание, через которое крещаемый получал дар Св. Духа, на Западе осталось прерогативой епископов, в результате оно отделилось от К. по времени и стало осмысливаться как отд. таинство миропомазания. В отличие от К., для Евхаристии и миропомазания требовалось достижение сознательного возраста. На Востоке новокрещеные по-прежнему получали миропомазание и Евхаристию непосредственно после К.; при этом не только К., но и миропомазание обычно осуществляли священники, хотя при этом использовалось миро, освященное епископом.

Во время Реформации сторонники анабаптизма вновь оспорили действительность К., полученного в младенчестве. Тридентский собор подтвердил традиционное учение Церкви о К. (DH 1601-27), в частности о К. Младенцев.

I Ватиканский собор предписал восстановление катехумената взрослых и пересмотр обрядов К. взрослых и детей (SC 64-70). В 1969 опубликован новый Чин крещения младенцев, в 1972 — Чин христианского посвящения взрослых.

Богословие К. Через уподобление смерти и воскресению Иисуса Христа принимающий К. умирает для греха (Рим 6, 3-4; Кол 2, 12-13) и погружается в жизнь Преев. Троицы. К. очищает и освящает человека (1 Кор 6, И; Еф 5, 26): он получает отпущение первородного греха и грехов, совершенных им до К., и обретает новую жизнь в Иисусе Христе, через Которого становится усыновленным сыном Бога Отца (Рим 8, 14-17) и храмом Св. Духа (1 Кор 6, 19). Св. Дух приобщает всех крещеных к -мистическому Телу Христову — к Церкви (ср. 1 Кор 12, 13), делая их братьями и сестрами в единой семье детей Божьих. К. не может быть повторено, т.к. накладывает на принимающего его неизгладимую дух. печать (лат. character)ср. Еф 4, 30), которая не снимается никаким грехом (хотя грех мешает К. принести плоды спасения; грехи, совершенные после К., могут быть отпущены в результате исповеди). Благодаря печати К. верующий участвует в священстве Христа и всеобщем священстве христиан (ср. 1 Петр 2, 9); тем самым он получает право участвовать в христ. богослужении, в т.ч. во всех др. таинствах. Крещеный принадлежит уже не самому себе, а Христу (2 Кор 5, 15) и должен, подобно Христу, любить своих собратьев и служить им (Ин 13, 14-15.34). Вместе со всей Церковью крещеный имеет обязанность свидетельствовать перед миром о распятом и воскресшем Христе. Благодать, полученная в К., должна стать действенной, т.е. реально преобразовать жизнь человека, совершить его обожение: крещеные призваны к святости — единению с Богом в любви, которое достигнет своей полноты в вечной жизни после воскресения.

К. необходимо для спасения тем, кому было проповедовано Евангелие и кто имел возможность просить о К. Если некрещеный погиб за христ. веру или умер до К., имея твердое желание его принять, то он получает все те дух. плоды, которые приносит таинство К.; в этих случаях говорят, соответственно, о К. кровью и Ж. желанием. Богослужение К. Собственно К. представляет собой троекратное погружение крещаемого в воду (целиком или только головы) либо троекратное возлияние воды на голову крещаемого. При этом совершающий К. произносит формулу обращения к Св. Троице: «Ν [имя], я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (в лат. обряде) либо «Крещается раб Божий N [имя] во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (в вост. обрядах).

Вышеописанного действия достаточно для действительности К. Тем не менее в нормальной ситуации, когда нет угрозы непосредственной смерти, богослужение К. включает также ряд др. традиционных обрядов, как бы обрамляющих собственно К. и раскрывающих смысл этого таинства.

В рим. обряде К. детей, по возможности, должно совершаться в воскресенье, когда Церковь празднует Воскресение Христово. Предстоятель богослужения (священник или диакон) встречает родителей с крещаемым ребенком и восприемников, приветствует их, торжественно вводит в храм, затем ведет с родителями и восприемниками диалог, где спрашивает их, какое имя они избрали для крещаемого, чего просят у Церкви, сознают ли свои обязанности наставников в вере. Предстоятель принимает для крещаемого от имени христ. общины и в знак этого осеняет его лоб крестным знамением; затем это же делаютродители и восприемники. Чтение отрывков из Библии и проповедь должны укрепить веру присутствующих и углубить понимание К. Молитва верных и воззвании, обращенные к святым, отмечают общинный характер К. Предстоятель произносит экзорцизм — молитву об избавлении ребенка от первородного греха, т.е. (от власти дьявола, а затем возлагает руку на ребенка в знак укрепления его силой Христа. Затем предстоятель освящает крещальную воду, призывая Св. Духа, или читает благодарственную моли тву над уже освященной водой (обычно крещальиая вода освящается на литургии навечерия Пасхи). Предстоятель спрашивает родителей и восприемников, отрекаются ли они от греха, от соблазнов и от сатаны, а затем — веруют ли в Бога Отца, в Иисуса Христа, в Си. Духа. Затем следует собственно К., после чего в лат, обряде предстоятель помазывает голову ребенка св. миром, чтобы он пребывал в единении с Христом — Священником, Пророком и Царем; это помазание предвещает таинство миропомазания, которое совершается при достижении сознательного возраста И становится завершением помазания при К. (и иост. обрядах после К. совершается таинство миропомазания, в лат. обряде оно может непосредственно присоединяться к К. взрослых), Далее ребенка облачают в белую одежду π знак тою, ч то (711 облекся во Христа (ср. Рал 3, 27). Вручение свечи, зажженной от пасхала, родителям и восприемникам указывает на их обязанность хранить в крещеном свет Христа, а для крещеного означает придание к образу жизни, соответствующему «детям света». Затем может быть совершен обряд еффафа: предстоятель касается ушей и уст ребенка, чтобы он внимал слову Христа и исповедовал веру в Него.

