К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Богоявление
Богоявление
(
греч. έπιφάνεια
—
появление, откровение (6ожества)) —
праздник, представляющий собой литург.
воспоминание пришествия в мир и явления
миру Бога в лице Иисуса Христа; в лат.
обряде — торжество, представляющее
собой литург. воспоминание трех еванг.
событий: поклонение волхвов (Мф 2, 1-12),
крещение Иисуса (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3,
21-22; Ин 1, 29-34) и чудо в Кане Галилейской
(Ин 2, 1-11). Слово έπιφάνεια
первоначально
использовалось применительно к самому
факту явления Сына Божия в мир, т.е. Его
рождения. Др. названия праздника в
древности и в Средние века — Theophania (Богоявление),
manifestatio (явление),
declaratio (проявление,
обнаружение).
Впервые
термин Б. упоминается на рубеже II-III
вв.
у Климента Александрийского как праздник
в день крещения Господня, т.е. начала
исполнения Им Своего мессианского
служения. В нач. IV в.
это празднование приобрело широкое
распространение на Востоке, а в сер. IV
в. проникло на Запад. Параллельно на
Восток пришла с Запада традиция праздника
Рождества Христова, который во многих
поместных Церквях (в т.ч. в Иерусалиме)
праздновался 6 января, в один день с
Крещением Господним. В VI в. Рождество
Христово на всем Востоке закрепилось
как самостоятельный праздник, отмечавшийся
25 декабря, а Б. стало исключительно
воспоминанием крещения Иисуса.
На
Западе праздник Б. уже с V в. ассоциировался
с тремя вышеупомянутыми еванг. событиями.
Именно в таком качестве Б. закрепилось
к эпохе зрелого Средневековья во всех
зап. литург. обрядах, причем воспоминание
поклонения волхвов находилось на первом
плане.
Поскольку
оформившиеся в Средние века предания
наделяли еванг. волхвов царским
достоинством, в ряде стран Б. получило
название «Праздника трех царей», У
некоторых народов (напр., испанцев) в
память о дарах волхвов обычай обмена
подарками связывается именно с этим
днем (а не с Рождеством Христовым или
днем св. Николая).
Хотя
Б. на Западе почти полностью утратило
элементы воспоминания о крещении Иисуса,
в эпоху Средневековья в отд. регионах
в этот день совершался крещенский чин
водоосвящения, заимствованный из
Византии.
В
результате реформы литург. календаря
после II Ватиканского собора крещение
Господне стало праздноваться в лат.
обряде как самостоятельный праздник,
приходящийся на первое воскресенье
после Б., а само Б. празднуется в ранге
торжества 6 января либо, по решению
местных церк. властей, в ближайшее к
этому дню воскресенье.
П.
Сахаров
Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. С. 649-650.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.