Анафора - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Анафора

Анафора (греч. άναφορά, от άναφέρω - возносить) - центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой.

Существенными элементами текста большинства А. являются: 1) префация - благодарение Богу за искупление во Христе и иные благодеяния, совершающееся славословием Sanctus ("Свят, Свят, Свят..."); 2) - эпиклесис - призывание Св. Духа на дары (хлеб и вино) и участников литургии; 3) повествование об установлении Евхаристии Иисусом Христом, содержащее тайноустановительные слова; 4) анамнесис - воспоминание смерти и воскресения Христа, в ожидании Его Второго пришествия; 5) приношение, в котором собравшиеся приносят святую жертву Богу, посвящая Ему самих себя; 6) ходатайственные молитвы - поминовение живых и усопших - и прославление Богородицы и святых, напоминающие о мистическом единении всей Церкви в Евхаристической жертве; 7) заключительное славословие в Троице единому Богу. При этом последовательность элементов 2-6 различна в разных А.

По-видимому, многие из структурных элементов А. существовали с апост. времен, однако первые христиане не имело твердо фиксированных текстов евхарист. молитв, а импровизировали их. Позже возникла тенденция к фиксации текстов А., когда Церковь отбирала для употребления лучшие из них. Самые ранние из сохранившихся А. относятся ко II-III вв.

К IV в. сформировались 3 осн. типа структурной организации текста А., обусловившие 3 ветви их дальнейшего развития: александрийско-римский, западно-сирийский и восточно-сирийский. К александрийско-рим. типу относятся некоторые А., используемые в коптском и эфиопском обрядах, а также Римский канон в латинском обряде. Западно-сир. тип представлен Литургией ап. Иакова, сохранившейся у яковитов (в отд. местах изредка совершается в визант. орбяде), а также некоторыми месопотамскими А.; дальней ветвью этого типа являются А. галликанского и мозарабского обрядов. К восточно-сир. типу относятся 2 основные А. визант. обряда, представленные в литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, а также единственная А., используемая в армянском обряде; сюда же примыкают некоторые маронитские, коптские и эфиопские А.

В отличие от большинства А., используемых в вост. обрядах, А. зап. обрядов допускают ту или иную степень вариативности текста в зависимости от литург. периода, празднования или цели совершения мессы: в лат. и амвросианском обрядах это проявляется прежде всего в многообразии префаций;в галликанском и мозарабском обрядах лишь незначительная часть текста А. остается неизменной, а остальная предписывается каждым отд. частным последованием.

Изд.: Собрание древних литургий, восточных и западных: Вып. 1–5 // Христианское чтение. СПб., 1874–78 (репр. М., 1997–); Brightman F.E. Liturgies Eastern and Western Being the Texts Original or Translated of the Principal Liturgies of the Church. Ox., 1896; Haenggi A., Pahl I. Prex eucharistica: Textus e variis liturgiis antiquioribus selecti. Fri., 1968; Enchiridion euchologicum fontium liturgicorum / Ed. E. Lodi. R., 1979.

Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Евхаристия. Париж, 1947; Успенский Н.Д. Анафора: Опыт историко-литургического анализа // Богословские труды 13 (1977), 40–147; Арранц М. Историческое развитие Божественной Литургии. Л., 1978; Bourque E. Etude sur les sacramentaires romains. QuОbec, 1948–52. 2 vol.; Jeremias J. Die Abendmahlsworte Jesu. GЪ., 1960; Ligier L. Anaphores orientales et prieres juives // Proche-Orient Chretien 13 (1963); Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucharistica: Saggio sulla genesi litteraria di una forma: Toda veterotestamentaria, beraka giudaica, anИfora cristiana. R., 1981; Bouyer L. Eucharistie: Theologie et spiritualite de la priere eucharistique. P., 1990.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 229-230.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

         «« 
     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2024