К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Год литургический
Год литургический (лат. annus liturgicus) - замкнутый временной цикл, определяющий литургическую (а также во многом общественную и частную) рел. жизнь христиан в течение года. Христова Церковь продолжает в.-з. традицию, в рамках которой соблюдались ежегодно повторявшиеся праздники и иные священные периоды времени для благодарного увековечения спасительных деяний Бога. Основной смысл христ. Г.л. состоит в освящении повседневного течения ист. времени Церковью (прежде всего, ее богослужением) посредством раскрытия различных аспектов единой Пасхальной тайны Христа (поэтому вершиной и центром Г.л. является Пасха). Христианский литург. календарь сочетает в себе принципы двух календарей - римского солнечного (реформированного в 46 до н.э. Юлием Цезарем и в 1582 Папой Григорием XIII), и европейского лунно-солнечного. Первому соответствуют дни неподвижного годового цикла, второму - подвижного.
Изучением Г.л. и его отдельных составляющих в контексте общего процесса формирования церк. календаря занимается эортология (досл. "праздниковедение") - вспомогательная ист. дисциплина, один из разделов литургики.
Происхождение христианского Г.л.
Поскольку ранняя Церковь сформировалась преимущественно в русле иудеохрист. традиции, вначале во многом она использовала иуд. календарь, основу которого составляла семидневная неделя с особым празднованием субботы как дня Господня, а также деление года на месяцы, четко соответствующие лунным месяцам и начинающиеся в новолуние.
Центр иуд. календаря составляет празднование Пасхи (евр. "Песах"), в 14-й день месяца нисана, в память о важнейшем событии в.-з. истории - избавлении Израиля от егип. рабства (Исх 12, 14-20). С Пасхой тесно связан праздник, отмечаемый ежегодно на 50-й день после Пасхи (отсюда его название Пятидесятница) в память о заключении завета между Богом и Его народом на горе Синай (Исх 24).
Для первых поколений христиан совпадение двух событий почитаемой ими свящ. истории (искупительной смерти и воскресения Христа и сошествия Святого Духа) с праздниками иуд. календаря (соответственно, Пасхи и Пятидесятницы) обусловило сохранение самих этих праздников с их названиями при наполнении их новым содержанием. Помимо этого, факт воскресения Христа "в первый день недели" позволил сделать этот день (воскресенье) еженедельным празднованием главного для христиан спасительного события, вначале дополнявшим собою в.-з. субботу как день Господень, а со временем заменившим ее.
Становление Г.л. в христианском мире
Сведения о Г.л. в доконстантиновскую эпоху позволяют предположить, что, помимо еженедельного празднования воскресного дня, число праздников было весьма невелико. Кроме Пасхи (включавшей в себя воспоминание предсмертных страданий, смерти и воскресения Христа) и Пятидесятницы, известно также о праздновании в Египте Богоявления (в январе) как дня Крещения Господня (первые сведения об этом относятся к рубежу I-III вв.).
Довольно рано появился пост перед Пасхой, однако известно, что во II в. он длился всего 2-3 дня и только к началу IV в. увеличился до сорокадневного, получившего название Четыредесятницы, или, позже, Великого поста. Есть сведения о том, что основное предназначение этого периода состояло в подготовке катехуменов к таинству крещения, совершавшемуся в пасхальную ночь.
Помимо этого в отд. регионах почитались как особые праздники дни кончины местных мучеников (по-латыни эти дни назывались dies natalis - "день рождения", т.е. мученическая смерть рассматривалась как рождение для неба).
Со времени утверждения христианства в качестве офиц. религии Римской империи Г.л., как и культ в целом, начал усложняться. Особым местом его развития стали крупные города, в первую очередь - Иерусалим, который превратился в важнейшее место паломничеств, а также Рим и Константинополь.
Празднование Рождества Христова возникло в Риме в IV в., когда на Востоке уже существовал праздник, посвященный явлению Христа в мир (Богоявлению) и отмечавшийся 6 янв. (этот праздник в первую очередь понимался там как память Крещения Господня, в некоторых местных Церквах, в т.ч. в Иерусалимской, он включал в себя и воспоминание Рождества Спасителя). Постепенно Восток заимствовал с Запада Рождество Христово как самостоятельный праздник, отмечаемый 25 декабря; в VI в. он закрепился почти на всем Востоке, а Богоявление стало там исключительно воспоминанием Крещения Господня. На Западе, в свою очередь, уже с V в. Богоявление ассоциируется сразу с тремя еванг. событиями: явлением Вифлеемской звезды, за которым последовало поклонение волхвов Богомладенцу, крещением Иисуса и Его первым чудом в Кане Галилейской. Наметившийся еще в IV в. обычай предварять Рождество периодом подготовки постепенно закрепился на Западе в виде Адвента, а на Востоке - Рождественского поста.
