Интроит - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Интроит

Интроит (лат. introitus — вступление, вхождение) — музыковедческий, а также литург. термин, обозначающий входное песнопение мессы. И. представляет собой одну из изменяемых частей мессы.

Возникновение И. относится к V в. Первоначально он назывался antiphona ad introitum (антифон на вход). В папской мессе, совершавшейся в рим. базиликах, И. исполнялся во время торжественного выхода Папы в начале мессы из ризницы и входа в пресвитерий. Как правило, ризница находилась рядом со входом в базилику и, следовательно, путь к алтарной части был длиннее, что требовало большей продолжительности пения, сопровождавшего торжественный ход предстоятеля богослужения. И. включал в себя антифон и псалом, исполнявшийся попеременно двумя хорами и завершавшийся повторением антифона обоими хорами.

В более позднее время (VIII—XI вв.) пение И. сократилось и состояло из антифона, псалмодического стиха, малого славословия Gloria Patriи повторения антифона. Тексты И. были заимствованы из Св. Писания, прежде всего из Псалтири, а также сочинялись на основе парафраз библ. текстов, чтобы подчеркнуть соответствующую тему дня церк. календаря. Некоторые воскресенья литург. года и богослужения получили свое название от первых слов соответствующего И.: Rorate caeli, Gaudete, Laetare, Requiem. С развитием многоголосия в XIII в. появились И. в форме мотета.

В период Возрождения и барокко И. в форме духовного концерта писали мн. композиторы: О. ди Лассо, А. и Дж. Габриели и др. И. монодического стиля (сольное ариозно-речитативное пение с basso continuo) представлены в творчестве Л. Виаданы (Cento concerti ecclesiastici,1602). Широкую известность получили И. в форме мотетов и духовных мадригалов, созданные К. Монтеверди.

В XVIII — нач. XIX в. у композиторов венской классической школы — В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Шуберта — И. (как и в целом литург. музыка) испытали сильное влияние симфонического и оперного стиля.

И. в совр. значении (после литург. реформы И Ватиканского собора) — это песнопение псалмодического, гимнографического или песенного жанра. И. может исполняться певчим, хором или всем собранием верующих.

В. Новаковская

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 299-300.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024