Интеркоммунион - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Интеркоммунион

Интеркоммунион (от лат. ititer — между, communio — причастие, причащение) — совместное участие в таинстве Евхаристии христиан (духовенства и мирян) различных Церквей, предварительно согласованное иерархами этих Церквей в соответствии с принципами экумен. диалога. В катол. богословии также употребляется термин -юбщение в таинствах (communicatio in sacris).

Декларация Смешанного комитета по делам католическо-протест. сотрудничества (1969) теоретически определила 3 возможные модели совместного причащения: 1) взаимное причащение — еще разделенные, но близкие по вероучению и структуре Церкви допускают к причастию верующих на основании юридического и фактического соглашения; 2) открытое причащение — к.-л. Церковь в одностороннем порядке и при определенных условиях разрешает причащаться членам др. Церкви; 3) совместное совершение Евхаристии священнослужителями различных Церквей с участием верующих этих Церквей.

К проблеме И. обратился II Ватиканский собор, отметив, что вопрос об общении в таинствах возникает в тех случаях, когда католики участвуют в к.-л. литург. обрядах или таинствах др. Церквей либо церк. общин. Говоря о практических путях и формах осуществления экуменизма, II Ватиканский собор подчеркнул, что «общение в таинствах нельзя считать средством, которое следует без разбора применять ради восстановления единства христиан» (UR 8). Однако «знаменование единства обычно запрещает прибегать к такому общению. Для стяжания благодати оно иногда желательно» (ibid.).

В документах II Ватиканского собора говорится, что все, «кто верует в Христа и должным образом принял крещение, находятся в определенном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном», и Католическая Церковь признает всех принявших крещение христиан «братьями в Господе» (UR 3). II Ватиканский собор определил, что в каждом конкретном случае вопрос о допущении И. решает местный епископ, за исключением тех случаев, когда И. запрещен конференцией епископов данной страны или Апост. Престолом. Дальнейшие уточнения в том, что касается условий допущения некатоликов к причащению в Католической Церкви, были сделаны в инструкции Секретариата по содействию единству христиан О некоторых случаях, в которых можно христиан других исповеданий допускать к Св. Причастию в Католической Церкви от 1.06.1972. Согласно учению II Ватиканского собора, христиане др. Церквей, если их евхарист. учение не противоречит вероучению Католической Церкви, могут принимать участие в Евхаристии в Католической Церкви в случаях угрозы для жизни, преследования, тюремного заключения, а также если они испытывают дух. потребность в причащении, но не имеют возможности обратиться к своей церк. общине (напр., по причине ее удаленности от места проживания). Это положение было подтверждено в Правиле по применению принципов и норм по экуменизму (1993) Папского Совета по содействию единству христиан, а также в KK1I (кап. 844 § 3-5). С согласия местного катол. епископа христиане-некатолики могут приступать к причастию во время таинства брака, совершаемого в Католической Церкви.

О Вост. Правосл. Церквях II Ватиканский собор говорит следующее: «Поскольку эти Церкви, хотя и отделенные от нас, обладают истинными таинствами, особенно же — в силу апостольского преемства — священством и Евхаристией, посредством которых они и поныне теснейшим образом с нами связаны, определенное общение в таинствах, при подходящих обстоятельствах и с одобрения церковной власти, не только возможно, но даже желательно» (UR 15). Правило по применению принципов и норм по экуменизму уточняет, что «католик... может принимать таинство покаяния, Евхаристии и елеосвящения от священнослужителя какой-либо из Восточных Церквей всякий раз, когда это необходимо или когда это предполагает действительную духовную пользу, но при условии избежания опасности заблуждения и индифферентизма» (п. 123, ср. ΚΚП кан. 844 § 2). Соответственно, «католические священнослужители могут законно преподавать таинства покаяния, Евхаристии и елеосвящения членам Восточных Православных Церквей, которые обращаются к ним по собственной инициативе и соответствующим образом подготовились к принятию этих таинств» (п. 125). При этом оговаривается, что «в этих случаях следует также обращать внимание на нормы, существующие в Восточных Православных Церквях для их верующих, и избегать всякого, даже кажущегося прозелитизма» (там же). «Католик, желающий причаститься у восточных христиан законным образом, должен, насколько возможно, следовать восточной традиции и воздерживаться от причащения, если данная Церковь допускает к причастию только своих верующих, исключая всех остальных» (п. 124).

При условии согласия на И. иерархов Католической и Правосл. Церквей в будущем возможно открытое причащение, но пока такое соглашение не достигнуто.

Со стороны Русской Правосл. Церкви в определении Свящ. Синода от 16.12.1969 было сделано разъяснение о том, «что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется» (ЖМП 1 (1970), 5). В комментарии, данном митр. Никодимом (Ротовым), уточнялись мотивы такого обращения — болезнь, отсутствие возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей и др. причины, а также констатировалось, что «Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них» (ЖМП 5 (1970), 25). Однако в отношении католиков постановление о возможности приступать к таинствам в правосл. церквях было отменено Свящ. Синодом 29.07.1986.

В 1984 Папа Иоанн Павел II и патриарх Сирийской Церкви Мар Игнатий Закка I договорились о взаимном открытом причастии для тех верующих своих Церквей, которые по уважительным причинам не могут принимать участие в богослужении своей общины.

В отношении протест, церк. общин в ККЦ говорится следующее: «Церковные общины, порожденные Реформацией, отделенные от Католической Церкви по причине, прежде всего, отсутствия таинства священства, не сохранили в целости и полноте сущности Таинство Евхаристии». Именно поэтому евхаристическое общение [т.е. И.] с этими общинами для Католической Церкви невозможно» (п. 1400). В то же время Методистская Церковь в 1954 разрешила причащаться во время своих богослужений всем крещеным христианам.

В 1975 Лютеранская Церковь Германии приняла решение допускать к совершаемой в ней Трапезе Господней всех крещеных христиан, которые веруют в обетование Иисуса Христа.

А. Юдин

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 293-295.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024