К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Бревиарий
Бревиарий (лат. breviarium) - богослужебная книга, содержащая чинопоследования литургических часов (officium divinum) согласно обряду Римской Церкви.
Возникновение первых Б. в XI-XII вв. было обусловлено потребностью собрать воедино необходимые для служения литург. часов тексты (молитвы, псалмы, гимны, чтения из Св. Писания, из соч. свв. Отцов и т.д.), прежде находившиеся только в отд. книгах (псалтирях, гимнариях, лекционариях, гомилиариях и др.). Вначале Б. называли собрания сокращенных текстов из различных книг (отсюда название breviarium - досл. "собрание сокращений"), использовавшихся в небольших общинах священников и монахов для совершения богослужений суточного круга (оффиций). К XIII в. сформировался тип Б. (иногда с нотной записью), содержащего Псалтирь, разделенную на дни недели и литург. часы, а также др. тексты (антифоны, респонсории. гимны и т.п.), расположенные в соответствии с порядком литург. года и днями почитания святых. Широкое распространение в Зап. Церкви получил Breviarium secundum consuetudinem Romanae Curiae, изначально предназначавшийся для сотрудников Римской курии, преподавателей и студентов ун-тов и т.п. В 1240 на ген. капитуле Ордена францисканцев Б. Римской курии был принят с некоторыми изменениями. Эта редакция получила название "францисканского Б.". Монахи-францисканцы распространили практику чтения Б. по всей Европе.
По поручению Папы Климента VII кард. Ф. де Квиньонес к 1535 разработал новый Б., получивший название Breviarium Sanctae Crucis (связанное с тем, что Квиньонес был кардиналом базилики Св. Креста) и утвержденный Папой Павлом III. Реформа Б. была проведена на Тридентском соборе. Новый Б. под названием Breviarium Romanum (Римский бревиарий) был утвержден в 1568 буллой Quod a nobis Папы Пия V, что знаменовало унификацию оффиция. Тем не менее папская булла позволяла использование Б., существовавших к тому времени не менее 200 лет; этой привилегией впоследствии воспользовались некоторые монаш. ордена (напр., бенедиктинский и кармелитский) и еп-ва (в Милане, Аквилее, Толедо, Париже, Лионе и др.).
Незначительное реформирование и сокращение Б. было проведено Папой Пием X в 1911. В результате литург. реформы II Ватиканского собора было выработано новое чинопоследование литург. часов (1970); соответствующая богослужебная книга была издана в 1971-72 и называлась Officium divinum или Liturgia horarum (Литургия часов). Одновременно предписывалось осуществление ее переводов на нац. языки и возможность ее использования не только священниками и монашествующими, но и мирянами. Впоследствии в церк. общинах получили распространение также специальные Б. для мирян.
Рус. версию Б., по аналогии с богослужебной книгой визант. обряда, называют также часословом.
И. Баранов, П. Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 745-746.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.