Катехуменат - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Катехуменат

Катехуменат (позднелат. catechumenatus, от греч. κατηχούμενος) — происходящая в Церкви подготовка катехуменов к принятию крещения и др. таинств христ. посвящения, носящая институциональный и ступенчатый характер и включающая участие в жизни христ. общины и литург. обрядах. В наст, время К. означает также процесс укрепления и углубления веры (подготовка взрослых, крещенных в детстве, к миропомазанию и Евхаристии). В рус. правосл. традиции К. называется «оглашением».

В ранней Церкви. К. был первичной формой катехизации и включал следующие элементы: вероучительный (разъяснение истин веры, библ. истории спасения, содержания и смысла церк. таинств), нравственный (введение в практику христ. жизни, покаяния и молитвы) и обрядовый (участие в литург. обрядах). Уже в НЗ встречаются упоминания о наставлениях перед крещением (Деян 8, 37). В Дидахе говорится также о практике поста перед крещением, а Юстин Философ к важным элементам К. относит избрание стиля жизни в соответствии с принятым учением, практику молитвы и покаяния. По свидетельству Тертуллиана, К. состоял из двух этапов. На 1-м этапе катехумены слушали проповеди, проходили испытания(scrutinia), каялись в грехах и принимали решение жить во Христе. Важнейший элемент катехизации этого периода — «исследование Писаний», т.е. христоцентрическое толкование книг ВЗ.

2-й этап был менее продолжительным, но более интенсивным. Ежедневные занятия часто проводил сам епископ, в завершение их возлагая руки на катехуменов и молясь за них; катехумены отрекались от сатаны и «духа идолопоклонства». Подготовка к крещению включала посты, участие во всенощных бдениях, публичную исповедь (Тертуллиан, De baptismo).В период гонений на христиан решение о принятии крещения часто грозило ссылкой и конфискацией имущества, а иногда смертной казнью, поэтому Церковь во избежание отступничества предъявляла к катехуменам довольно строгие требования. Согласно Traditio apostolica (15-21), предварительное собеседование перед вступлением в К. включало исследование чистоты намерения и способности восприятия слова Божьего, о которой свидетельствовал поручитель. Если профессия человека была связана с практикой языческих культов, он не принимался в число «слушающих». Период 3-летней систематической катехизации заканчивался исследованием поступков кандидатов (свидетельство поручителя и здесь играло решающую роль) и допущением их к следующему этапу, длившемуся в течение Великого поста.

К. был связан с различными литург. обрядами, которые сформировались к нач. III в. В 3-годичный К. входили: общая молитва катехуменов по окончании катехизации (по образцу молитвы верных), возложение рук учителя и экзорцизмы. Согласно Тертуллиану, во время 2-го подготовительного этапа кандидаты публично отрекались от идолопоклонства (De spectaculis13), участвовали в общих молитвах, постились и пребывали в ночных бдениях, соединенных с размышлением над словом Божиим (De baptismo20); перед крещением, в навечерие Пасхи, публично отрекались от сатаны и исповедовали веру, после чего следовало торжественное участие в экзорцизме с возложением рук епископа, дуновение в лицо (exsufflatio,ср. Быт 2, 7), осенение «печатью» креста чела, ушей и ноздрей, всенощное бдение, сопровождавшееся чтением Писания и молитвой и оканчивавшееся совершением таинства крещения.

К. на Западе допускал определенные модификации: смягчение (сокращение срока К. до 2 лет для выражавших усердие и менявших стиль жизни, а также по причине болезни) либо ужесточение (продолжение срока до 5 лет и даже до конца жизни — в случае тяжких грехов).

