К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Григорий Великий
Григорий I Великий (Gregorius Magnus), св. - Папа Римский (3.09.590-12.03.604), Учитель Церкви, писатель и богослов, один из четырех зап. Отцов Церкви; род. ок. 540, Рим, ум. там же.
Жизнь и деятельность. Г. родился в аристократической семье, принадлежавшей к одному из самых знатных сенаторских родов. Его прапрадед, св. Феликс II, также был Римским Папой. Г. получил хорошее образование и, поступив на гос. службу, сделал блестящую карьеру, став в возрасте ок. 30 лет префектом Рима - высшим должностным лицом в городе. Но ок. 574-575 он оставил службу и принял монашество, а на полученное наследство основал 6 монастырей на Сицилии, а также превратил в монастырь свой дом в Риме, где сам стал простым монахом. Ок. 578-579 он был посвящен в диаконы и вскоре назначен апокрисиарием в Константинополь, откуда вернулся в конце 585 или нач. 586 и стал ближайшим помощником Папы Пелагия II. В 590 был избран на Римский престол (впервые Папой стал монах).
Свой понтификат Г. начал с установления строгой дисциплины в Рим. Церкви. Огромное внимание он уделял патримонию св. Петра и благодаря налаженной им высокоэффективной хозяйственной деятельности и четкой организационной структуре управления смог кормить бедных во время голода, создавать приюты и больницы, а в воен. время - организовать оборону Италии, что стало его первоочередной задачей в связи с нашествием лангобардов. Помимо принятия срочных мер по укреплению обороны, главным для него было стремление урегулировать отношения с лангобардами дип. путем, но заключению мирного договора препятствовало визант. правительство, которое в то же время не направляло достаточно войск для защиты своих италийских владений, в состав которых в VI-VIII вв. входил и Рим. И только в конце понтификата Г. восторжествовала проводимая им политика мирного сосуществования с лангобардами.
Поддерживая развитие монашества, Г. выступил с критикой эдикта визант. императора Маврикия (582-602), запрещавшего принятие монашества военными и гос. служащими. Отношения с Византией у Г. осложнились также из-за присвоения Константинопольским патр. Иоанном IV Постником титула "Вселенский". Протестуя против этого, сам Г. стал именовать себя "рабом рабов Божиих" (servus servorum Dei).
Большое внимание Папа уделял викариатам Рим. Церкви, он вел обширную переписку с епископами, аббатами, королями и управляющими хозяйственными структурами Патримония, расположенными в разных странах. Таким образом, Г. активно способствовал созиданию фундамента единой христ. Европы. В 596 он направил миссию в Англию во главе с рим. аббатом Августином (Августин Кентерберийский), и благодаря ее успешной деятельности англ. Церковь вошла в непосредственную юрисдикцию еп. Рима.
Сочинения.
Лит. наследие Г. весьма обширно. Не имея склонности к отвлеченному мышлению, в области богословия и философии он был не оригинальным мыслителем, а скорее популяризатором идей св. Августина. Направленность творчества Г. совпадала с дух. устремлениями эпохи, и потому его соч. пользовались необычайной популярностью и оказали огромное влияние на ср.-век. лит-ру. Хотя целью творчества Г. было создание новой христ. лит-ры, его отношение к античной культуре не было негативным, и легенды, появившиеся в XII в., о сожжении им Палатинской библиотеки, разрушении скульптур и пр. лишены ист. достоверности. Что же касается образования, то оно, по мнению Г., должно было быть непременным условием деятельности священника (Regula pastorialis I, 1).
Центр. место в творчестве Г. занимают проблемы человеч. бытия. Постоянно присутствующая на страницах его книг обращенность к вечности никогда не доходила у него до безразличия к жизни настоящей, к страданию и горю других людей. Ободрить побежденных лангобардами италийцев было одной из целей сочинений Г.
