Испания - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Испания
Испания (Espana),
Испанское
Королевство (Reino
de
Espana) — гос-во
на юго-западе Европы, занимает большую
часть Пиренейского п-ова, Балеарские и
Питиусские о-ва в Средиземном море,
Канарские о-ва в Атлантическом океане;
столица — Мадрид; офиц. яз. — испанский;
терр. 504,8 тыс. кв. км; нас. 39,37 млн. чел.;
католики — 94%, мусульмане — 4%, протестанты
— 1%.
Исторический
очерк
С
VIII в. до н.э. на терр. совр. И. формировалась
культура иберийцев. Рел. воззрения
иберийцев испытали влияние религии
Карфагена и Древней Греции. К 19 до н.э.
весь Пиренейский п-ов вошел в состав
Римской империи. Имп. Август разделил
И. на 3 провинции: Бетику, Лузитанию и
Тарракону; впоследствии были образованы
новые провинции Галисия и Картахена.
Самые
ранние сведения о христианстве на
Пиренейском п-ове содержит Первое
послание к коринфянам
Папы Климента I (ок. 95). В нем говорится
о прибытии ап. Павла «к границе Запада»
(Ad Corinthios I,5),
т.е. в исп. провинции Рим. империи (ср.
Рим 15, 28: «... я отправлюсь через ваши
места в Испанию»), Фрагмент
Муратори
кон. II в. также говорит о том, что апостол
«отбыл из Рима и отправился в Испанию».
Известие о прибытии ап. Павла в И. позже
повторяется в апокрифах III в., а также в
соч. авторов IV в. С VIII в. исп. традиция
говорит также о проповеди на терр. И.
ап. Иакова Старшего. Достоверно известно
(это подтверждают Ириней Лионский и
Тертуллиан), что уже во II в. в И. были
христ. общины. Первый авторитетный
документ, относящийся к исп. Церкви, —
послание Киприана Карфагенского,
датируемое 254, христ. общинам Асторги,
Леона и Мериды в ответ на совместное
послание членов этих общин. Церковь И.
в III — нач. IV в. пострадала от гонений и
дала миру множество мучеников, среди
которых Викентий Августопольский
(Сарагосский), Евлалия Меридская.
Одним
из первых событий в истории исп. Церкви,
значение которого вышло за пределы
непосредственно И., был нац. собор в
Эльвире (совр. Гранада), созванный в нач.
IV в. с целью организовать внутр. жизнь
Церкви.
В
нем участвовали 19 епископов и 24 пресвитера
в осн. с юга полуострова.
В
правление имп. Константина I защитником
доксальной (католической) веры был
представитель Церкви еп. -Юсий Кордубский,
советник Константина I
председательствовавший на I Никейском
соборе 325 Уроженцем И. был и имп. Феодосий
I, который объявил ортодокс, христианство
офиц. религией Рим. империи (Фессалоникийский
эдикт
380).
Иберо-римляне
внесли большой вклад в мировую культуру.
Из их числа следует упомянуть одного
из пер вых историков Церкви Орозия,
поэта Аврелия Пруденция, воспевшего в
стихах подвиги христ. мучеников автора
богосл. трактатов Барселонского еп.
Пациана, монахиню Эгерию, описавшую в
кн. Itinerarium (Путеводитель)
свое паломничество из И. в Палестину.
В
эпоху Великого переселения народов
Пиренейский п-ов был захвачен вестготами,
установившими свою столицу в Толете
(совр. Толедо). Когда вестготы пришли на
Пиренейский п-ов, они уже приняли
христианство, однако в форме арианства.
Составляя меньшинство (ок. 150 тыс. на 7
млн. иберо-римлян), вестготы терпимо
относились к вере и правам местного
населения. Король Леовигильд (573-586)
попытался достичь рел. единства на
основе арианства, но не смог навязать
свою веру большинству населения, которое
исповедовало католичество. Сын и
наследник Леовигильда Реккаред, вступив
на трон в 587, принял катол. исповедание
веры, его примеру последовали все
вестготы. На III Толедском соборе (589) в
присутствии епископов и знати король
торжественно отрекся от арианства. С
этого времени можно говорить о начале
формирования исп. нации, объединенной
в рамках одной терр. и общей для всех
религии.
Одной
из проблем в ходе становления исп. нации,
была рел. интеграция иуд. меньшинства
жителей полуострова. В 616 король Сисебут
поставил евреев перед выбором
(повторившимся спустя почти 900 лет при
Католических королях): обращение или
изгнание. В то же время Церковь напаивала
на свободе принятия веры, особенно
решительной в этом вопросе была позиция
Исидора Севильского. Однако от уже
принявших крещение IV Толедский собор
(633) потребовал сохранять христ. веру.
