Киворий - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Киворий

Киворий (греч. κιβώριον, лат. ciborium, fastigium, в поздних текстах также tegurium, tiburium), алтарная сень - навес в виде конструкции, квадратной в плане, состоящей из 4 арок, которые опираются на 4 столба.

В античности применялся для защиты тронов, алтарей, статуй, источников, захоронений. В храмах К. располагался преимущественно над алтарем, в раннехрист. время также над амвоном (Сирия), крещальной купелью (страны Средиземноморья), источником (канфар в атриуме собора Св. Петра в Риме). Первоначально К. над алтарем служил для подвешивания завес (velum, tetravela), скрывавших от глаз верующих алтарь в определенные моменты Божественной литургии.

К. выполнялись из мрамора или камня, с элементами из драгоценных металлов. К центру и аркам подвешивались лампады или вотивные короны (напр., корона VII в. в музее Клюни в Париже); сферическое или коническое перекрытие К. увенчивалось крестом. Один из древнейших К. находится в Латеранской базилике в Риме; он был воздвигнут имп. Константином I, его фронтон украшен изображением Христа в окружении четырех ангелов, с др. стороны представлены фигуры 12 апостолов; при Папе Сиксте III (432—440) внутри был подвешен грандиозный золотой лампадофор. Начиная с VIII—IX вв. многочисл. К. отражают эволюцию худож. стилей. К. с тонким резным штуковым декором из церкви Св. Амвросия в Милане относят к каролингской эпохе (IX в.). К. над алтарем св. Элевкадия нач. IX в. в церкви Св. Аполлинария (Сант Аполлинаре ин Классе) в Равенне — характерный пример ранне-ср.-век. скульптуры Средиземноморья: витые колонны с резными капителями, мотивы виноградной лозы, густые переплетения. Κ. XII в. в соборе Св. Марка в Венеции украшен скульптурами и резными колоннами с рельефными изображениями еванг. сцен. К. в романском стиле сохранились в нескольких рим. храмах: Св. Климента, Св. Георгия (Сан Джорджо ин Велабро), Св. Лаврентия (Сан Лоренцо фуори ле Мура) и др. К. в готическом стиле, украшенные скульптурой, выполнены Арнольфо ди Камбио для храмов Св. Павла (1285) и Св. Цецилии (1293) в Риме. Выдающийся образец работы А. Орканья — К. в храме Св. Михаила во Флоренции (1349-59), с полихромной инкрустацией по мрамору, мозаиками и своеобразным яйцевидным куполом. Шедевр эпохи барокко — К. Высотой 29 м над престолом собора Св. Петра в Риме (1624-34) работы Дж.Л. Бернини: это конструкция на четырех массивных бронзовых витых колоннах, увенчанная сферой с крестом и украшенная статуями, которая стала образцом для мн. др. К. В XIX в. при изготовлении К. мастера обращались к ср.-век. традициям (напр., катол. кафедр, собор в Вестминстере).

Д. Хрушкова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 991-992.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024