Крестный пут\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Крестный путь
Крестный
путь (Via
Crucis) —
одна из зап. практик благочестия, основу
которой составляет молитвенное
воспоминание верующих о пути Иисуса
Христа на Голгофу. К.п. представляет
собой последовательность молитвенных
размышлений о различных этапах Страстей
Иисуса Христа, известных из Евангелия
и церк. Предания, а также о Его смерти и
погребении. Как правило, при совершении
К.п. верующие следуют по определенному
пути (напр., обходя внутр. пространство
храма), останавливаясь для каждого
очередного молитвенного размышления;
такие остановки именуются стояниями
(stationes),
откуда происходит др. название этой
практики — крестные
стояния
(stationes Crucis).
Обычай
обхода паломниками в Иерусалиме и его
окрестностях мест, связанных со
страданиями, смертью и воскресением
Иисуса Христа, сложился в сер. IV в.
(подробное описание содержится в
Паломничестве к святым местам
Эгерии, ок. 380) и сохранился там до наст,
времени. Вскоре после того как Иерусалим
стал важнейшим местом паломничества
для христиан, появились попытки «имитации»
святых мест Иерусалима: уже в V в. в мон.
Св. Стефана в Болонье по инициативе еп.
Петрония был возведен комплекс часовен,
представляющих важнейшие святыни
Иерусалима; аналогичные комплексы
создавались впоследствии во мн. местах
на Западе и Востоке христ. мира, в т.ч. в
России (напр., Ново-Иерусалимский мон.
в г. Истра Московской обл.).
В
XII-XIV
вв.
в Иерусалиме засвидетельствован обычай
следования паломников по т.н. священному
пути (via
sacra),который,
как считалось, соответствовал пути
Христа на Голгофу. Вероятно, с сер. XIV
в., когда попечение о
святых местах в Иерусалиме было поручено
францисканцам, утвердился обычай
совершать стояния в определенных местах
этого паломнического маршрута (дом
Пилата; место, где Иисус встретил Свою
Мать; где Он обращался к иерус. женщинам;
где Он встретил Симона Киринеянина; где
воины метали жребий о Его одежде; где
Он был распят; Гроб Господень); при этом
можно было получить индульгенцию,
приуроченную к каждому из стояний. В
XV-XVI вв. в
разных регионах Европы в подражание
этому обычаю стали предприниматься
обходы серии изображений, представлявших
сцены Страстей Христа. Изображения
могли быть скульптурными, рельефными
или живописными и располагались на
открытом воздухе или в часовнях. Возникали
также места особого почитания Страстей
Христовых кальварии (лат. Calvaria
— Голгофа), располагавшиеся,
как правило, на возвышенных местах и
служившие местами совершения процессий
К.п.
Первоначально
отсутствовал жесткий канон количества,
последовательности и содержания стояний.
Принятая в наст, время форма К.п. сложилась
в Католической Церкви в 1-й пол. XVII в. и
обязана своим распространением Леонарду
да Порто Маурицио. Она включает 14 стояний:
1) Иисуса осуждают на смерть; 2) на плечи
Иисуса возлагают крест; 3) Иисус падает
под бременем креста; 4) Иисус встречает
Свою Преев. Матерь; 5) Симон Киринеянин
помогает Иисусу нести крест; 6) Вероника
отирает платом лик Иисуса; 7) Иисус
вторично падает под бременем креста;
8) Иисус утешает плачущих женщин; 9) Иисус
падает под бременем креста в третий
раз; 10) с Иисуса снимают одежды; 11) Иисуса
распинают на кресте; 12) Иисус умирает
на кресте; 13) Иисуса снимают с креста;
14) погребение Иисуса. Обычай изображать
14 эпизодов К.п. внутри храмов возник к
кон. XVII в. в Ордене францисканцев, которым
в 1686 Папа Иннокентий XI предоставил право
получения индульгенций при молитвах,
относящихся к этим изображениям. Бенедикт
XIII в 1726 расширил право получения подобных
индульгенций на всех верующих, а Бенедикт
XIV в 1742 рекомендовал распространить
обычай раких изображений во всей
Католической Церкви лат. обряда. С тех
пор в большинстве катол. храмов имеется
14 картин или рельефов (иногда отд.
часовен) с изображением соответствующих
эпизодов, последовательно расположенных
по внутр. периметру храмового помещения
(кроме алтарной части).
Наиболее
распространенной формой проведения
К.п. является обход этих изображений,
осуществляемый общинно либо индивидуально,
сопровождающийся молитвами и молитвенными
размышлениями.
Существуют
также формы К.п. без использования
изображений, а также без перемещений с
одного места на другое. Единого
чинопоследования К.п. в Церкви официально
не установлено. В большинстве катол.
молитвенников можно найти предлагаемую
форму его совершения с текстами
размышлений и молитв для каждого из
стояний.
В
приходах, монастырях и общинах
монашествующих Или мирян К.п. особенно
широко практикуется в период Великого
поста (в первую очередь, по пятницам) и
в Страстную пятницу (утвердилась традиция
проведя Папой К.п. в рим.
Колизее).
В
наст. время К.п. — одна из наиболее
поощряемых Католической Церковью
практик благочестия. Ему уделяется
особое внимание в принятом в 2001 Конгр.
богослужения и таинств Руководстве
по народному благочестию и богослужению
(п. 131-135), где указывается, что К.п.
способствует различным проявлениям
христ. духовности, в числе которых
«понимание жизни как пути или странствия,
которое надлежит совершить, или перехода
через тайну Креста из плена этой земли
в небесное отечество; желание глубже
соединиться со Страстями Христа;
требование следования за Христом,
которое для ученика состоит в том, чтобы
идти вслед за Учителем, неся изо дня в
день свой собственный крест (ср. Лк 9,
23)» (п. 133).
К
К.п. восходит известное в Русской Правосл.
Церкви богослужение под названием
пассия
(от лат. passio—
страсть), которое в некоторых храмах
принято совершать в период Великого
поста по пятницам или в др. дни, определяемые
настоятелем прихода, в памятьт о
Страстях Христовых. По мнению некоторых
правосл. литургистов, практика пассии
зародилась в среде православных Зап.
Украины в XVII-XVIII вв.
не без влияния К.п. или иных посвященных
Страстям практик благочестия, бытовавших
в том же регионе у католиков.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1367-1370.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Четверг, 26 Декабря Ближайшее празднование:
Dominica V. Adventus Domini
29 Декабря (осталось 3 дня)
Календарь
|