Евхаристическая молитва - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Евхаристическая молитва

Евхаристическая молитва (лат. prex eucharistica) - главная часть Божественной литургии; прежде также называлась каноном освящения (canon consecrationis), для отличия от причастного канона (canon communionis).

История. В ранней Церкви Е.м., называвшаяся также анафорой, не имела четко определенной формы; со временем для Е.м. стали использовать тексты, авторами которых были апостолы и Отцы Церкви. Наиболее древняя из известных Е.м. восходит к нач. III в. и содержится в Апостольском предании Ипполита Римского. Осн. типы Е.м. сформировались во 2-й пол. IV в.; тогда же в Зап. Церкви была введена единственная и постоянная Е.м., впоследствии названная Римским каноном; ее форма окончательно определилась в кон. VI в.

В XX в. в Римский канон были внесены некоторые изменения, и в 1968 он получил название I Е.м.; тогда же были введены 3 новые Е.м. (II, III, IV), по форме подобные древним. Так, II Е.м. во многом воспроизводит Е.м. из Апостольского предания Ипполита Римского, хотя и содержит возглашение Sanctus, которого не было в древнем тексте. III Е.м. по форме близка к традициям галльской и исп. Церквей и анафорам Вост. Церкви. IV Е.м. напоминает вост. анафоры (особенно анафору св. Василия Великого) и восходит к антиох. традиции. В 1970-е появились также 3 Е.м. мессы с участием детей, 2 Е.м. о примирении, а также было разрешено вводить новые Е.м. для местных Церквей.

Чтобы к.-л. Церковь могла пользоваться собственной Е.м., конференция епископов этой страны должна обратиться к Апост. Престолу с просьбой утвердить Е.м., при этом сама конференция епископов имеет право изменять префации и вводить дополнительные тексты молитв в уже использующиеся ею Е.м. В нач. 1970-х были утверждены новые Е.м. для Католической Церкви в Австралии, Нидерландах, Бразилии. В 1991 была введена V Е.м. (полное название: Е.м., которая может использоваться в мессах о различных нуждах).

До литург. реформы Е.м. читалась священником вполголоса; согласно новому чину мессы, священник, совершающий литургию, должен читать Е.м. громко, чтобы верующие слышали и понимали слова молитвы. С целью более активного и сознательного участия верующих в мессе Св. Престол инициировал осуществление перевода всех Е.м. на нац. языки.

Структура. Е.м. начинается с префации, за которой следует возглашение Sanctus и эпиклесис (призывание Св. Духа на дары), во время которого происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа; далее следует анамнесис; потом священник просит Бога Отца принять жертву Церкви и нисполсать Св. Духа, соединяющего в любви с Богом и друг с другом тех, кто примет евахрист. Хлеб. Завершается Е.м. доксологией Per ipsum (Через Христа...), сопровождающейся вторым возношением Св. Даров.

В структуре Е.м. выделяются отд. смысловые части. Так, в начале I Е.м. следует молитва Te igitur (Тебя, всемилостивый Отче...), в которйо священник просит Бога стать главным совершителем таинства Евхаристии. В молитве Memento, Domine (Помяни, Господи...) священник ходатайствует о народе Божием. В молитве Communicantes (В единстве [со всею Церковью]...) прославляеются святые, прежде всего Пресв. Дева Мария. В молитве Hancigitur (Просим Тебя, Господи [...избавь нас]) священник просит Господа о блаженной участи для всех верных. Наконец, в молитве Quam oblationem ([Молим Тебя, Боже,] приношение наше...) вспоминается главное событие Тайной вечери - установление таинства Евхаристии. Далее следует пресуществление, после которого читается молитва Unde et memores (Вспоминая...) - в воспоминание воскресения и вознесения Иисуса Христа. В последующих молитвах священник вспоминает Богородицу и святых, молится о всей Церкви, о Папе Римском, о епископах, духовенстве, а также о живых и умерших членах Церкви. В молитве Memento etiam (Помяни также...) священник молится за усопших.

Е.м. могут иметь собственные префации (II Е.м., IV Е.м.) - как постоянные (IV Е.м.), так и меняющиеся в различные периоды литург. времени. Также в I, II и III Е.м. предусмотрены различные варианты молитв на главные праздники года.

II Е.м имеет собственную префацию, которая может заменяться другой, и рекомендуется также для служб по будним дням. Эпиклесис II Е.м. может предваряться молитвой, связанной с отмечаемым торжеством или праздником. Также возможно добавление некоторых молитв после анамнесиса (при совершении крещения, венчания и т.д.); в др. случаях непосредственно за кратким анамнесисом следует доксология Per ipsum.

III Е.м. носит ярко выраженный тринитарный характер, т.к. в молитве перед эпиклесисом упоминаются все ипостаси Пресвятой Троицы и их роль в деле спасения.

IV Е.м. посвящена истории спасения, от сотворения мира до Второго пришествия Христа; префация начинает размышления о спасении, продолжающиеся в последующих молитвах.

Е.м. мессы с участием детей, краткие и написанные простым образным языком, рассчитанным на детское восприятие, содержат более активный диалог священника с верующими, а также благодаря соответственно подобранным молитвам отражают различные периоды литург. года.

Главная тема Е.м. о примирении - единение человека с Богом и покаяние.

V Е.м. существует в четырех различных вариантах (А, Б, В и Г), различающихся префациями и молитвенными просьбами. Так, главное содержание варианта А - это особая молитва о единстве Церкви; гл. мысль варианта Б - Бог, Который ведет Свою Церковь путями спасения; вариант В. говорит об Иисусе как Пути к Богу Отцу; вариант Г показывает Иисуса Христа как образ любви.

И. Лупандин, Т. Шишова

Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1771-73.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 24 Апреля
    Feria IV. Dominice V. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 19095
    Сессий: 16
    Сейчас на сайте: 7





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024