Насильственное обращение в христианство
вызвало враждебное отношение евреев к
вестготской монархии, что в определенной
мере облегчило завоевание И. арабами в
нач. VIII в. Евреи, обращенные в христианство,
пользовались всеми правами наравне с
др. подданными, а некоторые из этих
евреев даже достигли высших должностей
в Церкви и гос-ве.
В
области рел. жизни, культуры и искусства
И. в VII в. достигла значительных результатов.
При епископских кафедрах и монастырях
действовали школы, где изучали 7 свободных
искусств, право и богословие. Вестготская
литургия отличалась великолепием, в
большой мере сохраненным и сегодня в
мозарабском обряде. Наиболее значительной
фигурой вестготской Церкви был Исидор
Севильский. Др. церк. историки и богословы
этого времени — епископы Аеандр
Севильский, Браулий Сарагосский,
Ильдефонс Толетанский и Юлиан Толетанский.
Впоследствии выходцы с Пиренейского
п-ова — Теодульф Орлеанский, Агобард
Лионский, Клавдий Туринский и др. —
придали блеск Каролингскому возрождению.
В
нач. VIII в. мусульм. вторжение положило
конец вестготской монархии в И. и на
неск. веков утвердилась новая полит, и
рел. власть, что привело к глубоким
религиозно-культ. переменам. Многие из
испанцев приняли религию победителей
(т.н. му лад и),
однако значительная часть и под властью
ислама сохранила свою веру (т.н. мозарабы).
Остатки вестготской знати сопротивлялись
завоевателям в горах на севере страны.
Идеи
Реконкисты зародились в монастырях
Сев. И. В первый период Реконкисты
Пиренейский п-ов был достаточно изолирован
от остального христ. мира и замкнут на
внутренних проблемах. Последующей
открытости исп. Церкви способствовали
обнаружение гробницы ап. Иакова в
Компостеле (совр. Сантьяго-де-Компостела)
и интернационализация Реконкисты,
превращенной Св. Престолом в крестовый
поход.
Правители
королевств Пиренейского п-ова
способствовали укреплению связей И. с
др. странами Европы, приняв инициированную
Римом церк. реформу (Григорианская
реформа), хотя определенные трудности
возникали из-за нежелания исп. Церкви
менять свою традиционную литургию.
Начиная с понтификата Папы Григория
VII папское влияние в И. стало преобладающим,
во всех монастырях постепенно
распространялся устав бенедиктинцев.
Интеллектуальная
жизнь в П. получила важный импульс
благодаря созданию Толедской переводческой
школы, деятельность которой способствовала
знакомству христ. Ьвропы с наиболее
важными соч., написанными по-арабски и
по-еврейски, а также с античным наследием.
В XIII в. в И. были открыты ун-ты, наиболее
известным из которых был Саламанкский
ун-т, вскоре ставший одним из важнейших
центров ср.-век. науки.
Важная
фигура этого периода в истории исп.
Церкви — король Фердинанд (Фернандо)
III Святой. Он добился значительных
успехов в Реконкисте, отвоевав Кордову
(1236) и Севилью (1248), и умер в ходе подготовки
похода против североафрик. мавров. Рел.
рвение сочеталось в нем с толерантным
отношением к побежденным, принесшим
ему именование «короля трех религий».
Иудеи и мусульмане участвовали в эконом,
и культ, жизни наравне с христианами.
Рел. терпимость характерна и для правления
его сына Альфонсо X Мудрого.
В
XIV в. в И. усилилась борьба между знатью
и королевской властью. В церк. среде
невежество низшего клира было очевидным,
повсеместно раздавались призывы к
реформе; но в то же время в И. жили такие
замечательные проповедники и богословы,
как Викентий Феррер, Иоанн де Саагун,
Альваро Пелайо, Хуан де Торквемада,
Альфонсо Фернандес де Мадригал (Эль
Тостадо). За пределами п-ова разворачивалась
деятельность исп. кардинала Альборноса,
способствовавшего возвращению Римских
пап из Авиньона в Рим, а Альфонсо де
Борхе (Борджа) удалось с величайшим дип.
умением ликвидировать новую схизму,
возникшую на Базельском соборе (позднее
он стал Папой Каликстом III).
Кульминация
Реконкисты пришлась на правление т. н.
Католических королей Фердинанда V и
Изабеллы I.
Эти
монархи, руководствуясь идеей катол.
единства и полит, стабильности в гос-ве,
побуждали своих подданных к обращению
в католичество, требуя, чтобы все, кто
не хочет этого сделать, покинули страну.
В тот же период в И. особое влияние
приобрела инквизиция, которая перешла
в подчинение королевской власти.
В
Кастилии и Арагоне Католические короли
энергично проводили церк. реформу,
располагая поддержкой деятелей такого
масштаба, как кард. Хименес де Сиснерос.
