К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Киворий
Киворий
(греч. κιβώριον,
лат.
ciborium,
fastigium, в
поздних текстах также tegurium,
tiburium), алтарная
сень - навес в виде конструкции, квадратной
в плане, состоящей из 4 арок, которые
опираются на 4 столба.
В
античности применялся для защиты тронов,
алтарей, статуй, источников, захоронений.
В храмах К. располагался преимущественно
над алтарем, в раннехрист. время также
над амвоном (Сирия), крещальной купелью
(страны Средиземноморья), источником
(канфар в
атриуме собора Св. Петра в Риме).
Первоначально К. над алтарем служил для
подвешивания завес (velum,
tetravela),
скрывавших от глаз верующих алтарь в
определенные моменты Божественной
литургии.
К.
выполнялись из мрамора или камня, с
элементами из драгоценных металлов. К
центру и аркам подвешивались лампады
или вотивные
короны (напр., корона VII в. в музее Клюни
в Париже); сферическое или коническое
перекрытие К. увенчивалось крестом.
Один из древнейших К. находится в
Латеранской базилике в Риме; он был
воздвигнут имп. Константином I, его
фронтон украшен изображением Христа в
окружении четырех ангелов, с др. стороны
представлены фигуры 12
апостолов; при Папе Сиксте III (432—440)
внутри был подвешен грандиозный золотой
лампадофор.
Начиная с VIII—IX вв. многочисл. К. отражают
эволюцию худож. стилей. К. с тонким резным
штуковым декором из церкви Св. Амвросия
в Милане относят к каролингской эпохе
(IX в.). К. над алтарем св. Элевкадия нач.
IX в. в церкви Св. Аполлинария (Сант
Аполлинаре ин Классе) в Равенне —
характерный пример ранне-ср.-век.
скульптуры Средиземноморья: витые
колонны с резными капителями, мотивы
виноградной лозы, густые переплетения.
Κ.
XII
в. в соборе Св. Марка в
Венеции
украшен скульптурами и резными колоннами
с рельефными изображениями еванг. сцен.
К. в
романском
стиле сохранились в нескольких рим.
храмах: Св. Климента, Св. Георгия (Сан
Джорджо ин Велабро), Св. Лаврентия (Сан
Лоренцо фуори ле Мура) и др. К. в готическом
стиле, украшенные скульптурой, выполнены
Арнольфо ди Камбио для храмов Св. Павла
(1285) и Св. Цецилии (1293) в
Риме.
Выдающийся образец работы А. Орканья
—
К. в
храме
Св. Михаила
во Флоренции
(1349-59), с
полихромной инкрустацией по мрамору,
мозаиками и своеобразным яйцевидным
куполом. Шедевр эпохи барокко — К.
Высотой 29
м над престолом собора Св. Петра в Риме
(1624-34) работы Дж.Л. Бернини: это конструкция
на четырех массивных бронзовых витых
колоннах, увенчанная сферой с крестом
и украшенная статуями, которая стала
образцом для мн. др. К. В XIX в. при
изготовлении К. мастера обращались к
ср.-век. традициям (напр., катол. кафедр,
собор в Вестминстере).
Д.
Хрушкова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 991-992.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.