Коптский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Коптский обряд

Коптский обряд (лат. ritus Copticus, seu Copiorum) — один из вост. литург. обрядов; единственный обряд, используемый Коптской Церковью и Коптской Католической Церковью. Принадлежит (наряду с эфиопским обрядом) к александр. литург. Традиции.

К.о. зародился на заре христ. эры в Египте среди греков, а уже затем распространился среди автохтонного населения Египта — коптов, которые, в большинстве своем не приняв халкидонского исповедания веры (Халкидонский собор), оказались со 2-й пол. V в. в расколе со Вселенской Церковью. Впоследствии некоторые богослужения К.о. испытали сир. влияние (напр., в чинопоследованиях миропомазания, рукоположений и др.).

Коптский храм имеет алтарную часть (где располагается престол), отделенную завесой, которая открывается на время определенных частей богослужения. Литург. облачения в основном сходны с византийскими. В богослужении используется большое количество различных покровов, подчеркивающих благоговение при прикосновении к Св. Дарам и различным свящ. предметам.

Первоначальным литург. языком К.о. был греч., который впоследствии был вытеснен коптским (единичные реликты греч. литург. текстов сохранились и по сей день в виде отд. формул, напр. Trisagion).Позже копт, язык начал заменяться арабским, который с 1906 стал преобладающим в богослужении К.о. (на копт, языке продолжают, как правило, произносить наиболее известные тексты: Символ веры, Молитву Господню и др.). В среде копт, диаспоры некоторые части богослужения звучат на местных наречиях (напр., библ. Чтения).

К.о. свойственно интенсивное и ритмичное пение (иногда в сопровождении ударных и духовых муз. инструментов) с активным участием мирян, а также многочисл. Процессии.

В К.о. используется неск. чинопоследований Божественной литургии. Общая структура напоминает визант. литургию: проскомидия, Литургия слова, ектении, чтение Никео-Константинопольского символа веры, анафора, т.н. представление Св. Даров (священник, касаясь левой рукой Даров, правой преподает верующим благословение), обряд причащения (предварительно священник окунает указательный палец в чашу и изображает на освященном Хлебе крест освященным Вином); далее следуют раздробление Хлеба, чтение Молитвы Господней, возношение Даров, после которого частицы Хлеба влагаются в чашу и следует второе возношение Даров; затем — собственно причащение, благодарственные молитвы и заключительное благословение.

Анафоры в К.о. различны; некоторые из них (в Литургии св. Марка и Литургии св. Кирилла Александрийского) принадлежат к александр. типу и обнаруживают генетическое родство с Римским каноном. Чаще всего, однако, используется копт, вариант Литургии св. Василия Великого с анафорой визант. типа.

Чинопоследование крещения в К.о. включает в себя многократные помазания и чтения исповедания веры. Таинство миропомазания следует непосредственно за крещением и состоит из 36 помазаний. Венчание также предваряется помазанием. Елеосвящение сходно с визант. обрядом этого таинства.

Богослужение суточного круга в К.о. состоит из 7 литург. Часов.

Копт. христиане сохранили собственный древний календарь. Месяц киак,предшествующий Рождеству Христову, особым образом посвящен Преев. Богородице; ей посвящается также 21-е число каждого месяца. Через 206 дней после Успения Пресв. Богородицы (16 января) празднуется Ее Взятие в Небесную славу (22 августа). Особым праздником является Прибытие Св. Семейства в Египет (19 мая).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1286-1288.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024