Благодаря трудам выдающихся представителей
Католической Церкви — Эрнандо де
Талаверы, Фонсеки, Вильяэскусы — возрос
дух. и образовательный уровень священников
и монахов.
Наука
в исп. ун-тах в Саламанке и в Алькале
достигла в то время своею расцвета. В
Алькале Библия и соч. Отцов Церкви
изучались на языке оригинала. В Саламанке
обновлялась схоласт, традиция. В Алькале
в 1517 увидела свет Biblia
Polyglottaс
параллельным текстом на древнееврейском,
халдейском, латыни и греческом. В
Саламанке доминиканец Ф. де Витория
затрагивал в своих исследованиях такие
злободневные темы, как завоевание
Америки и права индейцев, отношения
между гос-вами и допустимость использования
ими воен. методов. Его учение содержало
одну из первых формулировок прав
человека. К числу знаменитых исп.
доминиканцев относятся также М. Кано,
Д. де Сото и др. философы и богословы.
Среди иезуитов в то время выделялись
богословы Д. Лаинес и А. Сальмерон,
позднее — представители т.н. «второй
схоластики» — Ф. Суарес, А. Молина, Г.
Васкес и др.
В
правление Католических королей произошло
открытие Америки и началось ее завоевание;
миссион. идеи распространения веры
играли при этом решающую роль, хотя мп.
завоеватели преследовали и другие, не
столь благочестивые цели. Жажда личного
обогащения и поиски славы зачастую вели
к многочисл. злоупотреблениям по οι
ношению к индейцам. По
христ. сознание миссионеров не могло с
этим мириться, а всего через 18 лет после
появления испанцев в Америке доминиканец
Антонио де Монтесино поднял голос
протеста против несправедливого
отношения к местному населению. Это
вызвало в И. острейшую дискуссию о правах
индейцев и конкистадоров, итогом которой
стало опубликование Законов Индий,
где были признаны и взяты под защиту
права индейцев на жизнь, собственность
и свободу в выборе религии.
С
восшествием на трон Свящ. Рим. империи
внука Католических королей Карла V
Габсбурга (1519) взаимосвязи между разными
дух. течениями в Европе и в И. стали более
интенсивными. Имперская идея Карла V, в
значительной мере основанная на
обновлении еще живых в И. ср.-век.
принципов, столкнулась с ментальностью
Реформации. В XVI-XVII вв.
И. последовательно выступала защитницей
католичества в Европе. Сын Карла V Филипп
II твердо придерживался этой политики
как на Пиренейском п-ове, так и за его
пределами. Организованный им флот
разгромил турок в 1571 в битве при Лепанто.
Однако исп. морская экспедиция (Великая
Армада), призванная избавить Англию от
«религиозных заблуждений», потерпела
крах; окончились поражением для И. войны
Филиппа II с протестантами в Нидерландах
и Франции.
Исп.
Церковь играла важнейшую роль на
Тридентском соборе. Из 200 непосредственных
участников собора 66 были испанцами, из
300 богословов и экспертов — более 100, в
т.ч. М. Кано, Б. де Карранса, Д. и П. де Сото,
Д. Лаинес, А. Сальмерон, францисканцы А.
де Вега, А. де Кастро и Л. де Карвахаль.
Жизненная
сила исп. Церкви ярко проявилась в
примерах святости, в основании новых
монаш. орденов и конгрегаций. Особенно
важна ист. роль Общества Иисуса,
основанного Игнатием Лойолой. Среди
крупнейших реформаторов монаш. жизни
были францисканец Пётр Алькантарийский
и представители кармелитской дух.
традиции (кармелиты) Тереза Авильская
и Иоанн Креста, а также монах Ордена
августинцев Фома Иисуса.
XVI
в. — время расцвета духовности в исп.
католичестве. Обновление в этой области
проявилось в деятельности францисканцев
Франсиско де Осуны — автора Третьей
духовной азбуки,
Иоанна Ангелов и др. Монах-августинец,
проф. Саламанкского ун-та А. де Леон
создал множество аскетических соч.
высокого лит. уровня (Совершенная
супруга, Об
именах Христовых).
Доминиканец Луис де Гранада, проповедник
и автор аскетических трудов, написал
Путеводитель грешников.
Его друг Иоанн Авильский, позднее
названный «апостолом Андалусии», был
автором трудов, повествующих о стяжании
дух. совершенства. Среди исп. иезуитов
в то время особенно плодотворную
деятельность вели Альфонсо Родригес,
Луис де ла Пуэнте и Хуан Эусебио Ниремберг.
XVIII в.
начался в И. со смены правящей династии.
