Кодекс - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Кодекс

Кодекс (лат. codex) — форма книги, известная со II в. н.э. и представляющая собой скрепленную с одной стороны связку из неск. деревянных навощенных табличек или стопку кусков папируса или пергамена; в Новое время — блок скрепленных в корешке страниц с текстом и иллюстрациями и внеш. защитных элементов (переплет, обложка); также документ, оригинал которого сохранился в данной книжной форме (Codex Oxyrynchus, Codex Iustiniani, Кодекс Гертруды). Кроме того, в Новое время термин «К.» применяется и для обозначения систематизированного свода законов, относящихся к к.-л. области права (напр., Кодекс канонического права).

Форма К. восходит к первой известной попытке сохранения записанной информации — глиняным табличкам Шумера, Аккада и Древнего Вавилона, складывавшимся в хранилищах в стопки. Так же хранились появившиеся позже в Древней Греции, Палестине и Риме деревянные таблички для записей, покрытые слоем воска (первоначальное значение лат. слова codex — ствол, бревно). Для удобства пользования эти таблички иногда скреплялись с помощью кожаного шнура (рим. полиптихи). К., состоящие из навощенных табличек, содержат записи расчетов, сделок, долговых расписок, а также краткие послания, черновики и школьные упражнения. Более пространные лит. произведения и ист. анналы записывались в форме свитков на длинных полосах папируса или, позднее, пергамена. Небольшие куски этих материалов использовались для личных и обществ. архивов наравне с навешенными дощечками, они также складывались в стопки и связывались. Осн. форма К. — сложенные пополам куски папируса или пергамена, скрепленные между собой — имеет, вероятно, рим. происхождение. Вместе складывали обычно от 4 до 6 кусков, а затем соединяли значительное число связок (хотя существуют и К., состоящие из одной «книжки»). Поскольку новая форма позволяла записывать текст большего объема и по сравнению со свитком была более удобна для письма, чтения и хранения, в IV-V вв. К., вытеснив свиток, стал общеупотребительной формой книги.

Раннехрист. тексты, записывавшиеся вначале на свитках, уже с нач. II в. все чаще встречаются в форме К. (отчасти это может объясняться желанием первых христиан противопоставить свои книги иуд. синагогальным свиткам). Из сохранившихся до наших дней языческих рукописей III в. на каждые 15 свитков приходится только один К., в то время как у христ. авторов этого периода на каждый свиток приходится четыре К. Тем не менее, Св. Писание часто переписывалось в свитках, даже когда К. стал осн. формой книги: отсылка к свиткам у Иеронима (Epistolae 36, 2) предполагает, что они были в обиходе еще в V в. н.э.

В 1896 при раскопках в Египте на месте древнего г. Оксиринх среди тысяч христ. К. был найден самый ранний из ныне известных — Р. Оху 30, предположительно датированный 100 н.э.; II в. н.э. датированы многие К., представляющие собой фрагменты библ. текстов на древнегреч. языке (Yale 419 — Быт 14, 5-8.12-15; Egerton 2—фрагмент Евангелия). 13 раннехрист. К., найденных в 1946-47 в Египте в Наг-Хаммади, содержат ок. 1000 листов, датированных III в., 749 из которых хорошо сохранились.

Большинство известных Κ. II-III вв. написаны на папирусе. К древнейшим греч. К., содержащим н.-з. Тексты, относятся папирусы, известные под номерами 46 (послание ап. Павла), 66 (фрагменты Евангелия от Иоанна) и 75 (значительные части Евангелий от Луки и Иоанна), датируемые рубежом II—III вв. Появившийся во И в. до н.э. пергамен был дешевле, а главное — долговечнее (Иероним, De viris illustribus113) и с IV в. получил распространение среди христиан. Ряд К., прежде всего содержащих библ. тексты, украшены золотом, пурпуром, драгоценными камнями и представляют собой лучшие образцы древнего искусства каллиграфии.

К. весьма разнообразны по своему формату, обработке, способу письма и т.п. В К. впервые появился титульный лист, а также счет страниц и тетрадей. Некоторые К. имеют обложку из неск. склеенных листов папируса или пергамена с тиснением и украшениями, а более поздние переплет из деревянных досок, обтянутых кожей или тканью. Позднее, с распространением бумаги в качестве нового материала для письма и с развитием техники переплетного дела, К. все более приобретал черты совр. книги. Подробно историю возникновения К., их разновидности, историю создания сб. и коллекций К. исследует кодикология.

М. Афанасьева, С. Никитин

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1136-1138.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024