Богослужение - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Богослужение

Богослужение (лат. celebratio liturgica, cultus divinus) - служение Богу, осуществляемое народом Божиим посредством церковных обрядов. Слово Б. используется в двух значениях: 1) любое отдельное законченное обрядовое действие, являющееся служением Богу (Евхаристия, вечерня, утреня, крещение, отпевание, водоосвящение, венчание, благословение первых плодов и т.п.), совершаемое общинно или, в некоторых случаях, индивидуально; 2) церковный культ как совокупность всей обрядовой деятельности Церкви (т.е. в целом литургии Церкви).

Дальнейшая часть статьи посвящена Б. во втором значении (Б. в первом значении рассматривается в др. статьях, посвященных отд. церк. таинства и обрядам).

Смысл и цели богослужения

В христ. понимании смыслом и целью Б. является прежде всего возвещение и прославление спасения, осуществленного единым в Троице Богом; средоточие Б. - пасхальная тайна Иисуса Христа: Его искупительные страдания, смерть и воскресение. Б. дает верующим возможность наполнять этой тайной свою жизнь и свидетельствовать о ней миру.

Согласно катол. учению, в Б. Церковь продолжает священническую миссию Самого Христа, которую Он вверил апостолам, а через них, в известной мере, - всем, кто уверует по слову их. Прославленный Христос, вознесшийся на небеса и восседающий одесную Отца, ниспосылает от Отца Святого Духа, силою и действием Которого не перестает присутствовать в Своей Церкви, оставаясь единственным Посредником между верующими в Него и Отцом: дальнейшее освящение мировоздания становится возможным благодаря Духу, Который, излившись на апостолов в день Пятидесятницы, продолжает действовать в Церкви. Т.о., Б. оказывается одним из средств освящения во Христе каждого верующего благодатною силою Духа Святого.

Помимо этого в Б. Церкви, которая есть Мистическое Тело Христово, осуществляется общение святых. Оно не только открывает пути для более действенного осознания верующими общинного характера Церкви, но также особым образом реализует единство Церкви странствующей, Церкви небесной и Церкви страдающей - мистическое общение верующих, совершающих свое земное странствие, с ангельскими силами, служащими небесному престолу Божию, и с теми членами Церкви, которые, окончив земной путь, уже предстоят пред величием славы Божией, а также с теми, чьи души за порогом смерти ожидают своего окончательного очищения для вступления в эту славу. Будучи обращено к вечности, Б. на земле является для христиан участием в небесной литургии (ср. ККЦ 1077-1109; SC 5-12).

Освящение верующих, а через них - всего мира посредством Б. происходит различными путями. Важнейшим из них является освящение духовной и физической жизни христианина в таинствах, которые, будучи установленными Иисусом Христом для блага и спасения людей, совершаются в Церкви как зримые знаки невидимой благодати Божьей и дают человеку сверхприродную помощь свыше. Таинства, как и все Б. Церкви в целом, находят свою вершину в Евхаристии, в которой для верующего открывается уникальная возможность общения с Богом и освящения благодаря приобщению к Живому Христу посредством вкушения Его Тела и Крови. Церк. освящение мироздания с особой силой проявляется в освящении времени: в богослужебном круге литургического года с его праздниками и особыми периодами, в концентрирующемся вокруг воскресенья недельном цикле и, наконец, в суточном цикле литург. часов.

Б. обладает для христиан также важной назидательной функцией: через него становится возможным постоянное возвещение слова Божьего и наставление в истине. Богослужебные тексты, в которых запечатлевались многие лучшие образцы богосл. мысли, составляют сокровищницу литург. предания Церкви, благодаря которому хранится и с веками раскрывается в Духе Святом священный залог веры.

