К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
День Господень
День Господень (греч. ημέρα κυριακή, лат. dies dominica), воскресенье - день еженедельного празднования воскресения Иисуса Христа, день отдыха для всех христиан.
В ВЗ понятие Д.Г. многократно используется псалмопевцем и пророками и символизирует день, в который Бог явит Свою справедливость, вознаградит праведников и накажет грешников (Пс 118, 24; Ис 13, 6-11; Ам 5, 6-20; Соф 2, 4-15; Зах 12, 3 - 14, 21). В понимании в.-з. пророков Д.Г. связан также с воцарением Мессии. В пасхальном каноне визант. богослужения слова из Псалма 118 - "Сей день сотворил Господь" - соотнесены с событием воскресения Христова.
В НЗ в Откровении Иоанна Богослова употребляется термин день воскресный (Откр 1, 10) и означает то же, что первый день недели (ср. Ин 20, 1; Деян 20, 7). Символично, что первый день новой недели одновременно является восьмым днем предыдущей недели (ср. Ин 20, 26) - обстоятельство, позволяющее говорить об эсхатологическом смысле празднования воскресного дня, ибо число "восемь" символизирует "полноту времени" (ср. Гал 4, 4) и завершение 7 дней Творения. "Число восемь - это исполнение нашего упования" (Амвросий Медиоланский, Expositio Evangelii secundum Lucam 5, 49).
Отцы Церкви находили символическим также и то обстоятельство, что первый день евр. недели совпадал с "днем солнца" (dies solis) рим. календаря. Юстин Философ писал: "Мы собираемся вместе в день солнца, в который Бог, изменив тьму и материю, сотворил мир и в который наш Спаситель Иисус Христос воскрес из мертвых" (Первая апология 67). Евсевий Кесарийский развивал ту же мысль: "В этот день во время сотворения мира Бог сказал: Да будет свет, - и стал свет; и в этот же день Солнце правды воссияло в наших душах" (Commentaria in Psalmos 91). Иероним по поводу празднования Д.Г. писал: "Если он именуется у язычников днем солнца, мы охотно принимаем это именование, ибо в этот день восстал свет миру; в этот день воссияло Солнце правды" (In de dominica paschae).
Празднование Д.Г. Учитывая уникальный характер события воскресения Христа в истории спасения, христиане с самого начала существования Церкви отмечали Д.Г. (т.е. воскресный день) как радостный праздник. Все знаки покаяния и печали (напр., коленопреклонения и пост) в Д.Г. является воскресное богослужение. В 321 имп. Константин объявил воскресный день офиц. днем отдыха в Римской империи. На Агдском соборе (506) было принято постановление об обязательном характере присутствия христиан на воскресном богослужении. Важным моментом празднования Д.Г. является посвящение этого дня молитве и богомыслию. Уже Ориген писал, что "в воскресный день не подобает заниматься делами мира сего, но следует освободить себя для духовных дел, а именно, для посещения церкви, слушания проповеди и чтений из Писания, размышления о Божественных предметах" (Homilia 23 in Numeros 4).
В соответствии с совр. дисциплиной Церкви верные обязаны по воскресеньям (как и в другие особенно важные праздники) участвовать в Божественной литургии и воздерживаться от тех дел и забот, которые несовместимы с поклонением Богу и радостью, свойственной Д.Г., а также препятствуют подобающему отдыху души и тела (ср. CIC 1247).
В 1998 Папа Иоанн Павел II обнародовал апост. послание Dies Dimini, посвященное празднованию Д.Г. В этом документе богосл. размышления о смысле Д.Г. сочетаются с определением тех сложностей, с которыми зачастую связано соблюдение Д.Г. в совр. об-ве.
Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 1596-98.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.