В Иерусалиме к кон. IV в. сформировалось сложное богослужение дней Великой (Святой, или Страстной) недели, посредством которого совершалось литург. воспоминание событий последних дней земной жизни Иисуса Христа; одновременно формировалась литург. практика празднований, связанных с Пасхой (в т.ч. праздника Воздвижения Господня на 40-й день после Пасхи). Эти богослужебные воспоминания довольно быстро распространились из Иерусалима по всему христ. миру, приобретая в каждом его регионе самостоятельные особенности. В это же время в Иерусалиме возник обычай празднования Сретения Господня.
Таким образом, в эпоху раннего Средневековья во всем христ. мире Г.л. уже фокусировался вокруг двух полюсов: тайны Боговоплощения и явления в мир Сына Божия и тайны искупительных страданий, смерти и воскресения Христа.
В V-VI вв. стали отмечаться праздники Благовещения и Успения Пресв. Богородицы. В это же время расширился и круг почитаемых в некоторых местных Церквях святых: к мученикам добавились исповедники, девы и аскеты; со временем их дополнили и др. подвижники, дни памяти которых включались в местные календари.
В VI-VIII вв. число празднуемых в различных местных Церквах событий заметно увеличилось. К ним относятся события земной жизни Иисуса Христа (Обрезание Господне, Преображение Господне и др.) и Богородицы (Рождество Пресв. Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы), а также ветхозаветной, церк. и гос. (преимущественно визант.) истории; особое место принадлежит воспоминанию чудес и чудесных явлений.
На исходе раннего Средневековья заметную роль в развитии Г.л. начали играть отд. монастыри.
Складывавшиеся в течение I тысячелетия в каждом из литург. обрядов и в традициях различных местных Церквей особенности структуры Г.л. и отд. его элементов закрепились в эпоху Средневековья.
К VIII в. вокруг многих праздников сложился комплекс подготавливающих и продолжающих их дней. Помимо постов, предваряющих отд. праздники, перед некоторыми из них сформировался предпраздничный литург. период. Канун праздника стал называться навечерием (лат. vigilia). Само же празднование могло продолжаться неск. дней. Восьмидневные празднования некоторых важных дней календаря получили ко времени зрелого Средневековья особое распространение на Западе, где стали называться октавой праздника.
Тогда же литург. празднования стали различаться по степени важности, а их ранги - отмечаться в некоторых богослужебных книгах.
В визант. обряде в эпоху Средневековья окончательно сформировалась структура Г.л., сохраняющаяся по сей день в Правосл. Церкви и в Католических Церквах визант. обряда. Календарные реалии Г.л. распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Для дат юлианского календаря (используемого, в частности, Русской Правосл. Церковью) по отношению к современному - григорианскому, или "гражданскому" - необходима поправка: n + 13 дней (для XX-XXI вв.). Началом неподвижного годового цикла является 1 сент. по "старому стилю".
Структуру подвижного цикла Г.л. определяет пасхальный цикл - особый календарно-литург. период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является Пасха. Предшествующий ей покаянный период состоит из трех подготовительных недель (седмиц) к Великому посту, Святой четыредесятницы (сорокадневного поста, завершающегося накануне Лазаревой субботы) и Страстной седмицы. Праздничный период продолжается семь недель - от Пасхи до Пятидесятницы, носящей также название праздника Пресвятой Троицы (традиционно к нему примыкают еще две недели после Пятидесятницы). После Пятидесятницы начинается т.н. пятидесятничный цикл, который заканчивается уже в следующем календарном году перед первой подготовительной неделей Великого поста, а она, в свою очередь, является началом нового пасхального цикла.
Важнейшие праздники, определяющие ритм и временное членение Г.л., - Пасха и двунадесятые праздники. Вторую ступень в годовой иерархической лестнице занимают т.н. великие праздники. К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.), Обрезание Господне (1 янв.), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), праздник первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня), Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.), а также, согласно некоторым старым календарям, Преставление ап. Иоанна Богослова (26 сент.), память св. Николая Мирликийского (6 дек.) и перенесение его мощей (9 мая).
Многочисл. другие дни церк. календаря посвящены памяти святых, знаменательных событий в.-з. и христ. истории, явлений чудотворных икон, открытия или перенесения мощей. Есть также празднования в честь ангелов (общий праздник Небесных сил бесплотных - 8 нояб.).
В Типиконе предусматривается градация всех празднований по пяти разрядам - по степени торжественности совершения их богослужений. Престольный праздник любого храма приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща "местночтимым" праздникам, на общецерковном уровне имеющим скромный литург. статус.
