Испания - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Испания

Испания (Espana), Испанское Королевство (Reino de Espana) — гос-во на юго-западе Европы, занимает большую часть Пиренейского п-ова, Балеарские и Питиусские о-ва в Средиземном море, Канарские о-ва в Атлантическом океане; столица — Мадрид; офиц. яз. — испанский; терр. 504,8 тыс. кв. км; нас. 39,37 млн. чел.; католики — 94%, мусульмане — 4%, протестанты — 1%.

Исторический очерк

С VIII в. до н.э. на терр. совр. И. формировалась культура иберийцев. Рел. воззрения иберийцев испытали влияние религии Карфагена и Древней Греции. К 19 до н.э. весь Пиренейский п-ов вошел в состав Римской империи. Имп. Август разделил И. на 3 провинции: Бетику, Лузитанию и Тарракону; впоследствии были образованы новые провинции Галисия и Картахена.

Самые ранние сведения о христианстве на Пиренейском п-ове содержит Первое послание к коринфянам Папы Климента I (ок. 95). В нем говорится о прибытии ап. Павла «к границе Запада» (Ad Corinthios I,5), т.е. в исп. провинции Рим. империи (ср. Рим 15, 28: «... я отправлюсь через ваши места в Испанию»), Фрагмент Муратори кон. II в. также говорит о том, что апостол «отбыл из Рима и отправился в Испанию». Известие о прибытии ап. Павла в И. позже повторяется в апокрифах III в., а также в соч. авторов IV в. С VIII в. исп. традиция говорит также о проповеди на терр. И. ап. Иакова Старшего. Достоверно известно (это подтверждают Ириней Лионский и Тертуллиан), что уже во II в. в И. были христ. общины. Первый авторитетный документ, относящийся к исп. Церкви, — послание Киприана Карфагенского, датируемое 254, христ. общинам Асторги, Леона и Мериды в ответ на совместное послание членов этих общин. Церковь И. в III — нач. IV в. пострадала от гонений и дала миру множество мучеников, среди которых Викентий Августопольский (Сарагосский), Евлалия Меридская.

Одним из первых событий в истории исп. Церкви, значение которого вышло за пределы непосредственно И., был нац. собор в Эльвире (совр. Гранада), созванный в нач. IV в. с целью организовать внутр. жизнь Церкви.

В нем участвовали 19 епископов и 24 пресвитера в осн. с юга полуострова.

В правление имп. Константина I защитником доксальной (католической) веры был представитель Церкви еп. -Юсий Кордубский, советник Константина I председательствовавший на I Никейском соборе 325 Уроженцем И. был и имп. Феодосий I, который объявил ортодокс, христианство офиц. религией Рим. империи (Фессалоникийский эдикт 380).

Иберо-римляне внесли большой вклад в мировую культуру. Из их числа следует упомянуть одного из пер вых историков Церкви Орозия, поэта Аврелия Пруденция, воспевшего в стихах подвиги христ. мучеников автора богосл. трактатов Барселонского еп. Пациана, монахиню Эгерию, описавшую в кн. Itinerarium (Путеводитель) свое паломничество из И. в Палестину.

В эпоху Великого переселения народов Пиренейский п-ов был захвачен вестготами, установившими свою столицу в Толете (совр. Толедо). Когда вестготы пришли на Пиренейский п-ов, они уже приняли христианство, однако в форме арианства. Составляя меньшинство (ок. 150 тыс. на 7 млн. иберо-римлян), вестготы терпимо относились к вере и правам местного населения. Король Леовигильд (573-586) попытался достичь рел. единства на основе арианства, но не смог навязать свою веру большинству населения, которое исповедовало католичество. Сын и наследник Леовигильда Реккаред, вступив на трон в 587, принял катол. исповедание веры, его примеру последовали все вестготы. На III Толедском соборе (589) в присутствии епископов и знати король торжественно отрекся от арианства. С этого времени можно говорить о начале формирования исп. нации, объединенной в рамках одной терр. и общей для всех религии.

Одной из проблем в ходе становления исп. нации, была рел. интеграция иуд. меньшинства жителей полуострова. В 616 король Сисебут поставил евреев перед выбором (повторившимся спустя почти 900 лет при Католических королях): обращение или изгнание. В то же время Церковь напаивала на свободе принятия веры, особенно решительной в этом вопросе была позиция Исидора Севильского. Однако от уже принявших крещение IV Толедский собор (633) потребовал сохранять христ. веру. Насильственное обращение в христианство вызвало враждебное отношение евреев к вестготской монархии, что в определенной мере облегчило завоевание И. арабами в нач. VIII в. Евреи, обращенные в христианство, пользовались всеми правами наравне с др. подданными, а некоторые из этих евреев даже достигли высших должностей в Церкви и гос-ве.

