К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Коптский обряд
Коптский
обряд (лат.
ritus
Copticus, seu Copiorum)
— один
из вост. литург. обрядов; единственный
обряд, используемый Коптской Церковью
и Коптской Католической Церковью.
Принадлежит (наряду с эфиопским обрядом)
к александр. литург. Традиции.
К.о.
зародился на заре христ. эры в Египте
среди греков, а уже затем распространился
среди автохтонного населения Египта —
коптов, которые, в большинстве своем не
приняв халкидонского исповедания веры
(Халкидонский собор), оказались со 2-й
пол. V в. в расколе со Вселенской Церковью.
Впоследствии некоторые богослужения
К.о. испытали сир. влияние (напр., в
чинопоследованиях миропомазания,
рукоположений и др.).
Коптский
храм имеет алтарную часть (где располагается
престол), отделенную завесой, которая
открывается на время определенных
частей богослужения. Литург. облачения
в основном сходны с византийскими. В
богослужении используется большое
количество различных покровов,
подчеркивающих благоговение при
прикосновении к Св. Дарам и различным
свящ. предметам.
Первоначальным
литург. языком К.о. был греч., который
впоследствии был вытеснен коптским
(единичные реликты греч. литург. текстов
сохранились и по сей день в виде отд.
формул, напр. Trisagion).Позже
копт, язык начал заменяться арабским,
который с 1906 стал преобладающим в
богослужении К.о. (на копт, языке
продолжают, как правило, произносить
наиболее известные тексты: Символ веры,
Молитву Господню и др.). В среде копт,
диаспоры некоторые части богослужения
звучат на местных наречиях (напр., библ.
Чтения).
К.о.
свойственно интенсивное и ритмичное
пение (иногда в сопровождении ударных
и духовых муз. инструментов) с активным
участием мирян, а также многочисл.
Процессии.
В
К.о. используется неск. чинопоследований
Божественной литургии. Общая структура
напоминает визант. литургию: проскомидия,
Литургия слова, ектении, чтение
Никео-Константинопольского символа
веры, анафора, т.н.
представление Св. Даров (священник,
касаясь левой рукой Даров, правой
преподает верующим благословение),
обряд причащения (предварительно
священник окунает указательный палец
в чашу и изображает на освященном Хлебе
крест освященным Вином); далее следуют
раздробление Хлеба, чтение Молитвы
Господней, возношение Даров, после
которого частицы Хлеба влагаются в чашу
и следует второе возношение Даров; затем
— собственно причащение, благодарственные
молитвы и заключительное благословение.
Анафоры
в К.о. различны; некоторые из них (в
Литургии св. Марка и Литургии св. Кирилла
Александрийского) принадлежат к
александр. типу и обнаруживают генетическое
родство с Римским каноном. Чаще всего,
однако, используется копт, вариант
Литургии св. Василия Великого с анафорой
визант. типа.
Чинопоследование
крещения в К.о. включает в себя многократные
помазания и чтения исповедания веры.
Таинство миропомазания следует
непосредственно за крещением и состоит
из 36 помазаний. Венчание также предваряется
помазанием. Елеосвящение сходно с
визант. обрядом этого таинства.
Богослужение
суточного круга в К.о. состоит из 7 литург.
Часов.
Копт.
христиане сохранили собственный древний
календарь. Месяц киак,предшествующий
Рождеству Христову, особым образом
посвящен Преев. Богородице; ей
посвящается также 21-е число каждого
месяца. Через 206 дней после Успения
Пресв. Богородицы (16 января) празднуется
Ее Взятие в Небесную славу (22 августа).
Особым праздником является Прибытие
Св. Семейства в Египет (19 мая).
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1286-1288.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.