К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Колокол
Колокол
(греч. κώδων,
лат.
signum,
сатраnа)
— один из древнейших ударных муз.
Инструментов.
Первые
сведения о церк. использовании К.
относятся к кон. V в.: в пров. Кампания
(Италия) звон К. собирал монахов на общие
молитвы. Согласно традиционной версии,
слово сатрапа
происходит от названия этой области. С
VI в. К. широко распространились в Зап.
Европе; ими оснащались как монастыри,
так и приходские храмы. В Риме К. появились
в сер. VIII в. В Византию первые К. были
привезены из Венеции в 880. На Руси К.
существовали уже в XI в. и, возможно, были
заимствованы непосредственно из Зап.
Европы. Впоследствии К. получили на Руси
широкое распространение.
К.
украшались орнаментами, гербами,
изображениями святых, а также надписями,
содержащими посвящения, молитвы, указания
о предназначении К., имена литейщиков
и дарителей, даты изготовления.
К.
созывали
народ
на богослужение, создавали атмосферу
радости во время праздников, оповещали
о
смерти, возвещали наступление
моста,
указывали время личной молитвы, сообщали
о стихийных бедствиях, пожарах, эпидемиях,
приближении врагов.
С
XV в. развивалась техника гармоничного
звучания неск. К. разной величины. В XVI
в. в Нидерландах изобре ген карильон
— подбор К., управляемых с помощью
клавиатуры. Один из самых известных
карильонов находится в соборе Мехелена
(Бельгия) и состоит из 49 К. (рус. выражение
«малиновый звон» восходит к франц.
названию этого города — Малин).
С
VIII в. церк. К. освящаются; этот обряд, как
правило, совершается епископом. При
освящении К. получали имена начиная с
961, когда Папа Иоанн XIII дал имя «Иоанн»
К. Латеранской базилики.
В
наст. время в Католической Церкви К.
используются для призыва народа на
богослужение; звоном К. часто сопровождаются
евхаристические процессии, молитва
Ангел Господень,
церемонии встречи епископа и обряд
погребения. Во время мессы звон К. или
алтарных колокольчиков (tintinnabulum,
campanula)
подчеркивает важность ее отд. моментов:
начала, возношения даров и т.д. К. не
звонят в период Пасхального триденствия,
когда Церковь вспоминает страдания и
смерть Иисуса Христа: последний раз
звон всех К. и колокольчиков храма
сопровождает начало вечерней мессы
Великого четверга, после чего К. молчат
вплоть до навечерия Пасхи.
П.
Чистяков
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1165-1167.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.