В вост. обрядах новокрещеного младенца непосредственно после К. причащают Крови Христовой; в лат. обряде первое причастие происходит при наступлении сознательного возраста. Тем не менее, если К. осуществлялось за пределами пресвитерия, то в знак того, что оно открывает доступ к Евхаристии, осуществляется процессия к алтарю, в которой несут зажженную свечу новокрещеного. Предстоятель обращается к собравшимся с напутственным словом о таинствах христ. посвящения — К., миропомазании и Евхаристии, — после чего все читают Молитву Господню Отче наш в знак того, что младенец отныне стал чадом Божьим. Богослужение заканчивается благословением ребенка, его родителей и всех собравшихся.

Если К. совершается во время мессы, то оно происходит в конце Литургии слова, перед Евхарист. литургией; при этом в отд. регионах часто совершается одновременное К. нескольких детей, родившихся в предшествующий период.

В опасности или близости смерти используется особый упрощенный чин К. ребенка. В отсутствие священника или диакона крестить ребенка может любой верующий. В этом случае он вначале читает исповедание веры ( Апостольский символ веры), а затем возливает на ребенка воду, произнося обычную формулу К.; в некоторых обстоятельствах можно опустить также исповедание веры. В случае близящейся смерти достаточно, чтобы совершающий К. возлил на ребенка воду, произнося обычную формулу К. Желательно, чтобы это происходило в присутствии одного или двух свидетелей. Если ребенок выживет, его нужно принести в храм для восполнения обряда.

К. взрослых предшествует период катехумената (1-2 года). Само К., как правило, совершается на Пасху.

Канон, право о К. К. действительным образом преподается только через омовение водой, сопровождаемое установленной словесной формулой (С1С 849); оно совершается через погружение или через обливание, в соответствии с решениями нац. конференции епископов (CIC 854).

Перед принятием К. взрослые кандидаты (и все, кто достиг сознательного возраста) должны пройти основательную подготовку, называемую катехуменатом, продолжительность и форму которой определяет нац. конференция епископов; что касается крещаемых младенцев (и всех, кто не отвечает за свои действия), то их родителей и восприемников следует надлежащим образом просветить относительно значения К. и тех обязательств, которые оно за собой влечет (С1С 851-852).

Ординарные служители таинства К. — это епископ и пресвитер, а в лат. обряде — также и диакон; если они отсутствуют или ч.-л. препятствует их участию в таинстве, К. вправе совершить катехизатор или др. человек, назначенный местным ординарием, а в случае необходимости — каждый человек, движимый надлежащим намерением (см. CIC 861; ССЕО 677).

К. может принять любой некрещеный (CIC 864; ССЕО 679). Взрослый, принимающий К., должен быть достаточно наставлен в вере и христ. обязанностях; его христ. образ жизни должен быть проверен в ходе катехумената; в случае опасности смерти достаточно, если он будет иметь некоторое знание осн. истин веры и тем или иным образом проявит желание получить К. и пообещает исполнять заповеди христ. веры (CIC 865). Непосредственно после своего К. взрослый должен принять таинство миропомазания, если нет серьезных оснований, препятствующих этому, а также участвовать в Евхаристии (CIC 866).

К. в экумен. диалоге. Взаимное признание различными Церквями действительности совершаемого в них К. является серьезным шагом на пути к осуществлению христ. единства. Важнейший документ на эту тему — Baptism, Eucharist and Ministry (Крещение, Евхаристия и служение), называемый Лимским документом, который был опубликован в 1982 комиссией «Вера и церковное устройство» Всемирного совета Церквей. К. соединяет верующего со Христом и с др. христианами и служит призывом к преодолению существующих разделений ради стремления к единству в вере и общему христ. свидетельству (ср. LG 15; UR 3, 22). Католическая Церковь признает действительность таинства К., осуществляемого в др. Церквях, если оно совершается водой, во имя Отца, Сына и Святого Духа, а вероучение этих Церквей в отношении Пресв. Троицы согласно с католическим. Когда крещенные в этих Церквях принимаются в полное общение с Католической Церковью, они не должны заново креститься.

о. Ц. Напюрковский, А. Горелов

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1379-1387.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024