К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Катехуменат
Катехуменат
(позднелат.
catechumenatus, от
греч. κατηχούμενος)
—
происходящая в Церкви подготовка
катехуменов к принятию крещения и др.
таинств христ. посвящения, носящая
институциональный и ступенчатый характер
и включающая участие в жизни христ.
общины и литург. обрядах. В наст, время
К. означает также процесс укрепления и
углубления веры (подготовка взрослых,
крещенных в детстве, к миропомазанию и
Евхаристии). В рус. правосл. традиции К.
называется «оглашением».
В
ранней Церкви. К. был первичной формой
катехизации и включал следующие элементы:
вероучительный (разъяснение истин веры,
библ. истории спасения, содержания и
смысла церк. таинств), нравственный
(введение в практику христ. жизни,
покаяния и молитвы) и обрядовый (участие
в литург. обрядах). Уже в НЗ встречаются
упоминания о наставлениях перед крещением
(Деян 8, 37). В Дидахе
говорится также о
практике поста перед крещением, а Юстин
Философ к важным элементам К. относит
избрание стиля жизни в соответствии с
принятым учением, практику молитвы и
покаяния. По свидетельству Тертуллиана,
К. состоял из двух этапов. На 1-м этапе
катехумены слушали проповеди, проходили
испытания(scrutinia),
каялись в грехах и принимали решение
жить во Христе. Важнейший элемент
катехизации этого периода — «исследование
Писаний», т.е. христоцентрическое
толкование книг ВЗ.
2-й
этап был менее продолжительным, но более
интенсивным. Ежедневные занятия часто
проводил сам епископ, в завершение их
возлагая руки на катехуменов и молясь
за них; катехумены отрекались от сатаны
и «духа идолопоклонства». Подготовка
к крещению включала посты, участие во
всенощных бдениях, публичную исповедь
(Тертуллиан, De
baptismo).В
период гонений на христиан решение о
принятии крещения часто грозило ссылкой
и конфискацией имущества, а иногда
смертной казнью, поэтому Церковь во
избежание отступничества предъявляла
к катехуменам довольно строгие требования.
Согласно Traditio
apostolica (15-21),
предварительное собеседование перед
вступлением в К. включало исследование
чистоты намерения и способности
восприятия слова Божьего, о которой
свидетельствовал поручитель. Если
профессия человека была связана с
практикой языческих культов, он не
принимался в число «слушающих». Период
3-летней систематической катехизации
заканчивался исследованием поступков
кандидатов (свидетельство поручителя
и здесь играло решающую роль) и допущением
их к следующему этапу, длившемуся в
течение Великого поста.
К.
был связан с различными литург. обрядами,
которые сформировались к нач. III в. В
3-годичный К. входили: общая молитва
катехуменов по окончании катехизации
(по образцу молитвы верных), возложение
рук учителя и экзорцизмы. Согласно
Тертуллиану, во время 2-го подготовительного
этапа кандидаты публично отрекались
от идолопоклонства (De
spectaculis13),
участвовали в общих молитвах, постились
и пребывали в ночных бдениях, соединенных
с размышлением над словом Божиим (De
baptismo20);
перед крещением, в навечерие Пасхи,
публично отрекались от сатаны и
исповедовали веру, после чего следовало
торжественное участие в экзорцизме с
возложением рук епископа, дуновение в
лицо (exsufflatio,ср.
Быт 2, 7), осенение «печатью» креста чела,
ушей и ноздрей, всенощное бдение,
сопровождавшееся чтением Писания и
молитвой и оканчивавшееся совершением
таинства крещения.
К.
на Западе допускал определенные
модификации: смягчение (сокращение
срока К. до 2 лет для выражавших усердие
и менявших стиль жизни, а также по причине
болезни) либо ужесточение (продолжение
срока до 5 лет и даже до конца жизни — в
случае тяжких грехов).
Обряд
принятия в К. состоял из осенения знаком
креста, дуновения в лицо,
экзорцизма и возложения рук, а также
передачи освященной соли (sacramentum
salis). Непосредственная подготовка
начиналась с избрания (electio)и записи нового имени катехумена.