Половина Г.л. занята постами, представляющими наследие древних монаш. традиций. К ним принадлежат четыре многодневных поста: Великий пост, Петров пост (начинается с понедельника после праздника Всех святых и заканчивается накануне праздника апп. Петра и Павла, поэтому может продолжаться, в зависимости от времени окончания пасхального цикла, от восьми дней до семи недель), Успенский пост (с 1 по 14 авг.), Рождественский пост (с 15 нояб. по 24 дек.). К однодневным постам относятся среда и пятница в течение года за исключением некоторых недель (т.н. сплошных седмиц) и Святок (двухнедельного периода начиная с Рождества Христова), а также Крещенский сочельник (5 янв.), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.) и Воздвижения Креста Господня (14 сент.).
Богослужебные тексты каждого дня Г.л. содержатся в Минее Служебной (для неподвижных праздников) и Триоди Постной и Цветной (для подвижных), а также в изданиях служб отд. праздникам.
Г.л. в лат. обряде от Средневековья до литург. реформы II Ватиканского собора
К эпохе зрелого Средневековья на Западе сложилась система церк. календаря, в целом сходная с византийской - в частности в сочетании неподвижного и подвижного циклов. Г.л. начинался с Адвента, предваряющего Рождество Христово (исчисление этого периода варьировалось в зап. литургических обрядах; в лат. обряде он начинался с воскресенья, ближайшего к дню св. ап. андрея - 30 нояб., и включал 4 воскресенья). Одно или два воскресенья "после Рождества" образовывали переход от Рождества к празднику Богоявления, от которого начинали исчисляться воскресенья "после Богоявления", заполнявшие промежуток между ним и периодом, подготавливающим к Пасхе. Определенные даты начала этого периода непосредственно зависело от даты Пасхи. Он состоял из 2 этапов: предначинательного (который начинался с воскресенья, называвшегося Septuagesima, и включал в себя еще 2 воскресенья, Sexagesima и Quinquagesima), перед Великим постом, и собственно Великого поста, который начинался с Пепельной среды (среда после Quinquagesima) и заканчивался последним днем Святой недели, включая в себя 6 воскресений. Всему этому периоду было свойственно особое, покаянное, литург. оформление. Праздник Пасхи (начинавшийся утром дня Воскресения Христова) открывал новый литург. период, включавший 5 воскресений "после Пасхи" и подводивший к празднику Пятидесятницы. Воскресенья между Пятидесятницей и Адвентом именовались воскресеньями "после Пятидесятницы". Ряд праздников, появившихся позже других, определялся в зависимости от даты Пятидесятницы: это праздник Пресвятой Троицы (с XIV в. ставший самостоятельным празднованием), праздник Тела Христова (в четверг после праздника Троицы), возникший в XIII в и вошедший в общецерковный обиход в XIV в.; праздник Сердца Иисуса, введенный в общецерк. почитание только в XIX в.
Праздники в честь событий земной жизни Христа и Богородицы в Зап. Церкви в осн. были те же, что и в Вост. Церкви, и, как правило, совпадали с ними по дате. Однако некоторые празднования не обнаруживали параллелей в визант. церк. календаре - напр., Посещение Пресв. Девой Марией Елизаветы, праздник в честь Святого Семейства и др.
Дни памяти святых, воспоминания чудесных явлений и иных знаменательных событий сильно варьировались в календарях различных местных Церквей и монаш. орденов. Проводя в XVI в. реформу литург. книг и календаря, Тридентский собор составил календарь празднований, обязательных для общецерк. почитания, и допустил сохранение собственных празднований, закрепленных в "частных" календарях епархий, монаш. орденов и конгрегаций.
Среди дней календаря выделялись праздники (duplex) и "простые дни" (simplex). Праздники, в свою очередь, подразделялись на 5 рангов. Каждый литург. день начинался с вечерни, которая совершалась вечером накануне календарной даты. В отличие от "простого дня", праздник заканчивался не к вечеру данного дня, а к полуночи (имея т.о. вторую вечерню). С веками заметна тенденция к увеличению общего числа праздников. Так, если в Римском бревиарии изд. 1568 их было 149, то в нач. XX в. их стало 280.
Богослужебные тексты Святой мессы каждого дня Г.л. содержались в миссале, а часовых служб - в бревиарии.
Г.л. в лат. обряде после литург. реформы II Ватиканского собора
Основной целью литург. реформы II Ватиканского собора было открытие возможностей более активного и деятельного участия верующих в богослужении.
Еще в XIX в. необходимость реформы осознали некоторые литургисты, в т.ч. о. П. Геранже, который своими исследованиями и популяризаторской деятельностью пытался способствовать осмыслению верующими различных времен Г.л.: его книга L'Annee liturgique (Литургический год), переведенная на многие языки, послужила дальнейшему развитию исследований в этой области, а также оживлению литург. жизни в катол. странах.
В нач. XX в. важным импульсом для дальнейших реформ явилась деятельность Папы Пия X, направленная на развитие литург. благочестия.