Богослужение как поклонение Богу в духе и истине

Сам факт того, что христианство является религией поклонения Богу в духе и истине (ср. Ин 4, 22-24), позволяет поставить вопрос об уместности при этом внеш. обрядности: должна ли вера в Бога, Который есть Дух, сопровождаться поклонением Ему, выражающимся в той или иной внешней форме? Такой вопрос может навести на мысль о том, что взаимоотношения человека с Богом могут и дожны носит чисто дух. характер. Однако человек - существо не только духовное, но и телесное, и для него естественным оказывается внеш. выражение любых чувств, включая даже самые сокровенные. Внеш. проявления любви к Богу естественны для человеч. природы. поэтому Бог, явивший Себя в Откровении, призывает человека к молитве, дающей возможность посредством слов и жестов постоянно общаться со своим Творцом. В молитве и Б. человек облекает движения своей души в слова и действия.

Обрядность, существующая в тех или иных формах во всех религиях мира, оказывается, т.о., сама по себе не чужда религии Откровения. Богочеловек Иисус не отвергает в.-з. обрядность, как явствует из многих мест Евангелий. Было бы ошибкой видеть в обличении фарисеев и законников отмену культа как такового: Христос осуждает возведение обряда в самоцель, стремление подменить праведность внеш. благочестием, но никоим образом не сам культ (ср. Мф 23, 23).

Совершение богослужения

Согласно учению Католической Церкви, "Б. есть действие всецелого Христа. Те, кто сегодня совершает его... уже теперь участвуют в небесной литургии, где Б. есть абсолютное общение и праздник" (ККЦ 1136). Первосвященник Христос, единственный Посредник между верующими и Отцом, непрестанно совершает вместе с ангелами и святыми небесную литургию. Земная Церковь как Мистическое Тело Христово, совершая отдельные Б., участвует в едином небесном Б. Т.о., любое земное Б. возглавляется Самим Христом и совершается всею полнотою Церкви, а не только конкретными его участниками: его служитель - весь народ Божий. Источником такой возможности является "общее священство" крещеных, в котором благодаря возрождению через крещение и помазанию Духом Святым находит свое продолжение священство Самого Христа. Хотя по природе своей Б. предполагает общинное совершение, даже при индивидуальном совершении оно не перестает служиться от лица всей Церкви. В литург. служении Церкви не у всех ее членов одинаковые функции: некоторые из крещеных поставлены таинством священства для того, чтобы представлять Христа как Главу Церкви, совершая таинства "от лица Христа" (in persona Christi).

Богослужение в историческом развитии

Христ. Б. родилось в лоне в.-з. культа, содержанием которого было поклонение Богу, благодарение и хвала Ему за Его чудесные дела, а также поддержание общения с Богом, чему служило символическое обновление завета с Богом. Важнейшим проявлением этого обновления был ежегодный праздник Пасхи. Именно в этот праздник Христос установил таинство Евхаристии, ставшее средоточием литург. жизни Церкви и символом Нового Завета. Христ. культ стал, подобно в.-з., постоянным обновлением этого союза в благодарении и хвале Богу. Первоначально сохраняя многие особенности ветхозаветного Б., Церковь, по мере своего распространения в различных регионах, усваивала в Б. многие из местных культур. Являя собой синтез искусств (в Б. сочетаются поэзия, музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусства, архитектура), церк. культ создал благоприятную почву для раскрытия художественного гения различных народов.

Различие региональных культур в христ. мире еще в первые века обеспечивало оформление многих отличных друг от друга внеш. проявлений Б. (при сходстве его основных элементов и сущностного осмысления), обусловившее в дальнейшем многообразие литургических обрядов.

В раннем Средневековье возникла тенденция к унификации Б. и строгой фиксации его форм.

На рубеже XIX-XX вв. в Католической Церкви возникло осознание необходимости литург. обновления. Уже с кон. 1940-х Св. Престол начал литургическую реформу, которая получила доктринальное оформление на II Ватиканском соборе (особенно в конституции Sacrosanctum concilium) и по сей день продолжает осуществляться.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 642-647.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 13 Октября
    Hieronymi Presbyteri et Confessoris

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 20810
    Сессий: 12
    Сейчас на сайте: 22





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024