В области рел. жизни, культуры и искусства И. в VII в. достигла значительных результатов. При епископских кафедрах и монастырях действовали школы, где изучали 7 свободных искусств, право и богословие. Вестготская литургия отличалась великолепием, в большой мере сохраненным и сегодня в мозарабском обряде. Наиболее значительной фигурой вестготской Церкви был Исидор Севильский. Др. церк. историки и богословы этого времени — епископы Аеандр Севильский, Браулий Сарагосский, Ильдефонс Толетанский и Юлиан Толетанский. Впоследствии выходцы с Пиренейского п-ова — Теодульф Орлеанский, Агобард Лионский, Клавдий Туринский и др. — придали блеск Каролингскому возрождению.

В нач. VIII в. мусульм. вторжение положило конец вестготской монархии в И. и на неск. веков утвердилась новая полит, и рел. власть, что привело к глубоким религиозно-культ. переменам. Многие из испанцев приняли религию победителей (т.н. му лад и), однако значительная часть и под властью ислама сохранила свою веру (т.н. мозарабы). Остатки вестготской знати сопротивлялись завоевателям в горах на севере страны.

Идеи Реконкисты зародились в монастырях Сев. И. В первый период Реконкисты Пиренейский п-ов был достаточно изолирован от остального христ. мира и замкнут на внутренних проблемах. Последующей открытости исп. Церкви способствовали обнаружение гробницы ап. Иакова в Компостеле (совр. Сантьяго-де-Компостела) и интернационализация Реконкисты, превращенной Св. Престолом в крестовый поход.

Правители королевств Пиренейского п-ова способствовали укреплению связей И. с др. странами Европы, приняв инициированную Римом церк. реформу (Григорианская реформа), хотя определенные трудности возникали из-за нежелания исп. Церкви менять свою традиционную литургию. Начиная с понтификата Папы Григория VII папское влияние в И. стало преобладающим, во всех монастырях постепенно распространялся устав бенедиктинцев.

Интеллектуальная жизнь в П. получила важный импульс благодаря созданию Толедской переводческой школы, деятельность которой способствовала знакомству христ. Ьвропы с наиболее важными соч., написанными по-арабски и по-еврейски, а также с античным наследием. В XIII в. в И. были открыты ун-ты, наиболее известным из которых был Саламанкский ун-т, вскоре ставший одним из важнейших центров ср.-век. науки.

Важная фигура этого периода в истории исп. Церкви — король Фердинанд (Фернандо) III Святой. Он добился значительных успехов в Реконкисте, отвоевав Кордову (1236) и Севилью (1248), и умер в ходе подготовки похода против североафрик. мавров. Рел. рвение сочеталось в нем с толерантным отношением к побежденным, принесшим ему именование «короля трех религий». Иудеи и мусульмане участвовали в эконом, и культ, жизни наравне с христианами. Рел. терпимость характерна и для правления его сына Альфонсо X Мудрого.

В XIV в. в И. усилилась борьба между знатью и королевской властью. В церк. среде невежество низшего клира было очевидным, повсеместно раздавались призывы к реформе; но в то же время в И. жили такие замечательные проповедники и богословы, как Викентий Феррер, Иоанн де Саагун, Альваро Пелайо, Хуан де Торквемада, Альфонсо Фернандес де Мадригал (Эль Тостадо). За пределами п-ова разворачивалась деятельность исп. кардинала Альборноса, способствовавшего возвращению Римских пап из Авиньона в Рим, а Альфонсо де Борхе (Борджа) удалось с величайшим дип. умением ликвидировать новую схизму, возникшую на Базельском соборе (позднее он стал Папой Каликстом III).

Кульминация Реконкисты пришлась на правление т. н. Католических королей Фердинанда V и Изабеллы I.

Эти монархи, руководствуясь идеей катол. единства и полит, стабильности в гос-ве, побуждали своих подданных к обращению в католичество, требуя, чтобы все, кто не хочет этого сделать, покинули страну. В тот же период в И. особое влияние приобрела инквизиция, которая перешла в подчинение королевской власти.