В 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Вел. поста в
торжественной обстановке проходили
испытания, сопровождавшиеся молитвами
в молчании и тишине. Так же проходил
обряд передачи Символа веры и Молитвы
Господней (traditio Symboli,
traditio Orationis Dominicae)и их возврат через неделю (redditio),т.е. за неделю до Пасхи или накануне
крещения, в Великую субботу, в виде
провозглашения исповедания веры перед
всей общиной местной Церкви. В Зап.
Церкви в Святую субботу, перед последним
экзорцизмом, проходил обряд еффафа
(арам. АРАМ.древнеевр.
ЕВР.— «отверзись», греч.
έφφαθά, лат. eppheta;
ср. Мк 7, 32-34), представляющий собой
помазание елеем ушей и ноздрей крещаемых,
чтобы они не оставались глухими к слову
Божьему и вдыхали «Христово благоухание»
(ср. 2 Кор 2, 15).
Средние
века и Новое время. В
связи с обшественно-полит. и культ,
переменами, в т.ч. распространявшейся
практикой крещения младенцев, ин-т К.
утратил первоначальное значение.
Катехизация была упразднена.
Тексты
молитв К. были перенесены в обряд
крещения. Для взрослых испытания перед
крещением с воскресенья были перенесены
на др. дни Великого поста и их количество
увеличено до 7 (каждую среду, пятницу и
субботу 3-й и 4-й недель Вел. поста, а также
в Вел. субботу). Изданный после Тридентского
собора Rituale Romanum Папы
Павла V (1614) обращался к древней литургии
К., но катехизация не включала огласительных
занятий. Обучающую роль стала играть
литургия.
В
связи с Великими геогр. открытиями и
развитием миссион. деятельности
подготовка к крещению на некоторых
терр. приобретала своеобразную форму.
Лимский синод для подготовки к крещению
определял 30 дней. В Гоа специально для
катехуменов (отдельно для мужчин и
женщин) были открыты дома, где они
находились последние дни или недели К.
для более тщательной подготовки к
таинству крещения. В Африке был введен
2-ступенчатый К., рассчитанный на 4 года.
Совр.
практика К. в Католической Церкви. В
результате секуляризации об-ва в XX в.
увеличилось число желающих креститься
в сознательном возрасте, из-за чего
возникла необходимость организации К.
в епархиях и центрах пастырского
попечительства.
II
Ватиканский собор (SC
64, 65) рекомендует возврат к
многоступенчатому К. взрослых. Общее
катехетическое руководство рассматривает
К. в двух аспектах, частном и общем.
Задача первого — подготовка кандидатов
к крещению, введение в рел. и литург.
жизнь, приобщение к делам милосердия и
апостольства благодаря включению в
различные формы церк. служения. В странах
миссион. служения «допускаются те или
иные элементы введения
(инициации) в христианство, которые
используются у каждого народа, в той
мере, в которой они могут быть приспособлены
к христианскому обряду» (SC
65).
Конгрегация
богослужения и таинств в 1972 представила
обновленную структуру К., утвердив Чин
христианского посвящения взрослых.
Согласно ему, К. делится на 3 ступени.
1-я — принятие в К., 2-я — период «очищения
и просвещения», сопровождающийся
испытаниями, совершающимися, как правило,
в течение Великого поста, и обрядом
еффафа,
избранием христ. имени и помазанием
елеем катехуменов. 3-я ступень включает
совершение таинств посвящения: крещения,
миропомазания и Евхаристии. После этого
начинается период мистагогии,
т.е. углубленное посвящение в таинства,
которое продолжается все Пасхальное
время.
Новые
аспекты совр. К. представлены Папой
Иоанном Павлом II в апост. обращении
Catechesi tradendae (1979).
Напомнив о характере К. в ранней Церкви
и его упадке в последующие века, Папа
подчеркивает, что К. никогда не отменялся
и в наст. время переживает возрождение,
особенно в практике миссион. Церкви (п.
23). Ссылаясь на документы Церкви, Папа
выделяет 3 формы Κ.:
1)
К. взрослых, готовящихся принять таинства
посвящения; 2) некрещеных детей, проходящих
катехизацию; 3) взрослых, принявших
крещение, но не укрепившихся в вере.
Папа подчеркивает, что забота о катехуменах
лежит на всей церк. общине, которая
должна заботиться об их обучении и
принять в свое сооб-во, обеспечив развитие
и укрепление веры (п. 24).
Л.
Господникова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 903-906.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.