Катехумен - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Катехумен
Катехумен (греч.
κατηχούμενος
—
поучаемый, лат. catechumenus), оглашенный
— некрещеный человек, желающий стать
христианином, публично выразивший это
желание и принятый Церковью согласно
литург. обряду (ordo
catechumenorum)
в христ. общину для подготовки к принятию
таинства крещения.
Термин
К. впервые встречается у Климента
Александрийского (Строматы
II, 96, 2). У Тертуллиана впервые появляется
лат. транслитерация греч. слова
κατηχούμενος.
Прошедших
1-е предварительное собеседование с
пресвитером зачисляли в группу К., или
слушающих (iaudientes,
auditores), что
давало им право слушать слово Божие
вместе с остальными верующими, но не
давало права участвовать в молитве
верных (Тертуллиан, De
praescriptione haereticorum
XLI, 2, 4); К.
также называли новициями
(novicioli;
Тертуллиан, De
paenitentiaVI,
1).
2-е
собеседование устраивалось после
довольно длительного испытательного
срока; прошедшие его становились
кандидатами к крещению и в группе
избранных
(electi)
проходили интенсивную подготовку.
Первое подробное описание подготовки
К. к таинствам христ. посвящения содержится
в соч. Traditio
apostolica (II,
3), приписываемом Ипполиту Римскому.
На предварительном собеседовании
задавался ряд вопросов об образе жизни
каждого. К. признавался христианином,
принадлежащим к Церкви, и наравне с
крещеными имел право быть погребенным
как христианин, участвовать в части
евхарист. собрания (т.н. Литургии К.) —
до собственно Евхарист. литургии, а
также в др. молитвах местной общины; он
обязан был совершать дела милосердия
(посещение больных, помощь бедным),
участвовать в покаянных практиках, что
было испытанием обращения и существенным
критерием, допускающим К. к таинствам
посвящения.
В Средние
века в связи с преобладанием в Церкви
практики крещения младенцев ин-т К.
исчез. Он был восстановлен после II
Ватиканского собора.
Согласно ККП
1983, всякий некрещеный взрослый для
принятия крещения должен изъявить
соответствующее желание (т.е. стать К.),
быть достаточно подготовленным в знании
истин веры и обязанностей христианина,
а также пройти испытание в период
катехумената; К. должен также сожалеть
о совершенных им грехах (ср. кан. 865 § 1).
В случае, когда жизни К. угрожает серьезная
опасность, он может быть крещен, если
имеет хотя бы фрагментарное знание об
истинах веры, являет желание получить
крещение и дает обещание соблюдать
христ. заповеди (ср. кан. 865 § 2). Но и до
крещения К. уже особым образом связан
с общиной Церкви, и в случае смерти он
может быть похоронен по церк. Обряду.
Л.
Господникова
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 902-903.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Понедельник, 13 Января Columbe Virginis et Martyris
Календарь
|