В Кастилии и Арагоне Католические короли энергично проводили церк. реформу, располагая поддержкой деятелей такого масштаба, как кард. Хименес де Сиснерос. Благодаря трудам выдающихся представителей Католической Церкви — Эрнандо де Талаверы, Фонсеки, Вильяэскусы — возрос дух. и образовательный уровень священников и монахов.

Наука в исп. ун-тах в Саламанке и в Алькале достигла в то время своею расцвета. В Алькале Библия и соч. Отцов Церкви изучались на языке оригинала. В Саламанке обновлялась схоласт, традиция. В Алькале в 1517 увидела свет Biblia Polyglottaс параллельным текстом на древнееврейском, халдейском, латыни и греческом. В Саламанке доминиканец Ф. де Витория затрагивал в своих исследованиях такие злободневные темы, как завоевание Америки и права индейцев, отношения между гос-вами и допустимость использования ими воен. методов. Его учение содержало одну из первых формулировок прав человека. К числу знаменитых исп. доминиканцев относятся также М. Кано, Д. де Сото и др. философы и богословы. Среди иезуитов в то время выделялись богословы Д. Лаинес и А. Сальмерон, позднее — представители т.н. «второй схоластики» — Ф. Суарес, А. Молина, Г. Васкес и др.

В правление Католических королей произошло открытие Америки и началось ее завоевание; миссион. идеи распространения веры играли при этом решающую роль, хотя мп. завоеватели преследовали и другие, не столь благочестивые цели. Жажда личного обогащения и поиски славы зачастую вели к многочисл. злоупотреблениям по οι ношению к индейцам. По христ. сознание миссионеров не могло с этим мириться, а всего через 18 лет после появления испанцев в Америке доминиканец Антонио де Монтесино поднял голос протеста против несправедливого отношения к местному населению. Это вызвало в И. острейшую дискуссию о правах индейцев и конкистадоров, итогом которой стало опубликование Законов Индий, где были признаны и взяты под защиту права индейцев на жизнь, собственность и свободу в выборе религии.

С восшествием на трон Свящ. Рим. империи внука Католических королей Карла V Габсбурга (1519) взаимосвязи между разными дух. течениями в Европе и в И. стали более интенсивными. Имперская идея Карла V, в значительной мере основанная на обновлении еще живых в И. ср.-век. принципов, столкнулась с ментальностью Реформации. В XVI-XVII вв. И. последовательно выступала защитницей католичества в Европе. Сын Карла V Филипп II твердо придерживался этой политики как на Пиренейском п-ове, так и за его пределами. Организованный им флот разгромил турок в 1571 в битве при Лепанто. Однако исп. морская экспедиция (Великая Армада), призванная избавить Англию от «религиозных заблуждений», потерпела крах; окончились поражением для И. войны Филиппа II с протестантами в Нидерландах и Франции.

Исп. Церковь играла важнейшую роль на Тридентском соборе. Из 200 непосредственных участников собора 66 были испанцами, из 300 богословов и экспертов — более 100, в т.ч. М. Кано, Б. де Карранса, Д. и П. де Сото, Д. Лаинес, А. Сальмерон, францисканцы А. де Вега, А. де Кастро и Л. де Карвахаль.

Жизненная сила исп. Церкви ярко проявилась в примерах святости, в основании новых монаш. орденов и конгрегаций. Особенно важна ист. роль Общества Иисуса, основанного Игнатием Лойолой. Среди крупнейших реформаторов монаш. жизни были францисканец Пётр Алькантарийский и представители кармелитской дух. традиции (кармелиты) Тереза Авильская и Иоанн Креста, а также монах Ордена августинцев Фома Иисуса.

