Крестный пут\ь - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Крестный путь

Крестный путь (Via Crucis) — одна из зап. практик благочестия, основу которой составляет молитвенное воспоминание верующих о пути Иисуса Христа на Голгофу. К.п. представляет собой последовательность молитвенных размышлений о различных этапах Страстей Иисуса Христа, известных из Евангелия и церк. Предания, а также о Его смерти и погребении. Как правило, при совершении К.п. верующие следуют по определенному пути (напр., обходя внутр. пространство храма), останавливаясь для каждого очередного молитвенного размышления; такие остановки именуются стояниями (stationes), откуда происходит др. название этой практики — крестные стояния (stationes Crucis).

Обычай обхода паломниками в Иерусалиме и его окрестностях мест, связанных со страданиями, смертью и воскресением Иисуса Христа, сложился в сер. IV в. (подробное описание содержится в Паломничестве к святым местам Эгерии, ок. 380) и сохранился там до наст, времени. Вскоре после того как Иерусалим стал важнейшим местом паломничества для христиан, появились попытки «имитации» святых мест Иерусалима: уже в V в. в мон. Св. Стефана в Болонье по инициативе еп. Петрония был возведен комплекс часовен, представляющих важнейшие святыни Иерусалима; аналогичные комплексы создавались впоследствии во мн. местах на Западе и Востоке христ. мира, в т.ч. в России (напр., Ново-Иерусалимский мон. в г. Истра Московской обл.).

В XII-XIV вв. в Иерусалиме засвидетельствован обычай следования паломников по т.н. священному пути (via sacra),который, как считалось, соответствовал пути Христа на Голгофу. Вероятно, с сер. XIV в., когда попечение о святых местах в Иерусалиме было поручено францисканцам, утвердился обычай совершать стояния в определенных местах этого паломнического маршрута (дом Пилата; место, где Иисус встретил Свою Мать; где Он обращался к иерус. женщинам; где Он встретил Симона Киринеянина; где воины метали жребий о Его одежде; где Он был распят; Гроб Господень); при этом можно было получить индульгенцию, приуроченную к каждому из стояний. В XV-XVI вв. в разных регионах Европы в подражание этому обычаю стали предприниматься обходы серии изображений, представлявших сцены Страстей Христа. Изображения могли быть скульптурными, рельефными или живописными и располагались на открытом воздухе или в часовнях. Возникали также места особого почитания Страстей Христовых кальварии (лат. Calvaria — Голгофа), располагавшиеся, как правило, на возвышенных местах и служившие местами совершения процессий К.п.

Первоначально отсутствовал жесткий канон количества, последовательности и содержания стояний. Принятая в наст, время форма К.п. сложилась в Католической Церкви в 1-й пол. XVII в. и обязана своим распространением Леонарду да Порто Маурицио. Она включает 14 стояний: 1) Иисуса осуждают на смерть; 2) на плечи Иисуса возлагают крест; 3) Иисус падает под бременем креста; 4) Иисус встречает Свою Преев. Матерь; 5) Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест; 6) Вероника отирает платом лик Иисуса; 7) Иисус вторично падает под бременем креста; 8) Иисус утешает плачущих женщин; 9) Иисус падает под бременем креста в третий раз; 10) с Иисуса снимают одежды; 11) Иисуса распинают на кресте; 12) Иисус умирает на кресте; 13) Иисуса снимают с креста; 14) погребение Иисуса. Обычай изображать 14 эпизодов К.п. внутри храмов возник к кон. XVII в. в Ордене францисканцев, которым в 1686 Папа Иннокентий XI предоставил право получения индульгенций при молитвах, относящихся к этим изображениям. Бенедикт XIII в 1726 расширил право получения подобных индульгенций на всех верующих, а Бенедикт XIV в 1742 рекомендовал распространить обычай раких изображений во всей Католической Церкви лат. обряда. С тех пор в большинстве катол. храмов имеется 14 картин или рельефов (иногда отд. часовен) с изображением соответствующих эпизодов, последовательно расположенных по внутр. периметру храмового помещения (кроме алтарной части).

Наиболее распространенной формой проведения К.п. является обход этих изображений, осуществляемый общинно либо индивидуально, сопровождающийся молитвами и молитвенными размышлениями.

Существуют также формы К.п. без использования изображений, а также без перемещений с одного места на другое. Единого чинопоследования К.п. в Церкви официально не установлено. В большинстве катол. молитвенников можно найти предлагаемую форму его совершения с текстами размышлений и молитв для каждого из стояний.

В приходах, монастырях и общинах монашествующих Или мирян К.п. особенно широко практикуется в период Великого поста (в первую очередь, по пятницам) и в Страстную пятницу (утвердилась традиция проведя Папой К.п. в рим. Колизее).

В наст. время К.п. — одна из наиболее поощряемых Католической Церковью практик благочестия. Ему уделяется особое внимание в принятом в 2001 Конгр. богослужения и таинств Руководстве по народному благочестию и богослужению (п. 131-135), где указывается, что К.п. способствует различным проявлениям христ. духовности, в числе которых «понимание жизни как пути или странствия, которое надлежит совершить, или перехода через тайну Креста из плена этой земли в небесное отечество; желание глубже соединиться со Страстями Христа; требование следования за Христом, которое для ученика состоит в том, чтобы идти вслед за Учителем, неся изо дня в день свой собственный крест (ср. Лк 9, 23)» (п. 133).

К К.п. восходит известное в Русской Правосл. Церкви богослужение под названием пассия (от лат. passio— страсть), которое в некоторых храмах принято совершать в период Великого поста по пятницам или в др. дни, определяемые настоятелем прихода, в памятьт о Страстях Христовых. По мнению некоторых правосл. литургистов, практика пассии зародилась в среде православных Зап. Украины в XVII-XVIII вв. не без влияния К.п. или иных посвященных Страстям практик благочестия, бытовавших в том же регионе у католиков.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1367-1370.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Четверг, 26 Декабря

    Ближайшее празднование:
    Dominica V. Adventus Domini
    29 Декабря (осталось 3 дня)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 7725
    Сессий: 14
    Сейчас на сайте: 35





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024