Воцарение Бурбонов сопровождалось
усилением антирим. тенденций. В эпоху
Карла III реформизм и открыость в отношении
идей Просвещения реализовались
посредством авторитарной политики
исп. короны, которая считала себя вправе
не только назначать епископов, но и
решать вопросы, связанные с церк.
собственностью. бенефициями, а также
с деятельностью монаш. орленов. Типичный
пример — изгнание из И. Орлена иезуитов
1.04.1767, когда более 5 тыс. иезуитов были
вынуждены покинуть страну; собственность
ордена была конфискована. Изгнание
иезуитов стало тяжелым ударом ххя
Католической Церкви в И. и для миссий
в Америке, гле последователи св. Игнатия
осуществляли плодотворную деятельность.
Инициатор этих гонений король Карл III
продолжал оказывать давление на Папу
Климента XIII, чтобы тот подписал декрет
об упразднении ордена; эти стремления
осуществились позднее, когда преемник
Климента XIII Климент XIV — издал бреве
Dominus ас
Redemptor noster,
упразднившее Общество Иисуса.
Однако
развитие церк. жизни продолжалось и в
этот период: совершенствовалась
интеллектуальная подготовка клира,
посредством «народных миссий» обновлялась
приходская жизнь, создавались церк.
братства, занимавшиеся благотворительностью
и посвященные Сердцу Иисуса, Евхаристии,
Деве Марии и различным святым.
В
нач. XIX в., после вторжения в И. наполеоновских
войск, испанцы взялись за оружие, чтобы
изгнать завоевателей. Народной войной
в значительной мере руководили приходские
священники и монахи, что придавало ей
ярко выраженный рел. характер. Война
шла под девизом: «Родина, вера и король».
Однако конст. 1812, принятая после изгнания
французов и объявившая католичество
гос. религией, в то же время санкционировала
процесс секуляризации страны. Следствием
этого стало упразднение монастырей,
продажа их собственности и ликвидация
суда инквизиции. Когда Фердинанд VII
(1814-33) восстановил абсолютную монархию,
он столкнулся с противоборством со
стороны епископата и клира. Одновременно
в И. усилились антиклерикальные
настроения; имели место случаи убийства
монахов и сожжения монастырей. Наиболее
радикальные исп. реформаторы видели в
Церкви противника прогресса и свободы,
что усиливало в среде исп. католиков
непримиримое отношение ко всем проявлениям
либерализма.
Среди
наиболее известных деятелей Церкви
этою периода Антоний Мария Кларет,
духовник королевы Изабеллы
II, и Х.-И. Морено-и-Майсанове, сыгравшие
заметную роль на I Ватиканском соборе,
богословы X.А. Бальмес и А. Амор Руйбал,
проповедник Ф. Тарина SI.
Среди
основанных в XIX в. в И. конгрегапий
преобладали женские, занимавшиеся
прежде всего рел. образованием молодежи
и благотворительностью. В XIX в. в исп.
Церкви возросла роль католиков-мирян.
В числе знаменитых представителей
катол. обществен пости тою времени —
политики X. Доносо Кортес и Л.
Апарисии-Пихарро, журналист Канлидо и
Рамон Иоседаль, крупнейший апологет
исп. католичества М. Мененлеси-Пелайо.
В
1931 король Альфонсо XIII удалился в изгнание
и власть перешла в руки республиканского
пр-ва. Св. Престол рекомендовал католикам
подчиниться установившейся власти.
Конституция 1931 объявила И. светским
государством. В XX в. в И. получил
распространение антиклерикализм: ещё
до Республики антиклерикальные настроения
проявились во вспышках насилия во время
«Трагической недели» в Барселоне (1909),
а во время Республики — в Астурийской
революции 1934.
Гражданская
война в И. началась 18.07.1936 в результате
восстания националистов против
республиканцев, а уже со следующего дня
в Республике начались самые жестокие
преследования исп. Церкви со времен
Рим. империи, в ходе которых погибли
6832 служителя Церкви. В епархии Барбастро
было убито до 90% клира, включая епископа;
в 6 др. епархиях число жертв составило
не менее половины местного клира. Были
сожжены тысячи церквей, уничтожены
произведения искусства, библиотеки и
церк. утварь огромной ценности. С
19.07.1936 республиканскими властями было
запрещено публичное совершение
богослужений на терр., находившейся под
их контролем.
Республиканская
пропаганда утверждала, что народная
ненависть против священников и монахов
объясняется их причастностью к восстанию.
Однако в наст, время достоверно известно,
что церк. иерархия не участвовала в
подготовке восстания. Поддержка катол.
Иерархией франкистов и ее решающее
вмешательство в полит, события —
коллективное письмо 1937 — скорее являются
следствием репрессий со стороны
республиканских властей, чем выражением
позиции, предшествующей событиям
гражданской войны.