Первым радикальным шагом в деле реформирования Г.л. стало решение Папы Пия XII в 1951 восстановить в Зап. Церкви торжественную службу навечерия Пасхи в пасхальную ночь.
В дальнейшем на II Ватиканском соборе был разработан целый ряд рекомендаций по реформированию Г.л. (102-111).
В 1969 были выработаны Общие нормы для литургического года и общий Римский календарь, с 1970 составляющие часть реформированного Римского миссала.
Основную единицу литург. времени по-прежнему составляет литург. день, который освящается богослужением Церкви (прежде всего Евхаристией и Литургией часов). В недельном круге особое место принадлежит воскресному дню: каждое воскресенье является праздничным днем, посвященным Пасхальной тайне. Литург. празднования подразделяются на 3 ступени: торжество (sollemnitas), праздник (festum) и память (memoria). Несмотря на заметное упрощение календаря, Пасха и Рождество Христово празднуются с октавой; сохранены также навечерия некоторых торжеств, которые начинаются с первой вечерни накануне.
Собственно годичный круг построен таким образом, что в нем выделяются 4 осн. периода (т.н. литургические времена), посвященные двум важнейшим тайнам Христовым: явлению Христа в мир и Его искупительному подвигу. Первому посвящено Рождественское время, второму - Пасхальное. Каждому из этих двух периодов предшествует свой подготовительный период: это, соответственно, Адвент и Великий пост.
Г.л. начинается с 1-го воскресенья Адвента (воскресенье, ближайшее к 30 нояб.). Адвент, открывающийся первой вечерней этого литург. дня и заканчивающийся к вечеру 24 дек., когда наступает Рождественский сочельник, представляет собой период подготовки к празднованию Рождества.
Рождественское время посвящено празднованию памяти пришествия в мир Спасителя, тайн Его детства и жизни вплоть до крещения, ознаменовавшего начало Его мессианского служения. Рождественское время начинается с торжества Рождества Христова и длится до праздника Крещения Господня включительно (воскресенье после 6 янв.). В этот период входят праздник Святого Семейства (1-е воскресенье после Рождества), торжество Пресвятой Богородицы Марии (1 янв.) и торжество Богоявления (6 янв.).
Дата начала Великого поста варьируется в зависимости от даты Пасхи. Великий пост длится неполных 44 дня с Пепельной среды до начала вечерней мессы Великого четверга. С последнего воскресенья Великого поста (Вербное воскресенье) начинается Страстная неделя, посвященная воспоминанию Страстей Христа, начиная с Его мессианского входа в Иерусалим.
Вершиной годичного круга является Пасха. Дни, посвященные непосредственному воспоминанию искупительных страданий и воскресения Христа, от вечера Великого четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, до дня Воскрсения Христова включительно, называются Пасхальным триденствием; в свою очередь, их средоточием является навечерие Пасхи, совершаемое в Пасхальную ночь.
Входящие в Пасхальное триденствие последние дни Страстной недели занимают промежуточное положение между Великим постом и Пасхальным временем.
Собственно Пасхальное время, продолжающееся 50 дней от дня Воскресения Христова до Пятидесятницы, посвящено воспоминанию тайны воскресения Иисуса Христа. Особое значение придается первым восьми дням (каждый из которых имеет ранг торжества). На 40-й день после Пасхи празднуется торжество Вознесения Господня.
Каждое из названных основных литург. времен имеет собственные литург. особенности.
Все дни, не входящие в эти 4 периода, представляют собой Рядовое (или Обычное) время. Рядовое время занимает неполные 33 или 34 недели. Оно длится от понедельника после праздника Крещения Господня до вторника накануне Пепельной среды и возобновляется в понедельник после Пятидесятницы, продолжаясь вплоть до наступления вечера накануне 1-го воскресения Адвента. Последнее воскресенье Рядового времени - торжество Христа - Царя Вселенной. Есть также ряд празднований, которые, находясь в пределах Рядового времени, остаются привязанными к пасхальному циклу: это торжества Пресвятой Троицы, Пресвятых Тела и Крови Христа, а также Пресвятого Сердца Иисуса.
Помимо этого, Г.л. в календаре Рим. Церкви содержит немалое количество других празднований.
Отдельным Церквям предоставлена довольно широкая свобода приспособления церк. календаря к местным особенностям по пастырским соображениям. Конференции епископов полномочны вносить на своей территории незначительные изменения в календарь. В отдельных Церквах и различных монаш. орденах и конгрегациях действуют "частные" календари, содержащие дни воспоминания собственных святых и достопамятных событий.
Богослужебные тексты Святой мессы каждого дня Г.л. содержатся в Римском миссале, библ. чтения - в Лекционарии, а тексты часовых служб - в книге Литургия часов.
Ю. Рубан, П. Сахаров
Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1341-1349.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.