К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Антифон
Антифон (лат. antiphona, от греч. αντιφώνος - "звучащий в ответ") - короткий рефрен, используемый в литургии лат. и визант. обрядов с сер. IV в.; начинает и завершает пение псалма; до X в. повторялся после каждого стиха. С одной стороны, А. служит для того, чтобы задать тон речитации псалма, с другой (с помощью выделения к.-л. вероучительной истины или добродетели святого) - для обращения особого внимания на главную тему соответствующего празднования. А. называли также некоторые песнопения, возникшие в X-XII вв. и не всегда имевшие связь с псалмами (напр. богородичные и процессионные А.). В восточнохрист. традиции А. присутствуют как в Божественной литургии, так и в утрене и вечерне.
Возникновение А. связано с в.-з. традицией пения псалмов и библ. песен (canticum), воспринятой христианами во II в.; изначально А. исполнялись попеременно певчим и народом, а с V в. - поочередно двумя хорами. Эти А. представляли собой стихи из псалмов и др. книг Св. Писания, строки из христ. поэзии либо из актов мучеников и являлись формой силлабического пения. Популяризаторами антифонного пения были Игнатий Антиохийский, Иоанн Златоуст и Амвросий Медиоланский, благодаря которому эта разновидность литург. пения распространилась в Зап. Церкви. В нач. V в. Папа Целестин I включил А. в мессу, а впоследствии они вошли в григорианские (а также амвросианское и мозарабское) пение.
Возникновение в нач. VIII в. А. с богатой мелодикой и развернутой формой привело к тому, что их стали исполнять только певчие. Практика повторения А. после каждого стиха постепенно отмирала, сохранившись только в предначинании (invitatorium). От антифонного пения псалмов происходят и некоторые песнопения мессы - интроит (входное песнопение), офферторий (песнопение на приношение даров), коммунио (причастное песнопение), называемые также: antiphona ad introitum, antiphona ad offerendum, antiphona ad communionem.
А. стал наиболее распространенным жанром песнопений Зап. Церкви, подразделяющимся на неск. видов согласно месту в богослужении, продолжительности и содержанию текста, развитости мелодии.
Подавляющее большинство А. являются частью оффиция (Литургии часов). Они отражают специфику праздника или периода церк. года и времени суток, согласуясь при этом с соответствующими псалмами и библ. песнями, в т.ч. и по муз. ладу. Отдельную группу составляют т.н. О-антифоны, или antiphonae majores (А. к Magnificat в последнюю неделю Адвента), на тексты из ВЗ, содержащие пророчества прихода Мессии.
А. посвящения - песнопения, прославляющие Спасителя, Деву Марию и святых; их особенность - самостоятельное использование, отсутствие или утрата связи с псалмами и библ. песнями. Наиболее многочислены богородичные А. (antiphonae Beatae Mariae Virginis); начиная с эпохи позднего Средневековья, самые известные из них - Alma Redemptoris Mater, Ave Regina coelorum, Regina coeli, laetare и Salve Regina.
Процессионные А. предназначены для использования во время церк. процессий; сочиненные в эпоху позднего Средневековья, они отмечены развитой мелодикой, нередко искусно орнаментированной.
В отличие от зап. традиции, в Вост. Церкви понятие А. не связано с самостоятельным гимнографическим жанром, а закрепилось преимущественно за песнопениями, предполагающими антифонный принцип исполнения. Тексты А. на Востоке - по большей части псалмы: таковы антифоны вечерни (Блажен муж), А. литургии - вседневные (Пс 9-10, 93, 95), изобразительные (Пс 103 и 146), звучащие по воскресеньями и праздникам, и праздничные (избранные строки различных псалмов, соответствующие содержанию праздника), звучащие в двунадесятые праздники и во все дни Светлой седмицы. Тексты А. утрени составлены по образцу Псалмов восхождения (или Степенных псалмов): 120-134.
В наст. время в визант. обряде ближе других к зап. трактовке А. стоят праздничные А. литургии: каждый из псалмовых стихов в них имеет неизменный припев, аналогичный краткому зап. А. Один из ближайших аналогов древней зап. традиции - Песнь Богородицы: при исполнении на утрене визант. обряда каждый ее стих получает величальный припев Честнейшую херувим...
М. Насонова
Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 282-284.
К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.