Интеркоммунион - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Интеркоммунион

Интеркоммунион (от лат. ititer — между, communio — причастие, причащение) — совместное участие в таинстве Евхаристии христиан (духовенства и мирян) различных Церквей, предварительно согласованное иерархами этих Церквей в соответствии с принципами экумен. диалога. В катол. богословии также употребляется термин -юбщение в таинствах (communicatio in sacris).

Декларация Смешанного комитета по делам католическо-протест. сотрудничества (1969) теоретически определила 3 возможные модели совместного причащения: 1) взаимное причащение — еще разделенные, но близкие по вероучению и структуре Церкви допускают к причастию верующих на основании юридического и фактического соглашения; 2) открытое причащение — к.-л. Церковь в одностороннем порядке и при определенных условиях разрешает причащаться членам др. Церкви; 3) совместное совершение Евхаристии священнослужителями различных Церквей с участием верующих этих Церквей.

К проблеме И. обратился II Ватиканский собор, отметив, что вопрос об общении в таинствах возникает в тех случаях, когда католики участвуют в к.-л. литург. обрядах или таинствах др. Церквей либо церк. общин. Говоря о практических путях и формах осуществления экуменизма, II Ватиканский собор подчеркнул, что «общение в таинствах нельзя считать средством, которое следует без разбора применять ради восстановления единства христиан» (UR 8). Однако «знаменование единства обычно запрещает прибегать к такому общению. Для стяжания благодати оно иногда желательно» (ibid.).

В документах II Ватиканского собора говорится, что все, «кто верует в Христа и должным образом принял крещение, находятся в определенном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном», и Католическая Церковь признает всех принявших крещение христиан «братьями в Господе» (UR 3). II Ватиканский собор определил, что в каждом конкретном случае вопрос о допущении И. решает местный епископ, за исключением тех случаев, когда И. запрещен конференцией епископов данной страны или Апост. Престолом. Дальнейшие уточнения в том, что касается условий допущения некатоликов к причащению в Католической Церкви, были сделаны в инструкции Секретариата по содействию единству христиан О некоторых случаях, в которых можно христиан других исповеданий допускать к Св. Причастию в Католической Церкви от 1.06.1972. Согласно учению II Ватиканского собора, христиане др. Церквей, если их евхарист. учение не противоречит вероучению Католической Церкви, могут принимать участие в Евхаристии в Католической Церкви в случаях угрозы для жизни, преследования, тюремного заключения, а также если они испытывают дух. потребность в причащении, но не имеют возможности обратиться к своей церк. общине (напр., по причине ее удаленности от места проживания). Это положение было подтверждено в Правиле по применению принципов и норм по экуменизму (1993) Папского Совета по содействию единству христиан, а также в KK1I (кап. 844 § 3-5). С согласия местного катол. епископа христиане-некатолики могут приступать к причастию во время таинства брака, совершаемого в Католической Церкви.

О Вост. Правосл. Церквях II Ватиканский собор говорит следующее: «Поскольку эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же — в силу апостольского преемства — священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны, определенное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (UR 15). Правило по применению принципов и норм по экуменизму уточняет, что «католик... может принимать таинство покаяния, Евхаристии и елеосвящения от священнослужителя какой-либо из Восточных Церквей всякий раз, когда это необходимо или когда это предполагает действительную духовную пользу, но при условии избежания опасности заблуждения и индифферентизма» (п. 123, ср. ΚΚП кан. 844 § 2). Соответственно, «католические священнослужители могут законно преподавать таинства покаяния, Евхаристии и елеосвящения членам Восточных Православных Церквей, которые обращаются к ним по собственной инициативе и соответствующим образом подготовились к принятию этих таинств» (п. 125). При этом оговаривается, что «в этих случаях следует также обращать внимание на нормы, существующие в Восточных Православных Церквях для их верующих, и избегать всякого, даже кажущегося прозелитизма» (там же). «Католик, желающий причаститься у восточных христиан законным образом, должен, насколько возможно, следовать восточной традиции и воздерживаться от причащения, если данная Церковь допускает к причастию только своих верующих, исключая всех остальных» (п. 124).

При условии согласия на И. иерархов Католической и Правосл. Церквей в будущем возможно открытое причащение, но пока такое соглашение не достигнуто.

Со стороны Русской Правосл. Церкви в определении Свящ. Синода от 16.12.1969 было сделано разъяснение о том, «что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется» (ЖМП 1 (1970), 5). В комментарии, данном митр. Никодимом (Ротовым), уточнялись мотивы такого обращения — болезнь, отсутствие возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей и др. причины, а также констатировалось, что «Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них» (ЖМП 5 (1970), 25). Однако в отношении католиков постановление о возможности приступать к таинствам в правосл. церквях было отменено Свящ. Синодом 29.07.1986.

В 1984 Папа Иоанн Павел II и патриарх Сирийской Церкви Мар Игнатий Закка I договорились о взаимном открытом причастии для тех верующих своих Церквей, которые по уважительным причинам не могут принимать участие в богослужении своей общины.

В отношении протест, церк. общин в ККЦ говорится следующее: «Церковные общины, порожденные Реформацией, отделенные от Католической Церкви по причине, прежде всего, отсутствия таинства священства, не сохранили в целости и полноте сущности Таинство Евхаристии». Именно поэтому евхаристическое общение [т.е. И.] с этими общинами для Католической Церкви невозможно» (п. 1400). В то же время Методистская Церковь в 1954 разрешила причащаться во время своих богослужений всем крещеным христианам.

В 1975 Лютеранская Церковь Германии приняла решение допускать к совершаемой в ней Трапезе Господней всех крещеных христиан, которые веруют в обетование Иисуса Христа.

А. Юдин

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 293-295.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 22 Декабря
    Dominica IIII. Adventus Domini
    Leocadie Virginis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 3198
    Сессий: 11
    Сейчас на сайте: 12





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024