Обряд принятия в К. состоял из осенения знаком креста, дуновения в лицо, экзорцизма и возложения рук, а также передачи освященной соли (sacramentum salis). Непосредственная подготовка начиналась с избрания (electio)и записи нового имени катехумена. В 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Вел. поста в торжественной обстановке проходили испытания, сопровождавшиеся молитвами в молчании и тишине. Так же проходил обряд передачи Символа веры и Молитвы Господней (traditio Symboli, traditio Orationis Dominicae)и их возврат через неделю (redditio),т.е. за неделю до Пасхи или накануне крещения, в Великую субботу, в виде провозглашения исповедания веры перед всей общиной местной Церкви. В Зап. Церкви в Святую субботу, перед последним экзорцизмом, проходил обряд еффафа (арам. АРАМ.древнеевр. ЕВР.— «отверзись», греч. έφφαθά, лат. eppheta; ср. Мк 7, 32-34), представляющий собой помазание елеем ушей и ноздрей крещаемых, чтобы они не оставались глухими к слову Божьему и вдыхали «Христово благоухание» (ср. 2 Кор 2, 15).

Средние века и Новое время. В связи с обшественно-полит. и культ, переменами, в т.ч. распространявшейся практикой крещения младенцев, ин-т К. утратил первоначальное значение. Катехизация была упразднена.

Тексты молитв К. были перенесены в обряд крещения. Для взрослых испытания перед крещением с воскресенья были перенесены на др. дни Великого поста и их количество увеличено до 7 (каждую среду, пятницу и субботу 3-й и 4-й недель Вел. поста, а также в Вел. субботу). Изданный после Тридентского собора Rituale Romanum Папы Павла V (1614) обращался к древней литургии К., но катехизация не включала огласительных занятий. Обучающую роль стала играть литургия.

В связи с Великими геогр. открытиями и развитием миссион. деятельности подготовка к крещению на некоторых терр. приобретала своеобразную форму. Лимский синод для подготовки к крещению определял 30 дней. В Гоа специально для катехуменов (отдельно для мужчин и женщин) были открыты дома, где они находились последние дни или недели К. для более тщательной подготовки к таинству крещения. В Африке был введен 2-ступенчатый К., рассчитанный на 4 года.

Совр. практика К. в Католической Церкви. В результате секуляризации об-ва в XX в. увеличилось число желающих креститься в сознательном возрасте, из-за чего возникла необходимость организации К. в епархиях и центрах пастырского попечительства.

II Ватиканский собор (SC 64, 65) рекомендует возврат к многоступенчатому К. взрослых. Общее катехетическое руководство рассматривает К. в двух аспектах, частном и общем. Задача первого — подготовка кандидатов к крещению, введение в рел. и литург. жизнь, приобщение к делам милосердия и апостольства благодаря включению в различные формы церк. служения. В странах миссион. служения «допускаются те или иные элементы введения (инициации) в христианство, которые используются у каждого народа, в той мере, в которой они могут быть приспособлены к христианскому обряду» (SC 65).

Конгрегация богослужения и таинств в 1972 представила обновленную структуру К., утвердив Чин христианского посвящения взрослых. Согласно ему, К. делится на 3 ступени. 1-я — принятие в К., 2-я — период «очищения и просвещения», сопровождающийся испытаниями, совершающимися, как правило, в течение Великого поста, и обрядом еффафа, избранием христ. имени и помазанием елеем катехуменов. 3-я ступень включает совершение таинств посвящения: крещения, миропомазания и Евхаристии. После этого начинается период мистагогии, т.е. углубленное посвящение в таинства, которое продолжается все Пасхальное время.

Новые аспекты совр. К. представлены Папой Иоанном Павлом II в апост. обращении Catechesi tradendae (1979). Напомнив о характере К. в ранней Церкви и его упадке в последующие века, Папа подчеркивает, что К. никогда не отменялся и в наст. время переживает возрождение, особенно в практике миссион. Церкви (п. 23). Ссылаясь на документы Церкви, Папа выделяет 3 формы Κ.: 1) К. взрослых, готовящихся принять таинства посвящения; 2) некрещеных детей, проходящих катехизацию; 3) взрослых, принявших крещение, но не укрепившихся в вере. Папа подчеркивает, что забота о катехуменах лежит на всей церк. общине, которая должна заботиться об их обучении и принять в свое сооб-во, обеспечив развитие и укрепление веры (п. 24).

Л. Господникова

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 903-906.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Пятница, 22 Ноября

    Ближайшее празднование:
    In jejunio Kalendarum Novembrium
    23 Ноября (остался 1 день)

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 800
    Сессий: 3
    Сейчас на сайте: 20





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024