1.04.1939
гражданская война закончилась победой
генерала Франсиско Франко. С этого
момента Католическая Церковь активно
участвовала во всех сферах жизни нации,
воплощая в жизнь идею «заново
христианизировать Испанию». В конфес.
отношении гос-во было объявлено
католическим, однако существовала
толерантность по отношению к др.
исповеданиям. Клир пользовался в об-ве
определенными привилегиями, служители
Церкви получали гос. жалование. Режим
Франко предоставлял Католической Церкви
возможность открывать школы, ун-ты и
медицинские центры. Эти меры нашли
юридическое подтверждение в конкордате
1953 между Св. Престолом и исп. пр-вом: в
ответ на полное юридическое признание
Католической Церкви и предоставление
ей в И. фискальных и судебных привилегий
Св. Престол признал за Франко право
участвовать в назначении епископов и
иметь в стране Испанский церковный суд.
До
1953 Католическая Церковь в И. полностью
принимала действия генерала Франко,
даже в тех случаях, когда критика была
необходимой, напр., при жестоком
преследовании побежденных после
окончания гражданской войны. Не избежали
репрессий катол. священники, которые
поддерживали баскских и каталонских
сепаратистов. Некоторые епископы, не
подписавшие коллективное письмо 1937,
после окончания войны не смогли вернуться
к своей пастве.
С
1953, когда прекратилась изоляция, в
которой И. оказалась после Второй мировой
войны, в стране наряду с эконом,
процветанием наблюдалась заметная и
быстрая социополит. эволюция. Католическая
Церковь в И. испытывала воздействие
этих перемен, а иногда и возглавляла
их, что вызвало первые трения с франкистским
режимом. Катол. иерархи стали разоблачать
коррупцию франкистских правящих кругов,
критиковать роскошь и спекуляцию; через
организации «Католического действия»
выдвигались требования рабочего
движения; Церковь демонстрировала все
большую открытость в отношении свободы
слова, печати и объединений.
II
Ватиканский собор открыл для Католической
Церкви в И. возможность обновления в
области богословия и пастырской
деятельности. Хотя изначально исп.
епископат в целом ориентировался на
круги, не склонные к радикальным реформам,
со временем исп. духовенство пришло к
осознанию того, что в истории Церкви
начинается новая эра. Отмена Св. Престолом
привилегий назначения епископов
гражданскими властями вошла в противоречие
с практикой, существовавшей в то время
в И. Несмотря на неоднократные обращения
исп. епископата и Папы Павла VI, Франко
не соглашался отказаться от участия в
назначении епископов; от этой привилегии
добровольно отказался лишь король Хуан
Карлос I в 1976.
После
смерти Франко в 1975 Католическая Церковь
в И. с оптимизмом приветствовала начало
правления короля Хуана Карлоса I. В
начавшемся переходе страны к демократии
исп. Церковь сыграла первоочередную
роль, выступая за становление такого
плюралистического об-ва, в котором
уважаются права всех и где достойное
место занимают еванг. ценности. Соглашения,
подписанные в 1976 и 1979 между Св. Престолом
и И., закрепили новую правовую ситуацию:
согласно ст. 16 конституции И. (29.12.1978),
«никакая религия не может быть
государственной»; в то же время
Католическая Церковь в И. обладает
особым статусом в обществ, жизни страны
благодаря преобладающему числу католиков
и огромному влиянию Церкви в исп.
Обществе.
Приход
к власти в И. в 1982 Социалистической
партии (Partido Socialista Obrero
Espanol, PSOE) ознаменовал новый
этап демократизации исп. об-ва, в целом
положительно воспринятый Церковью. В
то же время некоторые направления в
полит, программе PSOE
(находившейся у власти
до 1996) вызвали напряженность в отношениях
гос-ва и Церкви, которая прежде всего
выступала против введения законов,
легализующих аборты, а также законодательных
инициатив в области полового воспитания.
Особую озабоченность Церкви вызвали
законы, принятые пр-вом в 1985 и 1990 и
расширившие гос. контроль в сфере
образования. Катол. иерархия расценила
эти законы как стремление обеспечить
доминирующее положение гос. школ перед
частными, что нарушало конституционное
право родителей и учащихся на свободу
образования и религии. В наст, время в
И. существует 4 катол. ун-та: в Мадриде,
Саламанке, Бильбао и Памплонe.
В 1990-е в стране стали
появляться первые частные
катол. Университеты.
Новый
приход к власти PSOE в
2004 вызвал очередные трудности во
взаимоотношениях Церкви и гос-ва в И.,
в т.ч. в связи с намерениями пр-ва
существенно сократить перечень
традиционных привилегий Церкви, принять
закон о признании однополых браков и
отказаться от обязательного преподавания
катол. религии в гос. Школах.