XVI в. — время расцвета духовности в исп. католичестве. Обновление в этой области проявилось в деятельности францисканцев Франсиско де Осуны — автора Третьей духовной азбуки, Иоанна Ангелов и др. Монах-августинец, проф. Саламанкского ун-та А. де Леон создал множество аскетических соч. высокого лит. уровня (Совершенная супруга, Об именах Христовых). Доминиканец Луис де Гранада, проповедник и автор аскетических трудов, написал Путеводитель грешников. Его друг Иоанн Авильский, позднее названный «апостолом Андалусии», был автором трудов, повествующих о стяжании дух. совершенства. Среди исп. иезуитов в то время особенно плодотворную деятельность вели Альфонсо Родригес, Луис де ла Пуэнте и Хуан Эусебио Ниремберг.
XVIII в. начался в И. со смены правящей династии. Воцарение Бурбонов сопровождалось усилением антирим. тенденций. В эпоху Карла III реформизм и открыость в отношении идей Просвещения реализовались посредством авторитарной политики исп. короны, которая считала себя вправе не только назначать епископов, но и решать вопросы, связанные с церк. собственностью. бенефициями, а также с деятельностью монаш. орленов. Типичный пример — изгнание из И. Орлена иезуитов 1.04.1767, когда более 5 тыс. иезуитов были вынуждены покинуть страну; собственность ордена была конфискована. Изгнание иезуитов стало тяжелым ударом ххя Католической Церкви в И. и для миссий в Америке, гле последователи св. Игнатия осуществляли плодотворную деятельность. Инициатор этих гонений король Карл III продолжал оказывать давление на Папу Климента XIII, чтобы тот подписал декрет об упразднении ордена; эти стремления осуществились позднее, когда преемник Климента XIII Климент XIV — издал бреве Dominus ас Redemptor noster, упразднившее Общество Иисуса. Однако развитие церк. жизни продолжалось и в этот период: совершенствовалась интеллектуальная подготовка клира, посредством «народных миссий» обновлялась приходская жизнь, создавались церк. братства, занимавшиеся благотворительностью и посвященные Сердцу Иисуса, Евхаристии, Деве Марии и различным святым.

В нач. XIX в., после вторжения в И. наполеоновских войск, испанцы взялись за оружие, чтобы изгнать завоевателей. Народной войной в значительной мере руководили приходские священники и монахи, что придавало ей ярко выраженный рел. характер. Война шла под девизом: «Родина, вера и король». Однако конст. 1812, принятая после изгнания французов и объявившая католичество гос. религией, в то же время санкционировала процесс секуляризации страны. Следствием этого стало упразднение монастырей, продажа их собственности и ликвидация суда инквизиции. Когда Фердинанд VII (1814-33) восстановил абсолютную монархию, он столкнулся с противоборством со стороны епископата и клира. Одновременно в И. усилились антиклерикальные настроения; имели место случаи убийства монахов и сожжения монастырей. Наиболее радикальные исп. реформаторы видели в Церкви противника прогресса и свободы, что усиливало в среде исп. католиков непримиримое отношение ко всем проявлениям либерализма.

Среди наиболее известных деятелей Церкви этою периода Антоний Мария Кларет, духовник королевы Изабеллы II, и Х.-И. Морено-и-Майсанове, сыгравшие заметную роль на I Ватиканском соборе, богословы X.А. Бальмес и А. Амор Руйбал, проповедник Ф. Тарина SI.

Среди основанных в XIX в. в И. конгрегапий преобладали женские, занимавшиеся прежде всего рел. образованием молодежи и благотворительностью. В XIX в. в исп. Церкви возросла роль католиков-мирян. В числе знаменитых представителей катол. обществен пости тою времени — политики X. Доносо Кортес и Л. Апарисии-Пихарро, журналист Канлидо и Рамон Иоседаль, крупнейший апологет исп. католичества М. Мененлеси-Пелайо.

В 1931 король Альфонсо XIII удалился в изгнание и власть перешла в руки республиканского пр-ва. Св. Престол рекомендовал католикам подчиниться установившейся власти. Конституция 1931 объявила И. светским государством. В XX в. в И. получил распространение антиклерикализм: ещё до Республики антиклерикальные настроения проявились во вспышках насилия во время «Трагической недели» в Барселоне (1909), а во время Республики — в Астурийской революции 1934.

Гражданская война в И. началась 18.07.1936 в результате восстания националистов против республиканцев, а уже со следующего дня в Республике начались самые жестокие преследования исп. Церкви со времен Рим. империи, в ходе которых погибли 6832 служителя Церкви. В епархии Барбастро было убито до 90% клира, включая епископа; в 6 др. епархиях число жертв составило не менее половины местного клира. Были сожжены тысячи церквей, уничтожены произведения искусства, библиотеки и церк. утварь огромной ценности. С 19.07.1936 республиканскими властями было запрещено публичное совершение богослужений на терр., находившейся под их контролем.

Республиканская пропаганда утверждала, что народная ненависть против священников и монахов объясняется их причастностью к восстанию. Однако в наст, время достоверно известно, что церк. иерархия не участвовала в подготовке восстания. Поддержка катол. Иерархией франкистов и ее решающее вмешательство в полит, события — коллективное письмо 1937 — скорее являются следствием репрессий со стороны республиканских властей, чем выражением позиции, предшествующей событиям гражданской войны.

