К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Интроит
Интроит
(лат.
introitus —
вступление, вхождение) — музыковедческий,
а также литург. термин, обозначающий
входное песнопение мессы. И. представляет
собой одну из изменяемых частей мессы.
Возникновение
И. относится к V в. Первоначально он
назывался antiphona ad
introitum (антифон
на вход). В папской мессе, совершавшейся
в рим. базиликах, И. исполнялся во время
торжественного выхода Папы в начале
мессы из ризницы и входа в пресвитерий.
Как правило, ризница находилась рядом
со входом в базилику и, следовательно,
путь к алтарной части был длиннее, что
требовало большей продолжительности
пения, сопровождавшего торжественный
ход предстоятеля богослужения. И. включал
в себя антифон и псалом, исполнявшийся
попеременно двумя хорами и завершавшийся
повторением антифона обоими хорами.
В
более позднее время (VIII—XI вв.) пение И.
сократилось и состояло из антифона,
псалмодического стиха, малого славословия
Gloria Patriи
повторения антифона. Тексты И. были
заимствованы из Св. Писания, прежде
всего из Псалтири, а также сочинялись
на основе парафраз библ. текстов, чтобы
подчеркнуть соответствующую тему дня
церк. календаря. Некоторые воскресенья
литург. года и богослужения получили
свое название от первых слов соответствующего
И.: Rorate caeli, Gaudete,
Laetare,
Requiem.
С
развитием многоголосия в XIII в. появились
И. в форме мотета.
В
период Возрождения и барокко И. в форме
духовного концерта писали мн. композиторы:
О. ди Лассо, А. и Дж. Габриели и др. И.
монодического стиля (сольное
ариозно-речитативное пение с basso
continuo) представлены
в творчестве Л. Виаданы (Cento
concerti ecclesiastici,1602).
Широкую известность получили И. в форме
мотетов и духовных мадригалов, созданные
К. Монтеверди.
В XVIII — нач.
XIX в. у композиторов венской классической
школы — В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Ф. Шуберта
— И. (как и в целом литург. музыка) испытали
сильное влияние симфонического и
оперного стиля.
И. в совр.
значении (после литург. реформы И
Ватиканского собора) — это песнопение
псалмодического, гимнографического
или песенного жанра. И. может исполняться
певчим, хором или всем собранием верующих.
В.
Новаковская
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 299-300.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.