Колокол\ьня - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Колокольня

Колокольня — сооружение, предназначенное для установки колоколов, стоящее отдельно или составляющее часть храмового комплекса.

В Liber Pontificalis упомянута башня с тремя колоколами, построенная во время понтификата Папы Стефана II (725-757) при соборе Св. Петра в Риме. Обычай строить К. распространился в VIII—IX вв., особенно в Италии. Среди ранних примеров — К. храма Санта Мария делла Челла в Витербо (ок. 800), храма Св. Сатира в Милане (IX в.), храма в мон. Санкт-Галлен (ок. 800-820).

К. строились чаще всего квадратные в плане, иногда круглые. В романскую эпоху К. весьма разнообразны по положению относительно храма и по формам. В X в. цилиндрические ЕС. были пристроены к двум равеннским базиликам VI в, — Сант Аполлинаре Нуово и Сайт Аполлииаре ип Классе. В кафедр, соборе в Чефалу (XII в.) две К. расположены по пап. фасаду, что типично для норманской архитектуры Сицилии. В Венеции и её окрестностях верхние части К. части К. часто имеют восьмигранную форму и увенчаны зубцами. В К. собора Св. Марка в Венеции (1329, перестроена в нач. XX в.) в декоре верхних частей применены мрамор, майолика, кирпич, аркатура из небольших арок. К. кафедр, собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1387) украшена полихромным орнаментом. Большие башни по фасаду характерны для романских храмов в Германии и Франции. В начале эпохи Возрождения использовались упрощенные позднеготические формы. В XVI в. арх. Браманте построил 4 монументальные К. рядом с собором Св. Петра в Ватикане, которые послужили образцом для мн. др. К. Новые элементы в К. появились в эпоху барокко: две К. собора Св. Петра (арх. Бернини) с вогнутыми углами украшены свободно стоящими колоннами, для К. церкви Св. Агнессы на Пьяцца Навона в Риме работы Борромини характерны сложные изогнутые линии. К. рим. храма Сант Андреа делле Фратте украшена фигурами кариатид в верхнем ярусе. В XVIII в. в строительстве К. продолжались барочные традиции стиля Борромини. Позже появились элементы эклектики, повторялись мотивы предшествующих эпох (романской и Ренессанса), напр. в К. церкви Св. Марии в Турине.

К. широко распространены в рус. архитектуре послемонг. периода — как отдельно стоящие, так и связанные с осн. объемом церк. здания. Выдающийся образец — К. Ивана Великого в Московском Кремле. Особый тип составляют звонницы псковских церквей XIV-XVI вв.

Л. Хрушкова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1167-1169.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024