1.04.1939 гражданская война закончилась победой генерала Франсиско Франко. С этого момента Католическая Церковь активно участвовала во всех сферах жизни нации, воплощая в жизнь идею «заново христианизировать Испанию». В конфес. отношении гос-во было объявлено католическим, однако существовала толерантность по отношению к др. исповеданиям. Клир пользовался в об-ве определенными привилегиями, служители Церкви получали гос. жалование. Режим Франко предоставлял Католической Церкви возможность открывать школы, ун-ты и медицинские центры. Эти меры нашли юридическое подтверждение в конкордате 1953 между Св. Престолом и исп. пр-вом: в ответ на полное юридическое признание Католической Церкви и предоставление ей в И. фискальных и судебных привилегий Св. Престол признал за Франко право участвовать в назначении епископов и иметь в стране Испанский церковный суд.

До 1953 Католическая Церковь в И. полностью принимала действия генерала Франко, даже в тех случаях, когда критика была необходимой, напр., при жестоком преследовании побежденных после окончания гражданской войны. Не избежали репрессий катол. священники, которые поддерживали баскских и каталонских сепаратистов. Некоторые епископы, не подписавшие коллективное письмо 1937, после окончания войны не смогли вернуться к своей пастве.

С 1953, когда прекратилась изоляция, в которой И. оказалась после Второй мировой войны, в стране наряду с эконом, процветанием наблюдалась заметная и быстрая социополит. эволюция. Католическая Церковь в И. испытывала воздействие этих перемен, а иногда и возглавляла их, что вызвало первые трения с франкистским режимом. Катол. иерархи стали разоблачать коррупцию франкистских правящих кругов, критиковать роскошь и спекуляцию; через организации «Католического действия» выдвигались требования рабочего движения; Церковь демонстрировала все большую открытость в отношении свободы слова, печати и объединений.

II Ватиканский собор открыл для Католической Церкви в И. возможность обновления в области богословия и пастырской деятельности. Хотя изначально исп. епископат в целом ориентировался на круги, не склонные к радикальным реформам, со временем исп. духовенство пришло к осознанию того, что в истории Церкви начинается новая эра. Отмена Св. Престолом привилегий назначения епископов гражданскими властями вошла в противоречие с практикой, существовавшей в то время в И. Несмотря на неоднократные обращения исп. епископата и Папы Павла VI, Франко не соглашался отказаться от участия в назначении епископов; от этой привилегии добровольно отказался лишь король Хуан Карлос I в 1976.

После смерти Франко в 1975 Католическая Церковь в И. с оптимизмом приветствовала начало правления короля Хуана Карлоса I. В начавшемся переходе страны к демократии исп. Церковь сыграла первоочередную роль, выступая за становление такого плюралистического об-ва, в котором уважаются права всех и где достойное место занимают еванг. ценности. Соглашения, подписанные в 1976 и 1979 между Св. Престолом и И., закрепили новую правовую ситуацию: согласно ст. 16 конституции И. (29.12.1978), «никакая религия не может быть государственной»; в то же время Католическая Церковь в И. обладает особым статусом в обществ, жизни страны благодаря преобладающему числу католиков и огромному влиянию Церкви в исп. Обществе.

Приход к власти в И. в 1982 Социалистической партии (Partido Socialista Obrero Espanol, PSOE) ознаменовал новый этап демократизации исп. об-ва, в целом положительно воспринятый Церковью. В то же время некоторые направления в полит, программе PSOE (находившейся у власти до 1996) вызвали напряженность в отношениях гос-ва и Церкви, которая прежде всего выступала против введения законов, легализующих аборты, а также законодательных инициатив в области полового воспитания. Особую озабоченность Церкви вызвали законы, принятые пр-вом в 1985 и 1990 и расширившие гос. контроль в сфере образования. Катол. иерархия расценила эти законы как стремление обеспечить доминирующее положение гос. школ перед частными, что нарушало конституционное право родителей и учащихся на свободу образования и религии. В наст, время в И. существует 4 катол. ун-та: в Мадриде, Саламанке, Бильбао и Памплонe. В 1990-е в стране стали появляться первые частные катол. Университеты.

Новый приход к власти PSOE в 2004 вызвал очередные трудности во взаимоотношениях Церкви и гос-ва в И., в т.ч. в связи с намерениями пр-ва существенно сократить перечень традиционных привилегий Церкви, принять закон о признании однополых браков и отказаться от обязательного преподавания катол. религии в гос. Школах.

