Гимн - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Гимн

Гимн (греч. υμνος, лат. hymnus) - 1) песнь рел. содержания, предназначенная, в частности, для молитвы или богослужения (Г. часто называют также хвалебную песнь); 2) особый музыкально-поэтический жанр в западнохрист. традиции.

1) Г. были широко распространены в в.-з. традиции, из которой их изначально заимствовало христианство. В каноне ВЗ к Г. относятся многочисл. псалмы (Псалтирь) и библ. песни (Исх 15, 1-19; Втор 32, 1-43; Суд 5, 2-31; 1 Цар 2, 1-11; Ис 26; 38, 10-20; Авв 3, 1-19; Ион 2, 3-10; Дан 3, 24-45, 52-90 и др.); к ним примыкают по жанровым и лексическим особенностям н.-з. Песнь Богородицы (Лк 1, 46-55), Песнь Захарии (Лк 1, 68-79) и Песнь Симеона (Лк 2, 29-32), а также Ангельское славословие (Лк 2, 14). По-видимому, уже с первых лет существования Церкви христиане не только использовали различные в.-з. Г., но и создавали собственные песнопения. Исследователи склонны полагать, что целый ряд фрагментов НЗ может представлять собой цитаты из раннехрист. Г. (напр., Еф 5, 14; Флп 2, 6-11; 1 Тим 3, 16; 6, 15-16; Откр 5, 9-10.12.13).

В IV в., с подъемом литург. творчества в целом, наблюдается расцвет гимнографии в разных регионах христ. мира. Для этой эпохи характерно использование Г. как действенного средства борьбы против ересей: так, многие из песнопений выдающегося сир. гимнографа Ефрема Сирина написаны им в полемике против гностика Вардесана.

Постепенно гимнография занимает все большее место в богослужении Вост. Церкви. Из греч. авторов в качестве создателей Г. особенно прославились Григорий Назианзин, Синесий (ок. 370-ок. 414), Роман Сладкопевец, Андрей Критский, Косма Маюмский (ум. 700), Иоанн Дамаскин, Иосиф Гимнограф, Кассия (IX в.), Симеон Новый Богослов и др. В Средние века гимнография на Востоке развивалась также на сир., копт., эфиоп., армян. и груз. языках. В традиции каждого литург. обряда вырабатывались собственные разновидности Г.; в визант. обряде в V-VIII вв. наиболее заметное место среди них занимал кондак, а впоследствии также канон.

В Зап. Европе Г. создавались как на лат., так и на новых языках (известны англосаксонские тексты короля Альфреда Великого и др.), однако со временем лат. Г. почти полностью вытеснили все остальные.

Из лат. авторов в различных гимнографических жанрах прославились Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Павлин Ноланский, Пруденций, Венанций, Фортунат, Теодульф Орлеанский, Ноткер, Хильдегарда Бингенская, Адам Сен-Викторский, Фома Аквинский и др. (впрочем, и на Западе, и на Востоке многие известные Г., прочно вошедшие в богослужение, не сохранили имени своего автора).

Среди жанров зап. гимнографии заметное место занимали кантики (canticus), секвенции, рифмованные литург. часы и кондукты.

Подъем рел. поэзии на нац. западноевроп. языках начался с XVI в. в странах, находившихся под влиянием Реформации, благодаря чему молитвенная и богослужебная практика различных протест. общин включила в себя новые песнопения. Параллельно этому в Католической Церкви формировалась своя рел. поэзия на нац. языках; создавались благочестивые песни, исполнявшиеся, в частности, при паралитургических обрядах и даже богослужениях (но, как правило, не в составе служб).

Принципиально новый этап в катол. гимнографии наступил в 1950-е, когда в результате введения общего литург. пения (в т.ч. Г.) участие верующих в богослужение стало более активным. Для этого этапа, с различной степенью успеха продолжающегося во многих катол. странах по сей день, характерны творческие поиски, имеющие целью приспособление многих поэтических и муз. традиций прошлого (как оригинальных, так и заимствованных) к совр. литург. реальности, а также введение в литург. поэзию и музыку ряда жанров и стилей (в т.ч. совсем новых), сложившихся вне церк. культуры.

П. Сахаров

2. Г. как особый музыкально-поэтический жанр представляет собой литург. строфическое песнопение, обращенное к Богу и прославляющее Его, в куплетной форме, со строго метризованным или, начиная с высокого Средневековья, ритмизованным текстом и силлабической или невматической мелодикой, исполняемое в оффиции или во время процессий. Последняя строфа Г. (возможно, повторяемая между другими строфами) представляет собой в разнообразной конкретно-текстовой форме славословие Св. Троице, имевшее в период борьбы против ариан значение вероисповедания.

Появление Г. на Западе в IV в. связывают с именем Илария Пиктавийского; однако сохранился лишь один его Г. Заслуга внедрения Г. в церк. практику принадлежит Амвросию Медиоланскому. Г. занял незыблемое место в монастырской службе часов, упорядоченной в VI в. Цезарием Арелатским, Аврелианом, Бенедиктом Нурсийским и Кассиодором. В Риме Г. вошел в богослужебную практику только в конце XI-нач. XII вв.; этим отчасти объясняется исключение Г. из круга григорианских жанров. Последними приняли Г. некоторые галльские Церкви, такие, как лионская и вьеннская. Благодаря авторитету Амвросия и Бенедикта, а также многовековой традиции бытования Г. сохранил свои прочные позиции во время литург. реформы Тридентского собора, в то время как значительному сокращению и даже запрету подверглись многие другие гимнографические жанры.

Запись Г. помещалась в гимнариях, антифонариях и бревиариях, в соответствующих литург. порядку местах или в конце этих книг.

Для текстов Г. характерны одинаковое построение всех строф и строго определенное число слогов в отд. стихе строфы. Рифма традиционно отсутствовала (она стала появляться в отд. Г. в эпоху высокого Средневековья). Среди важнейших видов метроритмических схем, наследуемых от античности, особое место принадлежит четырехстопному ямбу (амвросианскому стиху), которым написано большинство всех ср.-век. Г.

Мелодии Г. приспосабливались к метрическим закономерностям не строго закрепленных за ними текстов (одна мелодия могла сочетаться с разными текстами, и, наоборот, любой текст предоставлял возможность выбора мелодии). Метрическая организация мелодий Г. не позволяет отнести их к григорианскому репертуару. В наше время существуют два способа интерпретации Г., метризованный и свобдный, свойственный григорианскому хоралу.

Подобно др. жанрам ср.-век. хорала, Г. с IX в. подвергались многоголосной обработке с целью придания праздничному богослужению более торжественного характера.

Ю. Москва

Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1318-1321.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1024
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017