Амвросианский обряд - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Амвросианский обряд

Амвросианский обряд (ritus Ambrosianus) или Миланский обряд (ritus Mediolanensis) - один из западных литург. обрядов; в наст. время используется в Миланской архиепархии, а также в ряде епархий Сев. Италии и Швейцарии.

Происхождение. Название происходит от имени Амвросия Медиоланского, к литург. деятельности которого А.о. возводится традицией, но вопрос о действительном происхождении А.о. остается спорным. Существует две осн. гипотезы: 1) А.о. представляет собой обособленную ветвь развития рим. обряда; 2) он является реликтом более древнего обряда, сохранившимся только в Милане и в дальнейшем подвергшимся сильной романизации. Мнение о том, что А.о. - результат развития одного из вост. обрядов, который был привнесен в Милан кем-либо из греч. предшественников Амвросия на Медиоланской кафедре, в наст. время не представляется убедительным.

Историческое развитие. Богослужение А.о. было основательно реформировано в VIII-IX вв. В дальнейшем оно постоянно испытывало на себе влияние рим. обряда. Предпринимались неоднократные попытки запретить использование А.о.: при Карле Великом, во время Григорианской реформы, а также в сер. XV в.

Папа Пий V, провозгласив в 1570 обязательность Римского миссала и Римского бревиария, допустил исключение для тех обрядов, время существования которых превышало 200 лет. Таким образом, А.о. получил законные права, и в конце XVI в. были разработаны (при участии Карла Борромео) осн. богослужебные книги. Однако позже были введены некоторые изменения в тех случаях, когда, по мнению Св. Престола, обнаруживалось серьезное несоответствие А.о. рим. традиции (так, чин таинства елеосвящения был заменен римским).

После II Ватиканского собора А.о. во многом воспринял реформы, осуществлявшиеся в богослужении лат. обряда, и претерпел еще большую романизацию.

Особенности богослужения. По внеш. особенностям богослужение А.о. мало отличается от лат. обряда. Из свящ. сосудов заметно отличается дароносица, имеющая форму миниатюрного храма с колоннами. Таинство крещения совершается через погружение в воду. Месса до реформы содержала ряд существенных отличий от римской, но в послесоборной редакции их осталось сравнительно немного: некоторые отличия имеются в I евхаристической молитве, символ веры исповедуется после приношения даров, к измененяемым песнопениям мессы добавляются песнопение после Евангелия и песнопение на преломление евхарист. Хлеба.

Более существенны отличия Литургии часов. Псалтирь распределена на двухнедельный цикл из 10 декурий (2 недели без суббот и воскресений). По субботам и воскресениям вместо псалмов поются другие в.-з. гимны. Вечерня открывается люцернарием.

Литургический год также имеет некоторые отличия. Адвент содержит 6 воскресений; Благовещение празднуется в 6-е воскресенье Адвента. Великий пост начинается с воскресенья за 6 недель до Пасхи. Есть отличия в богослужениях Страстной недели. Традиционный богослужебный язык А.о. - латинский, в наст. время также итальянский.

Изд.: Beroldus, sive Ecclesiae Ambrosianae Mediolanensis kalendarium et ordines sec. XII / Ed. M. Magistretti. Mi., 1894; Monumenta veteris liturgiae Ambrosianae / Ed. M. Magistretti. Mi., 1897–1903. 3 vol.; Missale Ambrosianum iuxta ritum ecclesiae Mediolanensis. Mi., 1902 (критич. изд. / Ed. A. Ratti e M. Magistretti. Mi., 1913; с параллельным итал. текстом: Messale Ambrosiano. Mi., 1923; реформированный: Missale Ambrosianum. Mi., 1981); Manuale Ambrosianum. Mi., 1905 (бревиарий, соединенный с требником); Sacramentarium Bergomense / Ed. A. Paredi. Bergamo, 1962; Diurna Laus: Salterio di rito ambrosiano. Casale Monferrato, 1987.

Лит-ра: King A.A. Notes on the Catholic Liturgies. Ox., 1930, p. 211–248; Paredi A. I Prefazi Ambrosiani. Mi., 1937; Cattaneo E. Il Breviario ambrosiano: Note storiche ed illustrative. Mi., 1943; Paredi A. Messali antichi ambrosiani // Ambrosius 35 (1959), 1–25; Borella P. Il rito ambrosiano. Brescia, 1964; Lejay P. // DACL 1, 1374–1442.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 207-209.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Воскресенье, 26 Марта
    Dominica IV. in Quadragesima
    Leandri Episcopi et Confessoris Hispalensis

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 1098
    Сессий: 32
    Сейчас на сайте: 7





    Яндекс.Метрика



    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2023