Конференция епископов И. (СЕЕ) была образована в 1966, хотя уже в 1925-65 проводились регулярные конференции исп. митрополитов. В стране зарегистрированы более 12 тыс. катол. организаций. Деятельность большинства апост. движений и объединений верующих координируется Епископской комиссией по социальному апостольству. Некогда наиболее влиятельная катол. организация мирян «Accion Catolica» («Католическое действие») ныне во многом уступила лидирующие позиции новым организациям и движениям, развившимся после II Ватиканского собора. Среди наиболее динамично развивающихся движений «Comunione е Liberazione», «Фоколяры», а также организации исп. происхождения, ставшие в последние десятилетия крупными явлениями мирового масштаба в жизни Католической Церкви — персональная прелатура «Opus Dei», движения «Cursillos de Cristiandad» и «Camino Neocatecumenal» («Неокатехуменат»).

Церковь в И. традиционно уделяет особое внимание заботе о больных и бедных. В попечении монаш. орденов и конгр. в И. находится ок. 3 тыс. больниц и др. центров медицинской и социальной помощи, где получают необходимую помощь ок. 2300 тыс. чел.

Важнейшую роль играет Католическая Церковь в сохранении культурно-ист. наследия И., владея множеством памятников архитектуры и музеев, а также архивов и библиотек, доступных не только для исследователей, но и для широкой публики.

Папа Иоанн Павел II 5 раз посетил И.: 31.10-9.11.1982, Ю. 10.1984, 19-21.08.1989, 12-17.06.1993 и 3-4.05.2003.

Статистика Католической Церкви В стране существует 13 митрополий, 1 архиепархия, 53 епархии, 1 воен. ординариат, 22 168 приходов, П5 епископов, 18 719 епарх. свяш., 9145 монахов-свяш., 5227 монахов, 61 905 монахинь.

о. М. Седано

Искусство

Иберийская и эллинистическо-рим. культура древней И. приобрели новую основу для своего худож. развития с принятием христианства. Расцвет раннехрист. искусства приходится на период власти вестготских королей в V-VII вв. Т.н. астурийский период охватывает VIII—X вв., когда наступление араб. завоевателей вытеснило христиан в сев. горные районы страны. В это трудное время церк. архитектура и пластическая декорация развивались весьма динамично, усваивая и перерабатывая опыт европ. Средневековья и визант. влияние (храмы Санта Мария де Наранко и Сан Мигель де Аильо в Овьедо, сер. X в.). В поделенных между неск. мусульм. правителями частях И. в VIII-XV вв. культивировалась богато украшенная и внушительная по масштабам архитектура и изощренное декоративное искусство (напр., мечеть Кордовы, ставшая позднее христ. храмом). Впоследствии арабо-мусульм. наследие заявляло о себе как в языке, поэзии, быте, обычаях, так и в архитектурном стиле мудехар. В период завершения Реконкисты в И. возник оригинальный вариант романского стиля, более декоративный, чем в др. областях Европы (аббатства Сан Педро де Рода, Сан Висенте де Кардона в Каталонии и др.). В нач. XIII в. в исп. искусстве решительно победило тяготение к сакральной возвышенности готической (готика) архитектуры и пластики (кафедр, соборы Бургоса, Толедо и Аеона). В живописи XIV в. наиболее характерные черты проявлялись в творчестве Ф. Бассы и А. Боррассы. XV в., когда побелившая мавров христ. И. объединилась под властью кастильско-арагонской династии, был отмечен усвоением новых худож. тенденций, идущих из ренессансной Италии. Распространился стиль платереско, соединивший принципы прямой перспективы, анатомии, ордерной архитектуры с буйной декоративностью. Т.н. кастильский классицизм XVI в. стремился приблизиться к строгому рим. варианту дворцовой и сакральной архитектуры (дворец, храм и усыпальница Эскориал близ Мадрида по проекту X. де Эрреры). Строительство соборов, приходских церквей и монастырей приобрело широчайший размах во 2-й пол. XVI в., в период наивысшею могущества исп. Габсбургов. В кон. XVI в. И. вступила в «золотой век» (исп. прозы сыграл король Альфонсо X Мудрый, который собрал при своем дворе крупнейших христ., араб, и евр. ученых; под его руководством были составлены Cronica general(Всеобщая хроника) и La General estoria (Всеобщая история) — первый в Европе опыт изложения истории не на латыни, а на нар. языке. Крупнейшие ср.-век. исп. писатели — прозаик Хуан Мануэль (1282-1348), автор сборника назидательных новелл Libro del conde Lucanor {Книга о графе Луканоре), и поэт Хуан Руис (1283-1350), создавший Libro de Buen Amor(Книга благой любви, 1343).