Конференция
епископов И. (СЕЕ) была образована в
1966, хотя уже в 1925-65 проводились регулярные
конференции исп. митрополитов. В стране
зарегистрированы более 12 тыс. катол.
организаций. Деятельность большинства
апост. движений и объединений верующих
координируется Епископской комиссией
по социальному апостольству. Некогда
наиболее влиятельная катол. организация
мирян «Accion Catolica»
(«Католическое действие»)
ныне во многом уступила лидирующие
позиции новым организациям и движениям,
развившимся после II Ватиканского собора.
Среди наиболее динамично развивающихся
движений «Comunione е
Liberazione», «Фоколяры»,
а также организации исп. происхождения,
ставшие в последние десятилетия крупными
явлениями мирового масштаба в жизни
Католической Церкви — персональная
прелатура «Opus Dei», движения
«Cursillos de Cristiandad» и
«Camino Neocatecumenal»
(«Неокатехуменат»).
Церковь
в И. традиционно уделяет особое внимание
заботе о больных и бедных. В попечении
монаш. орденов и конгр. в И. находится
ок. 3 тыс. больниц и др. центров медицинской
и социальной помощи, где получают
необходимую помощь ок. 2300 тыс. чел.
Важнейшую
роль играет Католическая Церковь в
сохранении культурно-ист. наследия И.,
владея множеством памятников архитектуры
и музеев, а также архивов и библиотек,
доступных не только для исследователей,
но и для широкой публики.
Папа Иоанн
Павел II 5 раз посетил И.: 31.10-9.11.1982, Ю.
10.1984, 19-21.08.1989, 12-17.06.1993 и 3-4.05.2003.
Статистика
Католической Церкви В
стране существует 13 митрополий, 1
архиепархия, 53 епархии, 1 воен. ординариат,
22 168 приходов, П5 епископов, 18 719 епарх.
свяш., 9145 монахов-свяш., 5227 монахов, 61 905
монахинь.
о.
М. Седано
Искусство
Иберийская
и эллинистическо-рим. культура древней
И. приобрели новую основу для своего
худож. развития с принятием христианства.
Расцвет раннехрист. искусства приходится
на период власти вестготских королей
в V-VII
вв.
Т.н. астурийский период охватывает
VIII—X вв., когда наступление араб.
завоевателей вытеснило христиан в сев.
горные районы страны. В это трудное
время церк. архитектура и пластическая
декорация развивались весьма динамично,
усваивая и перерабатывая опыт европ.
Средневековья и визант. влияние (храмы
Санта Мария де Наранко и Сан Мигель де
Аильо в Овьедо, сер. X в.). В поделенных
между неск. мусульм. правителями частях
И. в VIII-XV
вв.
культивировалась богато украшенная и
внушительная по масштабам архитектура
и изощренное декоративное искусство
(напр., мечеть Кордовы, ставшая позднее
христ. храмом). Впоследствии арабо-мусульм.
наследие заявляло о себе как в языке,
поэзии, быте, обычаях, так и в архитектурном
стиле мудехар.
В период завершения Реконкисты в И.
возник оригинальный вариант романского
стиля, более декоративный, чем в др.
областях Европы (аббатства Сан Педро
де Рода, Сан Висенте де Кардона в Каталонии
и др.). В нач. XIII в. в исп. искусстве
решительно победило тяготение к
сакральной возвышенности готической
(готика) архитектуры и пластики (кафедр,
соборы Бургоса, Толедо и Аеона). В живописи
XIV в. наиболее характерные черты
проявлялись в творчестве Ф. Бассы и А.
Боррассы. XV в., когда побелившая мавров
христ. И. объединилась под властью
кастильско-арагонской династии, был
отмечен усвоением новых худож. тенденций,
идущих из ренессансной Италии.
Распространился стиль платереско,
соединивший принципы прямой перспективы,
анатомии, ордерной архитектуры с буйной
декоративностью. Т.н. кастильский
классицизм XVI в. стремился приблизиться
к строгому рим. варианту дворцовой и
сакральной архитектуры (дворец, храм и
усыпальница Эскориал близ Мадрида по
проекту X. де Эрреры). Строительство
соборов, приходских церквей и монастырей
приобрело широчайший размах во 2-й пол.
XVI в., в период наивысшею могущества исп.
Габсбургов. В кон. XVI в. И. вступила в
«золотой век» (исп. прозы сыграл
король Альфонсо X Мудрый, который собрал
при своем дворе крупнейших христ., араб,
и евр. ученых; под его руководством были
составлены Cronica general(Всеобщая хроника)
и La General estoria (Всеобщая
история)
— первый в Европе опыт изложения истории
не на латыни, а на нар. языке. Крупнейшие
ср.-век. исп. писатели — прозаик Хуан
Мануэль (1282-1348), автор сборника назидательных
новелл Libro del conde
Lucanor {Книга о графе
Луканоре),
и поэт Хуан Руис (1283-1350), создавший Libro
de Buen Amor(Книга
благой любви,
1343).
