К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Клир
Клир
(греч.
κλήρος
—
жребий, наследство, владение; лат.
clerus),духовенство
— совокупность клириков. К. в совр.
значении включает лиц, принявших
посвящение в диаконы, пресвитеры и
епископы. В истории Церкви под К.
понимается совокупность церковнослужителей
и священнослужителей, т.е. лиц, занимавших
церк. должности и подчинявшихся
внутрицерк. дисциплине.
Разделение
на мирян и К. начало формироваться в
ранней Церкви, когда особым авторитетом
в общине пользовались апостолы. В апост.
период начался процесс создания церк.
иерархии; знаком принадлежности к К. в
это время стало возложение рук на
посвящаемого кандидата (прототип обрядов
рукоположения в священники и посвящения
в сан епископа). В ранней Церкви в
различных местностях к К. кроме епископов,
пресвитеров и диаконов относились
субдиаконы, аколиты, остиарии, чтецы,
экзорцисты, нотарии, защитники уз, а
также диаконисы (до кон. IV в.).
Начиная
с IV в. в христ. гос-вах К. получил
определенные права и привилегии. На
содержание К. была выделена десятина,
ему гарантировались пребенды, бенефиции
и церк. вознагражд ение. В свою очередь,
церк. власть предъявляла к К. определенные
требования (напр., принятие целибата
для высших ступеней К.). В понтификат
Папы Григория I Великого (кон. VI — нач.
VII в.) на За пале знаком принадлежности
к К. стала тонзура: членами К. становились
лица, прошедшие обряды пострижения и
посвящения. Для исполнения адм. и судебных
функций К. создавались епарх. курии и
церк. суды.
В
Лекрете Грациана
(1-я пол. XII в.) перечислены 9 свящ. чинов:
остиарий, певчий, чтец, экзорцист аколит,
субдиакон, диакон, пресвитер, епископ;
пер. вые 5 назывались малыми чинами
(ordines
minores),остальные
— высшими (ordines
maiores).
После
реформ II Ватиканского собора, согласно
motu
proprio Ministeria quaedamот
15.08.1972,
к
К. принадлежат лица, посвященные в сан
диакона, пресвитера или епископа (CIC
1009).
Деисвительным образом принимает
рукоположение только крещеный мужчина,
имеющий намерение его получить (кан.
1008, 1024); от рукополагаемого требуется
достижение определенного возраста
(согласно СIC
1031, не моложе 23 лет для кандидата в
диаконы и не моложе 25 лет для кандидата
в пресвитеры», наличие соответствующего
образования (CIC
1032)
и отсутствие препятствий для принятия
сана (CIC
Ю40-46).
В
наст. время к числу исключительных прав
лиц. принадлежащих к К., относятся
возможность употреблять власть освящения,
иметь место в церк. юрисдикции в
зависимости от занимаемой в церк.
иерархии должности, а также получать
церк. вознаграждение (CIC
281). К. имеет почетные
права, которыми не могут пользоваться
светские лица (напр., право носить церк.
Облачение).
В
Средние века в Европе К. обладал особой
правовой защитой гос-ва, привилегией
церк. суда (в случае совершения гражданских
или лаже уголовных преступлений), личным
иммунитетом (освобождение от воинской
повинности или от исполнения некоторых
обществ. обязанностей, несовместимых
с дух. званием), привилегией правовой
защиты от кредиторов и тд. Во время
Реформации или позднее в результате
секуляризации об-ва во мн. гос-вах К.
потерял свои привилегии и перед лицом
закона ныне находится в положении прочих
граждан, однако в тех странах, с которыми
Апост. Престол заключил конкордат. за
К. сохраняются некоторые привилегии.
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1107-1108.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.