К раннему Возрождению относится творчество Сантильяны (1398-1458), написавшего первый исп. трактат о поэтике, и Хорхе Манрике (1440-79), который прославил свое имя сборником из 43 стансов Copias рог 1а тиеrte de su padre(Строфы на смерть отца). В это время И. активно усваивала опыт итал. Ренессанса, и в поэзии господствующее положение вскоре заняла «петраркистская» школа во главе с Гарсиласо де ла Вегой (1501-36). Итал. влияние ощущается в рыцарском и пасторальном романах, лучшими из которых считаются, соответственно, Amadis de Gaula (Амадис Галльский, 1508) и Diana (Диана, 1559) Хорхе де Монтемайора (1520-61). Романдрама Фернандо де Рохаса (1465-1541) La Tragicomedia de Calixto у Melibea (Трагикомедия о Калисто и Мелибее, 1492-97), более известный под названием Celestina (Селестина), сыграл значительную роль в формирований нац. драмы и плутовского романа. К классическим образцам последнего принадлежат анонимная La vida de Lazarillo de Tormes (Жизнь Аасарильо с Тормеса, 1554), Guzman de Alfarache (Гусман де Альфаране, 1599-1604) Матео Алемана (1547-1614), El diablo cojuelo (Хромой бес, 1641) Ауиса Велеса де Гевары (1579-1645).

XVI-XVII вв. обычно называют «золотым веком» исп. культуры. Исп. гуманизм всегда был теснейшим образом связан с катол. традицией. В лит-ре зрелого Возрождения в И. выделяется «школа мистиков», самыми яркими представителями которой были «босые» кармелиты Иоанн Креста и Тереза Авильская. Вершина ренессансной прозы — творчество Мигеля де Сервантеса (1547-1616), создателя жанра исп. новеллы и автора романа Don Quixote (Дон Кихот, 1605-15). Самый знаменитый драматург эпохи — Лопе де Вега, написавший несколько сотен комедий, мн. из которых до сих пор не сходят со сцены. Жанр религиозно-филос. драмы разработал Тирсо де Молина (1583-1648), впервые представивший на сцене легенду о Дон Хуане (Дон Жуане) в пьесе El burlador de Sevilla(Севильский озорник, 1630). Определяющим направлением исп. лит-ры XVH в. стало барокко с присущим ему противопоставлением иллюзорного и вечного, серьезного и смешного, высокого и низкого. Крупнейший поэт эпохи — Луис де Гонгора-и-Арготе, основоположник эзотерической школы «культеранизма», или «гонгоризма». Оппонентами ее были представители концептизма («игры» с различными филос. идеями), к числу которых принадлежал сатирик и моралист Франсиско Кеведо (1580-1645), автор памфлетов Los suefios (Сновидения, 1627) и плутовского романа La vida del buscon (Жизнь пройдохи, 1626). Теоретическим обоснованием концептизма стал трактат Agudeza у arte de ingenio(Остромыслие и искусство изощренного ума, 1642-48) иезуита Бальтасара Грасиана (1601-58), создавшего также знаменитый филос. роман El criticon (Критикой, 1651-57). Философия барокко полнее всего выражена в пьесе La vida es sueno (Жизнь есть сон, 1636) величайшего исп. драматурга Педро Кальдерона — автора многочисл. драм и auto sacramentales (священные ауто), которые были своеобразным продолжением ср.-век. Мистерий.

В последней четв. XVII в. завершился «золотой век» исп. лит-ры. Последующие два столетия стали для И. периодом кризиса и упадка во всех сферах культуры. Лит-pa И. во многом утратила свой неповторимый характер, подчиняясь влиянию главенствовавших в Европе филос. и эстетических течений. Просветительское направление в исп. лит-ре сформировалось к сер. XVIII в., романтическое — в 1-й пол. XIX в. Крупнейшие представители романтизма — поэты Хосе де Эспронседа (1808-42) и Хосе Соррилья (1817-93), который писал также драмы на историко-легендарные сюжеты. Во 2-й пол. XIXв. ведущими направлениями стали реализм и костумбризм (от исп. costumbre— обычай). Педро де Аларкон (1833-91) прославился как автор рассказов нац. характера. Бенито Перес Гальдос (1843-1920) создал цикл из 46 романов, посвященных важнейшим событиям исп. истории. Представитель мл. поколения реалистов Висенте Бласко Ибаньес (1867-1928) отдавал предпочтение жанру социально-психологического романа.

