К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Григорианский календарь
Григорианский календарь - система летоисчисления, определенным образом задающая порядок чередования простых лет, содержащих 365 дней, и високосных (по 366 дней). Назван по имени введшего его Папы Григория XIII. Г.к. относится к разряду солнечных календарей, которые за основу измерения времени берут тропический год, т.е. промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнцем точки весеннего равноденствия. Для календарей, основанных на солнечном цикле, желательно, чтобы день весеннего равноденствия приходился на одну и ту же дату (напр., 21 марта). Но продолжительность тропического года не соответствует целому числу дней, а равна приблизительно 365,2422 суток, или 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунт, поэтому число дней в календарном году может быть 365 или 366. В юлианском календаре, введенном в 46 до н.э. римским имп. Юлием Цезарем, после трех обычных лет следует один високосный, поэтому средняя продолжительность года равна 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. Из-за этой разницы за 128 лет набегает ошибка в одни сутки, поэтому день весеннего равноденствия постепенно смещается и приходится на более ранние даты.
Для Церкви дата весеннего равноденствия имеет большое значение, поскольку к этому дню привязан расчет даты Пасхи. Согласно постановлению I Никейского собора (325), Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия. В правилах расчета пасхалий, выработанных в IV в., днем весеннего равноденствия считалось 21 марта. Но со временем реальное равноденствие все больше удалялось от этой даты. так, в 1582 Солнце проходило через точку весеннего равноденствия уже 11 марта. По этой причине Пасха, традиционно весенний праздник, постепенно сдвигалась на лето. К XVI в. этот сдвиг стал столь очевидным, что Католическая Церковь приступила к разработке календарной реформы; Папой Григорием XIII была создана специальная комиссия с целью проведения точных астрон. наблюдений, и в 1579 была основана Ватиканская обсерватория. В основу предложенного на утверждение Папы Григория XIII календаря легло правило чередования обычных и високосных лет, разработанное итал. математиком Луиджи Лилио. Он предложил считать високосным, как и в юлианском календаре, каждый четвертый год, порядковый номер которого делится на 4 без остатка, за исключением годов,завершающих столетие, число сотен в которых не делится без остатка на четыре (1700, 1800, 1900, 2100 и т.д.). В этом случае на каждые 400 лет приходится не 100 високосных, а только 97, а средняя продолжительность года будет 365.2425 суток, что только на 0.0003 суток, или на 26 секунд, больше продолжительности тропического года. Ошибка в сутки при таком календаре набегает лишь за 3300 лет.
Новый календарь был введен специальной буллой Папы Григория XIII Inter gravissimas от 24.02.1582, в которой с целью вернуть весеннее равноденствие на 21 марта предписывалось изъять из года десять дней, в связи с чем день после 4.10.1582 имел дату 15.10.1582. Порядок дней недели при этом оставался неизменным. Кроме того, в своей булле Папа указал новый порядок следования високосных лет, а также приведенные в большее согласие с астрон. наблюдениями правила расчета пасхалий. В честь этого события была выпущена специальная медаль, на одной стороне которой изображен Папа Григорий XIII, а на другой - знак созвездия Овна.
Календарная реформа породила много сопров. Многие протестанты, хотя и признавали неточность юлианского календаря, не могли принять реформу, инициированную Папой Римским. По этой причине во многих протест. странах новый стиль был принят не в 1582, а в XVII-XVIII вв. В правосл. странах переход на Г.к. произошел лишь в XX в. В России Г.к. введен в советское время (декрет Совнаркома от 1.02.1918). Русская и некоторые др. Правосл. Церкви (напр., Сербская и Иерусалимская) и в наст. время пользуются юлианским календарем и старыми правилами расчета даты Пасхи, хотя Г.к. принят сейчас всеми гос-вами в качестве единого всемирного календаря. В XX-XXI вв. различие двух календарей составляет уже 13 дней.
Д. Дроздова
Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1431-32.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.