Интеркоммунион - Католическая энциклопедия - Bibliotheca |
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия" Интеркоммунион
Интеркоммунион
(от лат. ititer —
между, communio —
причастие, причащение) — совместное
участие в таинстве Евхаристии христиан
(духовенства и мирян) различных Церквей,
предварительно согласованное иерархами
этих Церквей в соответствии с принципами
экумен. диалога. В катол. богословии
также употребляется термин -юбщение в
таинствах (communicatio
in sacris).
Декларация
Смешанного комитета по делам
католическо-протест. сотрудничества
(1969) теоретически определила 3 возможные
модели совместного причащения: 1) взаимное
причащение — еще
разделенные, но близкие по вероучению
и структуре Церкви допускают к причастию
верующих на основании юридического и
фактического соглашения; 2) открытое
причащение — к.-л.
Церковь в одностороннем порядке и при
определенных условиях разрешает
причащаться членам др. Церкви; 3) совместное
совершение Евхаристии
священнослужителями различных Церквей
с участием верующих этих Церквей.
К
проблеме И. обратился II Ватиканский
собор, отметив, что вопрос об общении в
таинствах возникает в тех случаях, когда
католики участвуют в к.-л. литург. обрядах
или таинствах др. Церквей либо церк.
общин. Говоря о практических путях и
формах осуществления экуменизма, II
Ватиканский собор подчеркнул, что
«общение в таинствах нельзя считать
средством, которое следует без разбора
применять ради восстановления единства
христиан» (UR
8).
Однако «знаменование единства обычно
запрещает прибегать к такому общению.
Для стяжания благодати оно иногда
желательно» (ibid.).
В
документах II Ватиканского собора
говорится, что все, «кто верует в Христа
и должным образом принял крещение,
находятся в определенном общении с
Католической Церковью, пусть даже
неполном», и Католическая Церковь
признает всех принявших крещение
христиан «братьями в Господе» (UR
3).
II Ватиканский собор определил, что в
каждом конкретном случае вопрос о
допущении И. решает местный епископ, за
исключением тех случаев, когда И. запрещен
конференцией епископов данной страны
или Апост. Престолом. Дальнейшие уточнения
в том, что касается условий допущения
некатоликов к причащению в Католической
Церкви, были сделаны в инструкции
Секретариата по содействию единству
христиан О некоторых
случаях, в которых можно христиан других
исповеданий допускать к Св. Причастию
в Католической Церкви
от 1.06.1972. Согласно учению II Ватиканского
собора, христиане др. Церквей, если их
евхарист. учение не противоречит
вероучению Католической Церкви, могут
принимать участие в Евхаристии в
Католической Церкви в случаях угрозы
для жизни, преследования, тюремного
заключения, а также если они испытывают
дух. потребность в причащении, но не
имеют возможности обратиться к своей
церк. общине (напр., по причине ее
удаленности от места проживания). Это
положение было подтверждено в Правиле
по применению принципов и норм по
экуменизму
(1993) Папского Совета по содействию
единству христиан, а также в KK1I
(кап.
844 § 3-5). С согласия местного катол.
епископа христиане-некатолики могут
приступать к причастию во время таинства
брака, совершаемого в Католической
Церкви.
О
Вост. Правосл. Церквях II Ватиканский
собор говорит следующее: «Поскольку
эти Церкви, хотя и отделенные от нас,
обладают истинными таинствами, особенно
же — в силу апостольского преемства —
священством и Евхаристией, посредством
которых они и поныне теснейшим образом
с нами связаны, определенное общение в
таинствах, при подходящих обстоятельствах
и с одобрения церковной власти, не только
возможно, но даже желательно» (UR
15).
Правило по применению
принципов и норм по экуменизму
уточняет, что «католик... может принимать
таинство покаяния, Евхаристии и
елеосвящения от священнослужителя
какой-либо из Восточных Церквей всякий
раз, когда это необходимо или когда это
предполагает действительную духовную
пользу, но при условии избежания опасности
заблуждения и индифферентизма» (п. 123,
ср. ΚΚП кан.
844 § 2). Соответственно, «католические
священнослужители могут законно
преподавать таинства покаяния, Евхаристии
и елеосвящения членам Восточных
Православных Церквей, которые обращаются
к ним по собственной инициативе и
соответствующим образом подготовились
к принятию этих таинств» (п. 125). При этом
оговаривается, что «в этих случаях
следует также обращать внимание на
нормы, существующие в Восточных
Православных Церквях для их верующих,
и избегать всякого, даже кажущегося
прозелитизма» (там
же).
«Католик, желающий причаститься у
восточных христиан законным образом,
должен, насколько возможно, следовать
восточной традиции и воздерживаться
от причащения, если данная Церковь
допускает к причастию только своих
верующих, исключая всех остальных» (п.
124).
При
условии согласия на И. иерархов
Католической и Правосл. Церквей в будущем
возможно открытое причащение, но пока
такое соглашение не достигнуто.
Со
стороны Русской Правосл. Церкви в
определении Свящ. Синода от 16.12.1969 было
сделано разъяснение о том, «что в тех
случаях, когда старообрядцы и католики
обращаются в Православную Церковь за
совершением над ними Святых Таинств,
это не возбраняется» (ЖМП 1 (1970), 5). В
комментарии, данном митр. Никодимом
(Ротовым), уточнялись мотивы такого
обращения — болезнь, отсутствие
возможности обратиться к священнослужителям
своих Церквей и др. причины, а также
констатировалось, что «Православная и
Римско-Католическая Церкви имеют
одинаковое учение о Святых Таинствах
и взаимно признают действенность этих
Таинств, совершаемых в них» (ЖМП 5 (1970),
25). Однако в отношении католиков
постановление о возможности приступать
к таинствам в правосл. церквях было
отменено Свящ. Синодом 29.07.1986.
В
1984 Папа Иоанн Павел II и патриарх Сирийской
Церкви Мар Игнатий Закка I договорились
о взаимном открытом причастии для тех
верующих своих Церквей, которые по
уважительным причинам не могут принимать
участие в богослужении своей общины.
В
отношении протест, церк. общин в ККЦ
говорится следующее: «Церковные общины,
порожденные Реформацией, отделенные
от Католической Церкви по причине,
прежде всего, отсутствия таинства
священства, не сохранили в целости и
полноте сущности Таинство Евхаристии».
Именно поэтому евхаристическое общение
[т.е. И.] с этими общинами для Католической
Церкви невозможно» (п. 1400). В то же время
Методистская Церковь в 1954 разрешила
причащаться во время своих богослужений
всем крещеным христианам.
В
1975 Лютеранская Церковь Германии приняла
решение допускать к совершаемой в ней
Трапезе Господней всех крещеных христиан,
которые веруют в обетование Иисуса
Христа.
А.
Юдин
Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 293-295.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.
|
|
|
Сегодня Воскресенье, 22 Декабря Dominica IIII. Adventus Domini
Leocadie Virginis
Календарь
|