Поражение в испано-амер. войне 1898, воспринятое исп. интеллигенцией как нац. катастрофа, породило идейно-культ. течение «Поколение 1898». Его дух. вождем стал философ и писатель Мигель де Унамуно (1864-1936), автор эссе Del sentimento tragico de la vida en los hombres у en los pueblos (О трагическом чувстве жизни у людей и народов, 1913), неск. романов и новелл. С этим течением связан период «нового золотого века» в исп. лит-ре 1-й трети XXв. Самым плодовитым прозаиком того времени был Пио Бароха-и-Неси (1872-1956), среди романов которого выделяется цикл Memorias de ип hombre de accion (Мемуары человека действия, 1913-35). Крупнейшие поэты «Поколения 1898» — Антонио Мачадо (1875-1939), воспевший силу и мужество народа в сборнике Campos de Castilla(Поля Кастилии, 1912), и Хуан Рамон Хименес (1881-1958), следовавший принципам модернизма, виднейшим представителем которого в прозе был Рамон Мария дель Валье Инклан (1869-1936). Творчество поэта и драматурга Федерико Гарсии Лорки (1898-1936) развивалось преимущественно на основе переосмысления фольклорных традиций. «Новый золотой век» оборвался трагично: во время гражданской войны в И. Лорка и Мачадо погибли, Хименес эмигрировал. Важнейшим событием лит. жизни в период правления Франко (1939-75) стал роман Nada (Ничто, 1944) Кармен Лафорет (рол. в 1921), написанный в русле тремендшма (от исп. tremendo— страшный) — лит. течения, близкого к экзистенциализму. В послевоен, период на авансцену лит-ры И. вышли такие видные прозаики, как Камило Хосе Села (1916-2001), Мигель Делибес (род. в 1920), Луис Гойтисоло (род. в 1935) и др. исатели, пришедшие в исп. лит-ру в 1950-х, отвергли экзистенциалистскую философию и провозгласили метод «социального и объективного реализма». В нач. 1970-х в И. получили распространение постмодернистские течения — «новый роман», «метафизический роман», неоавангардизм.

В XIX в. славились композиторы-гитаристы (Ф.Сор, Ф. Таррега, Ф. Пухоль) и авторы исп. опер — сарсуе (А. Вивес). В конце века возникло Ренасимьенто — движение за возрождение старинных и фольклорных традиций исп. музыки, возглавленное Ф. Пелрелем. Оно повлияло на творчество И. Альбениса, Э. Гранадоса и М. де Фальи, а также мн. композиторов XX в. (Ф. Момпу, X. Родриго, Э. и К. Альфтеров, К. Паласио).

Е. Мурашкинцева

Музыка

Муз. культура И. опирается на иберийскую, эллинистическо-рим., араб, и цыганскую традиции. В эпоху Реконкисты (711-1492) араб. и христ. муз. культуры тесно соприкасались. Помимо церк. и духовных жанров (гимн, кантига), развивались и светские (романсы — эпические сольные песни, серенады, вильянсико и др.). Музыке оказывал покровительство король Альфонсо X Мудрый.

«Золотым веком» исп. музыки считается XVI в. Под влиянием нидерл. полифонистов сложилась исп. школа церк. музыки: К. Моралес, его ученик Ф. Герреро и свяш. Т.А. де Виктория.

Величайшим исп. органистом был А. де Кабесон.

В XVI в. пережила расцвет школа исп. виуэлистов (виума — предшественница гитары); вышли в свет сборник муз. пьес Л. Милана, Э. де Вальдеррабано, Л. де Нарваэса и др. авторов. Исп. театр XVI-XVH вв. также развивался в тесной связи с музыкой (напр., X. дель Энсина был и драматургом, и композитором).

В XVIII в. выделяется творчество свяш. А. Солера (ученика Д. Скарлатти), сочинявшего преимущественно светскую музыку для клавишных инструментов (сонаты, концерты). Квроп. известность завоевал оперный композитор В. Мартин-и-Солер (1754-1806, ум. в С.-Петербурге); он писал, в частности, оперы на тексты имп. Екатерины II (Горе-богатырь Косометович и, совместно с В.А. Пашкевичем, Федул с детьми).

Л. Кириллина

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 539-556.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Понедельник, 24 Июля
    Translatio Sancti Benedicti

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 42
    Сессий: 2
    Сейчас на сайте: 1







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017