К
раннему Возрождению относится творчество
Сантильяны (1398-1458), написавшего первый
исп. трактат о поэтике, и Хорхе Манрике
(1440-79), который прославил свое имя
сборником из 43 стансов Copias
рог 1а тиеrte
de su padre(Строфы
на смерть отца).
В это время И. активно усваивала опыт
итал. Ренессанса, и в поэзии господствующее
положение вскоре заняла «петраркистская»
школа во главе с Гарсиласо де ла Вегой
(1501-36). Итал. влияние ощущается в рыцарском
и пасторальном романах, лучшими из
которых считаются, соответственно,
Amadis de Gaula (Амадис
Галльский,
1508) и Diana (Диана,
1559) Хорхе де Монтемайора (1520-61). Романдрама
Фернандо де Рохаса (1465-1541) La
Tragicomedia de Calixto у
Melibea (Трагикомедия
о Калисто и Мелибее, 1492-97),
более известный под названием Celestina
(Селестина),
сыграл значительную роль в формирований
нац. драмы и плутовского романа. К
классическим образцам последнего
принадлежат анонимная La
vida de Lazarillo de Tormes (Жизнь
Аасарильо с Тормеса,
1554), Guzman de
Alfarache (Гусман де
Альфаране,
1599-1604) Матео Алемана (1547-1614), El
diablo cojuelo (Хромой
бес,
1641) Ауиса Велеса де Гевары (1579-1645).
XVI-XVII
вв.
обычно называют «золотым веком» исп.
культуры. Исп. гуманизм всегда был
теснейшим образом связан с катол.
традицией. В лит-ре зрелого Возрождения
в И. выделяется «школа мистиков», самыми
яркими представителями которой были
«босые» кармелиты Иоанн Креста и Тереза
Авильская. Вершина ренессансной прозы
— творчество Мигеля де Сервантеса
(1547-1616), создателя жанра исп. новеллы и
автора романа Don
Quixote (Дон Кихот,
1605-15). Самый знаменитый драматург эпохи
— Лопе де Вега, написавший несколько
сотен комедий, мн. из которых до сих пор
не сходят со сцены. Жанр религиозно-филос.
драмы разработал Тирсо де Молина
(1583-1648), впервые представивший на сцене
легенду о Дон Хуане (Дон Жуане) в пьесе
El burlador de Sevilla(Севильский
озорник,
1630). Определяющим направлением исп.
лит-ры XVH
в.
стало барокко с присущим ему
противопоставлением иллюзорного и
вечного, серьезного и смешного, высокого
и низкого. Крупнейший поэт эпохи — Луис
де Гонгора-и-Арготе, основоположник
эзотерической школы «культеранизма»,
или «гонгоризма». Оппонентами ее были
представители концептизма
(«игры» с различными филос. идеями), к
числу которых принадлежал сатирик и
моралист Франсиско Кеведо (1580-1645), автор
памфлетов Los suefios
(Сновидения,
1627) и плутовского романа La
vida del buscon (Жизнь
пройдохи,
1626). Теоретическим обоснованием
концептизма стал трактат Agudeza
у arte
de ingenio(Остромыслие
и искусство изощренного ума,
1642-48) иезуита Бальтасара Грасиана
(1601-58), создавшего также знаменитый
филос. роман El
criticon (Критикой,
1651-57). Философия барокко полнее всего
выражена в пьесе La
vida es sueno (Жизнь
есть сон,
1636) величайшего исп. драматурга Педро
Кальдерона — автора многочисл. драм и
auto sacramentales (священные ауто),
которые были своеобразным продолжением
ср.-век. Мистерий.
В
последней четв. XVII в. завершился «золотой
век» исп. лит-ры. Последующие два столетия
стали для И. периодом кризиса и упадка
во всех сферах культуры. Лит-pa
И. во многом утратила свой
неповторимый характер, подчиняясь
влиянию главенствовавших в Европе
филос. и эстетических течений.
Просветительское направление в исп.
лит-ре сформировалось к сер. XVIII в.,
романтическое — в 1-й пол. XIX в. Крупнейшие
представители романтизма — поэты Хосе
де Эспронседа (1808-42) и Хосе Соррилья
(1817-93), который писал также драмы на
историко-легендарные сюжеты. Во 2-й пол.
XIXв. ведущими
направлениями стали реализм и костумбризм
(от исп. costumbre— обычай). Педро де Аларкон
(1833-91) прославился как автор рассказов
нац. характера. Бенито Перес Гальдос
(1843-1920) создал цикл из 46 романов, посвященных
важнейшим событиям исп. истории.
