Богоявление - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Богоявление

Богоявление ( греч. έπιφάνεια — появление, откровение (6ожества)) — праздник, представляющий собой литург. воспоминание пришествия в мир и явления миру Бога в лице Иисуса Христа; в лат. обряде — торжество, представляющее собой литург. воспоминание трех еванг. событий: поклонение волхвов (Мф 2, 1-12), крещение Иисуса (Мф 3, 13-17; Мк 1, 9-11; Лк 3, 21-22; Ин 1, 29-34) и чудо в Кане Галилейской (Ин 2, 1-11). Слово έπιφάνεια первоначально использовалось применительно к самому факту явления Сына Божия в мир, т.е. Его рождения. Др. названия праздника в древности и в Средние века — Theophania (Богоявление), manifestatio (явление), declaratio (проявление, обнаружение).

Впервые термин Б. упоминается на рубеже II-III вв. у Климента Александрийского как праздник в день крещения Господня, т.е. начала исполнения Им Своего мессианского служения. В нач. IV в. это празднование приобрело широкое распространение на Востоке, а в сер. IV в. проникло на Запад. Параллельно на Восток пришла с Запада традиция праздника Рождества Христова, который во многих поместных Церквях (в т.ч. в Иерусалиме) праздновался 6 января, в один день с Крещением Господним. В VI в. Рождество Христово на всем Востоке закрепилось как самостоятельный праздник, отмечавшийся 25 декабря, а Б. стало исключительно воспоминанием крещения Иисуса.

На Западе праздник Б. уже с V в. ассоциировался с тремя вышеупомянутыми еванг. событиями. Именно в таком качестве Б. закрепилось к эпохе зрелого Средневековья во всех зап. литург. обрядах, причем воспоминание поклонения волхвов находилось на первом плане.

Поскольку оформившиеся в Средние века предания наделяли еванг. волхвов царским достоинством, в ряде стран Б. получило название «Праздника трех царей», У некоторых народов (напр., испанцев) в память о дарах волхвов обычай обмена подарками связывается именно с этим днем (а не с Рождеством Христовым или днем св. Николая).

Хотя Б. на Западе почти полностью утратило элементы воспоминания о крещении Иисуса, в эпоху Средневековья в отд. регионах в этот день совершался крещенский чин водоосвящения, заимствованный из Византии.

В результате реформы литург. календаря после II Ватиканского собора крещение Господне стало праздноваться в лат. обряде как самостоятельный праздник, приходящийся на первое воскресенье после Б., а само Б. празднуется в ранге торжества 6 января либо, по решению местных церк. властей, в ближайшее к этому дню воскресенье.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. С. 649-650.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 26 Марта
    Dominica IV. in Quadragesima
    Leandri Episcopi et Confessoris Hispalensis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 170
    Сессий: 7
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017