Moralia, или Expositio in librum beati Job (Толкования на книгу праведного Иова) - первая и самая большая по объему книга, начатая в 580-х в Константинополе, - содержит мистические толкования библ. текста, на основании которых выстраиваются нравственные поучения. Homiliae in Evangelium (Гомилии на Евангелие, 590-592) - сборник, состоящий из 40 проповедей на еванг. сюжеты в жанре постиллы. Сборник Homiliae in Hiezechihelem prophetam (Гомилии на пророка Иезекиля, кон. 593 - нач. 594) содержит аллегорические толкования библ. текста, а также драматические размышления о судьбе Рима, утратившего положение столицы мира. Liber regulae pastoralis (Пасторское правило, нач. 590-х) представляет собой наставление священникам и епископам и содержит требования, предъявляемые к кандидатам на священство, а также практические советы по ведению пастырской работы. Еще при жизни Г. это соч. было переведено на греч. яз. Анастасием II, патр. Антиохийским. Dialogi de vita et miraculis Patrum Italicorum et de aeternitate animarum (Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии душ, 593-594) - первый зап. патерик, содержащий жития святых, размышления метафиз. характера о бессмертии души (в т.ч. учение о чистилище) и рассказы о загробном мире, послужившие импульсом для обширной лит-ры в жанре видений, венцом которой стала Божественная Комедия Данте. Registrum epistolarum (Собрание писем) состоит из 848 посланий по различным вопросам, от инструкций по ведению хозяйственной деятельности до искренних и задушевных писем близким друзьям. Г. приписывается также авторство 3 литург. сборников: Liber sacramentorum (Сакраментарий), Liber antiphonarum (Антифонарий) и Liber responsalis (Респонсал). Тот факт, что Г. занимался литург. и церк. пением (его имя носит григорианский хорал), не вызывает сомнения, но установить, насколько близки тексты дошедших до нас вышеуказанных литург. сборников тем текстам, которые были составлены самим Г., не представляется возможным, т.к. эти сборники были впоследствии отредактированы и дополнены, а древнейшие их списки восходят к IX-X вв.
Г., получивший на Руси имя "Двоеслов" (греч. ὁ Διάλογος) по самому знаменитому своему соч. Диалоги, стал одним из самых известных в России Римских пап. Диалоги были переведены еще в Великой Моравии учениками св. Мефодия, став одним из первых произведений на слав. яз. Кроме этого, фрагменты сочинений Г. вошли в состав различных древнерус. сборников (Прологи, Минеи-Четии). В позднее Средневековье тексты Г. входили в рус. лит-ре через переводные лат. сборники (Великое зерцало, Златой бисер), в кон. XVII в. Симеон Полоцкий осуществил перевод Пастырского правила. В XIX в. значительная часть сочинений Г. была переведена на рус. яз., появилась обширная науч. лит-ра, посвященная его деятельности и творчеству. Г. приписывалось авторство литургии преждеосвященных даров, которая ему в действительности не принадлежит.
Почитание. Сразу же после смерти Г. распространилось его почитание. Исидор Севильский восхвалял его ученость (De viris illustribus XL, 53), а Ильдефонс Толетанский - святой образ жизни, красноречие и мудрость (Liber de viris illustribus)/ Подобное восхищение святостью и ученостью Г. содержится и у Иоанна Дамаскина (Oratio de his qui in fade dormiunt 16). Гробница Г. в 654 была перенесена в посвященный ему алтарь в соборе Св. Петра. В 1606 Папа Павел V поместил мощи Г. под новым алтарем базилики.
В XII в. в честь Г. был сочинен гимн Fulget in caelis. В 1831 Папа Григорий XVI учредил "Орден св. Григория", который давали за особые заслуги перед Св. Престолом. В 1990 Папа Иоанн Павел II издал апост. послание, посвященное 1400-й годовщине избрания Г. Папой.
В Римском мартирологе память Г. - 12 марта; под той же датой Г. поминается и в синаксариях Вост. Церквей. С 1696 память Г. отмечается в Католической Церкви 3 сент. (день избрания Папой). В Русской Правосл. Церкви память Г. - 12 марта.
Иконография. Наиболее часто изображения Г. встречаются в итал. и нем. искусстве. Его представляют пожилым мужчиной, в папском либо монаш. облачении, с голубем (символ Св. Духа), книгой или свитком, а также с в.-з. праведником Иовом (Книгу Иова он комментировал) либо им. Траяном (которого он, по легенде, своими молитвами вызволил из ада) у ног Г. К самым ранним изображениям Г. относятся: диптих нач. VI в в Монсе; икона на внутр. стороне Диптиха Боэция (рубеж VII-VIII вв., Христ. музей, Брешиа); фреска 705-707 в церкви Санта Мария Антиква в Риме. С атрибутами писателя Г. изображен на фресках в мон. Сакро Спеко (1228, Субиако) и в церкви Св. Клары в Равенне (XIV в., ныне - в Нац. музее, Равенна); на картине Ф. Сурбарана (XVII в., Музей провинции, Севилья) Г. представлен в папском облачении; на миниатюре в Codex Monacensis (XIII в., Баварская гос. библиотека, Мюнхен) - сочиняющим музыку с помощью монохорда. В групповых композициях образ Г. встречается реже (М. Пахер, Алтарь Отцов Церкви, 1482-83), Старая пинакотека, Мюнхен).
В. Задворный
Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1439-1443.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.