Крестный пут\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Крестный путь

Крестный путь (Via Crucis) — одна из зап. практик благочестия, основу которой составляет молитвенное воспоминание верующих о пути Иисуса Христа на Голгофу. К.п. представляет собой последовательность молитвенных размышлений о различных этапах Страстей Иисуса Христа, известных из Евангелия и церк. Предания, а также о Его смерти и погребении. Как правило, при совершении К.п. верующие следуют по определенному пути (напр., обходя внутр. пространство храма), останавливаясь для каждого очередного молитвенного размышления; такие остановки именуются стояниями (stationes), откуда происходит др. название этой практики — крестные стояния (stationes Crucis).

Обычай обхода паломниками в Иерусалиме и его окрестностях мест, связанных со страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа, сложился в сер. IV в. (подробное описание содержится в Паломничестве к святым местам Эгерии, ок. 380) и сохранился там до наст, времени. Вскоре после того как Иерусалим стал важнейшим местом паломничества для христиан, появились попытки «имитации» святых мест Иерусалима: уже в V в. в мон. Св. Стефана в Болонье по инициативе еп. Петрония был возведен комплекс часовен, представляющих важнейшие святыни Иерусалима; аналогичные комплексы создавались впоследствии во мн. местах на Западе и Востоке христ. мира, в т.ч. в России (напр., Ново-Иерусалимский мон. в г. Истра Московской обл.).

В XII-XIV вв. в Иерусалиме засвидетельствован обычай следования паломников по т.н. священному пути (via sacra),который, как считалось, соответствовал пути Христа на Голгофу. Вероятно, с сер. XIV в., когда попечение о святых местах в Иерусалиме было поручено францисканцам, утвердился обычай совершать стояния в определенных местах этого паломнического маршрута (дом Пилата; место, где Иисус встретил Свою Мать; где Он обращался к иерус. женщинам; где Он встретил Симона Киринеянина; где воины метали жребий о Его одежде; где Он был распят; Гроб Господень); при этом можно было получить индульгенцию, приуроченную к каждому из стояний. В XV-XVI вв. в разных регионах Европы в подражание этому обычаю стали предприниматься обходы серии изображений, представлявших сцены Страстей Христа. Изображения могли быть скульптурными, рельефными или живописными и располагались на открытом воздухе или в часовнях. Возникали также места особого почитания Страстей Христовых кальварии (лат. Calvaria — Голгофа), располагавшиеся, как правило, на возвышенных местах и служившие местами совершения процессий К.п.

Первоначально отсутствовал жесткий канон количества, последовательности и содержания стояний. Принятая в наст, время форма К.п. сложилась в Католической Церкви в 1-й пол. XVII в. и обязана своим распространением Леонарду да Порто Маурицио. Она включает 14 стояний: 1) Иисуса осуждают на смерть; 2) на плечи Иисуса возлагают крест; 3) Иисус падает под бременем креста; 4) Иисус встречает Свою Преев. Матерь; 5) Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест; 6) Вероника отирает платом лик Иисуса; 7) Иисус вторично падает под бременем креста; 8) Иисус утешает плачущих женщин; 9) Иисус падает под бременем креста в третий раз; 10) с Иисуса снимают одежды; 11) Иисуса распинают на кресте; 12) Иисус умирает на кресте; 13) Иисуса снимают с креста; 14) погребение Иисуса. Обычай изображать 14 эпизодов К.п. внутри храмов возник к кон. XVII в. в Ордене францисканцев, которым в 1686 Папа Иннокентий XI предоставил право получения индульгенций при молитвах, относящихся к этим изображениям. Бенедикт XIII в 1726 расширил право получения подобных индульгенций на всех верующих, а Бенедикт XIV в 1742 рекомендовал распространить обычай раких изображений во всей Католической Церкви лат. обряда. С тех пор в большинстве катол. храмов имеется 14 картин или рельефов (иногда отд. часовен) с изображением соответствующих эпизодов, последовательно расположенных по внутр. периметру храмового помещения (кроме алтарной части).

Наиболее распространенной формой проведения К.п. является обход этих изображений, осуществляемый общинно либо индивидуально, сопровождающийся молитвами и молитвенными размышлениями.

Существуют также формы К.п. без использования изображений, а также без перемещений с одного места на другое. Единого чинопоследования К.п. в Церкви официально не установлено. В большинстве катол. молитвенников можно найти предлагаемую форму его совершения с текстами размышлений и молитв для каждого из стояний.

В приходах, монастырях и общинах монашествующих Или мирян К.п. особенно широко практикуется в период Великого поста (в первую очередь, по пятницам) и в Страстную пятницу (утвердилась традиция проведя Папой К.п. в рим. Колизее).

В наст. время К.п. — одна из наиболее поощряемых Католической Церковью практик благочестия. Ему уделяется особое внимание в принятом в 2001 Конгр. богослужения и таинств Руководстве по народному благочестию и богослужению (п. 131-135), где указывается, что К.п. способствует различным проявлениям христ. духовности, в числе которых «понимание жизни как пути или странствия, которое надлежит совершить, или перехода через тайну Креста из плена этой земли в небесное отечество; желание глубже соединиться со Страстями Христа; требование следования за Христом, которое для ученика состоит в том, чтобы идти вслед за Учителем, неся изо дня в день свой собственный крест (ср. Лк 9, 23)» (п. 133).

К К.п. восходит известное в Русской Правосл. Церкви богослужение под названием пассия (от лат. passio— страсть), которое в некоторых храмах принято совершать в период Великого поста по пятницам или в др. дни, определяемые настоятелем прихода, в памятьт о Страстях Христовых. По мнению некоторых правосл. литургистов, практика пассии зародилась в среде православных Зап. Украины в XVII-XVIII вв. не без влияния К.п. или иных посвященных Страстям практик благочестия, бытовавших в том же регионе у католиков.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1367-1370.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 19 Ноября
    Dominica ante jejunium Kalendar. Novemb.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 218
    Сессий: 8
    Сейчас на сайте: 1





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017