Представитель мл. поколения реалистов
Висенте Бласко Ибаньес (1867-1928) отдавал
предпочтение жанру социально-психологического
романа.
Поражение
в испано-амер. войне 1898, воспринятое
исп. интеллигенцией как нац. катастрофа,
породило идейно-культ. течение «Поколение
1898». Его дух. вождем стал философ и
писатель Мигель де Унамуно (1864-1936), автор
эссе Del sentimento tragico
de la vida
en los hombres у en
los pueblos (О
трагическом чувстве жизни у людей и
народов, 1913),
неск. романов и новелл. С этим течением
связан период «нового золотого века»
в исп. лит-ре 1-й трети XXв.
Самым плодовитым прозаиком того времени
был Пио Бароха-и-Неси (1872-1956), среди
романов которого выделяется цикл
Memorias de ип
hombre de accion (Мемуары
человека действия,
1913-35). Крупнейшие поэты «Поколения 1898»
— Антонио Мачадо (1875-1939), воспевший силу
и мужество народа в сборнике Campos
de Castilla(Поля Кастилии,
1912), и Хуан Рамон Хименес (1881-1958), следовавший
принципам модернизма, виднейшим
представителем которого в прозе был
Рамон Мария дель Валье Инклан (1869-1936).
Творчество поэта и драматурга Федерико
Гарсии Лорки (1898-1936) развивалось
преимущественно на основе переосмысления
фольклорных традиций. «Новый золотой
век» оборвался трагично: во время
гражданской войны в И. Лорка и Мачадо
погибли, Хименес эмигрировал. Важнейшим
событием лит. жизни в период правления
Франко (1939-75) стал роман Nada
(Ничто,
1944) Кармен
Лафорет (рол. в 1921), написанный в русле
тремендшма
(от исп. tremendo—
страшный) — лит. течения, близкого к
экзистенциализму. В послевоен, период
на авансцену лит-ры И. вышли такие видные
прозаики, как Камило Хосе Села (1916-2001),
Мигель Делибес (род. в 1920), Луис Гойтисоло
(род. в 1935) и др. исатели, пришедшие
в исп. лит-ру в 1950-х, отвергли
экзистенциалистскую философию и
провозгласили метод «социального и
объективного реализма». В нач. 1970-х в И.
получили распространение постмодернистские
течения — «новый роман», «метафизический
роман», неоавангардизм.
В
XIX в. славились композиторы-гитаристы
(Ф.Сор, Ф. Таррега, Ф. Пухоль) и авторы
исп. опер — сарсуе
(А.
Вивес). В конце века возникло Ренасимьенто
— движение за возрождение старинных и
фольклорных традиций исп. музыки,
возглавленное Ф. Пелрелем. Оно повлияло
на творчество И. Альбениса, Э. Гранадоса
и М. де Фальи, а также мн. композиторов
XX в. (Ф. Момпу, X. Родриго, Э. и К. Альфтеров,
К. Паласио).
Е.
Мурашкинцева
Музыка
Муз.
культура И. опирается на иберийскую,
эллинистическо-рим., араб, и цыганскую
традиции. В эпоху Реконкисты (711-1492) араб.
и христ. муз. культуры тесно соприкасались.
Помимо церк. и духовных жанров (гимн,
кантига),
развивались и светские (романсы —
эпические сольные песни, серенады,
вильянсико и
др.). Музыке оказывал покровительство
король Альфонсо X Мудрый.
«Золотым
веком» исп. музыки считается XVI в. Под
влиянием нидерл. полифонистов сложилась
исп. школа церк. музыки: К. Моралес, его
ученик Ф. Герреро и свяш. Т.А. де Виктория.
Величайшим
исп. органистом был А. де Кабесон.
В
XVI в. пережила расцвет школа исп. виуэлистов
(виума
— предшественница гитары); вышли в свет
сборник муз. пьес Л. Милана, Э. де
Вальдеррабано, Л. де Нарваэса и др.
авторов. Исп. театр XVI-XVH
вв.
также развивался в тесной связи с музыкой
(напр., X. дель Энсина был и драматургом,
и композитором).
В
XVIII в. выделяется творчество свяш. А.
Солера (ученика Д. Скарлатти), сочинявшего
преимущественно светскую музыку для
клавишных инструментов (сонаты, концерты).
Квроп. известность завоевал оперный
композитор В. Мартин-и-Солер (1754-1806, ум.
в С.-Петербурге); он писал, в частности,
оперы на тексты имп. Екатерины II
(Горе-богатырь Косометович
и, совместно с В.А. Пашкевичем, Федул
с детьми).
Л.
Кириллина
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 539-556.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Воскресенье, 13 Октября Hieronymi Presbyteri et Confessoris
Календарь
|