К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Кельтский обряд
Кельтский
обряд — литург.
практика кельтских народов Британских
о-вов и Бретани, бытовавшая в I тыс. н.э.
С
начала распространения христианства
на Британских о-вах (кон. II или нач. III
в.), ввиду их изоляции, сложился целый
ряд особенностей церк. устройства и
обычаев (включая некоторые стороны
богослужения), отличавшихся от
соответствующих традиций Церкви в
континентальной Европе. Прибывший в
кон. VI в. с миссией из Рима Августин
Кентерберийский, обнаружив ряд отличий
от рим. практики (в т.ч. др. способ
исчисления пасхалии), предпринял первые
попытки унификации К.о. по рим. образцу.
На терр. Англии рим. богослужение было
принято как обязательное на соборе в
Уитби в 664, тем не менее за ее пределами
некоторые следы К.о. сохранялись в
течение неск. веков. В Бретани его
особенности исчезли, по-видимому, при
короле Людовике I (нач. IX в.), в Шотландии
— в кон. XI в. в результате деятельности
королевы Маргариты I, в Ирландии — после
собора в Кашеле (1172), который окончательно
ввел там рим. обряд в его англ. Изводе.
Целостная
науч. реконструкция К.о. представляется
весьма проблематичной ввиду неполноты
и спорадичности данных; сведения, которые
содержатся в письменных памятниках,
крайне фрагментарны. Сохранились только
3 рукописи богослужебных книг, отражающих
литург. практику К.о.: 1) Бангорский
антифонарий
кон. VII в., представляющий собой собрание
антифонов и др. богослужебных песнопений
на лат. яз. и составленный, судя по всему,
для аббата мон. Бангор в Ирландии; 2)
Миссал
Боббио
VII в., который был найден Ж. Мабийоном в
аббатстве Боббио в Италии, представляющий
чин мессы, отличный от римского, хотя и
испытавший его влияние (в нем обнаруживается
одно из самых ранних письменных
свидетельств существования Римского
канона); 3) Стоуский
миссал кон.
VIII в., сохранившийся в Стоу Хаус в Баксе
(Ирландия),
который содержит чин мессы (с Рим.
Каноном), частные последования трех
месс, чинопоследовання крещения,
елеосвящения и причащения бальных, a
также
трактат на ирл. яз. о чинопоследовании
мессы. Собственно литург. тексты во всех
указанных документах написаны на лат.
языке. Помимо этого, несколько текстов
IX в. содержат отд. косвенные данные,
полезные для реконструкции К. о.
Можно
полагать, что основу К.о. составила
ранняя литург. практика галликанского
обряда и в дальнейшем он испытывал
постоянное рим. влияние. Несмотря на то
что порядок совершения мессы в целом
напоминает римский, имеются некоторые
существенные отличия. Так, подготовка
священника к мессе содержала исповедание
грехов и продолжительную литанию с
упоминанием местных святых. Приготовление
даров происходило (как и в галликанской
литургии) прежде входа предстоятеля;
затем дары, вначале накрытые, поэтапно
приоткрывались: сперва наполовину —
перед чтением Евангелия, затем полностью
— во время оффертория. После апост.
чтения и пения Аллилуйя
произносилась длинная литания вост.
происхождения (переведенная с греческого)
— Моление св. Мартина.
Во время чтения Рим. канона при словах,
предшествовавших освящению хлеба,
предстоятель совершал три поклона, а
народ простирался ниц. В ходатайственных
молитвах Рим. канона упоминалось более
100 святых (в т.ч. в.-з, и ирландских).
Причащение совершалось с особой
торжественностью при пении специальных
антифонов.
Кельтские
монахи внесли существенный вклад в
развитие христ. покаянной практики; во
многом благодаря им важнейшим элементом
таинства покаяния почти во всем христ.
мире стала частная исповедь.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 962-963.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.