Амвон - Католическая энциклопедия - Bibliotheca

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Амвон

Амвон (греч. άμβων, лат. ambo) - возвышение в нефе церкви, предназначенное для чтения Св. Писания, а также для произнесения проповеди и литург. пения; в раннехрист. период использовались также названия: бема (βήμα), pyrgus (πύργος), lectorium, tribunal и др. В интерпретации патр. Константинопольского Германа А. символизирует камень, преграждавший вход в Гроб Господень (возле этого камня ангел объявил о воскресении Христовом). Первое упоминание об А. содержится в 5-м каноне Лаодикийского собора (364-371), затем этот термин используется у Палладия в Житии св. Иоанна (Vita Sancti Joannis), у Сократа Схоластика (Historia ecclesiastica VI); у Созомена А. назван "бемой для чтения" (Historia ecclesiastica IX, 2). В Константинополе в храме Св. Софии на А. совершали обряд коронации императора. Предписание Constitutiones Apostolorum (ок. 380) о размещении А. "посередине церкви" допускали разнообразие: на пересечении диагоналей самой базилики или ее центр. нефа (как в Сирии). Иногда А. смещен к северу или к югу от продольной оси, как в Греции и Равенне, иногда сдвинут к востоку (Константинополь, Малая Азия). В Средние века в некоторых храмах появился второй А., предназначавшийся только для чтения Евангелия. В рим. базиликах Св. Климента, Св. Лаврентия и Санта Мария ин Космедин А. примыкают к выгороженному балюстрадой прямоугольному пространству (schola cantorum) в центр. нефе. А. делали из камня или дерева. По конструкции ранние А. можно разделить на 3 типа. 1-й ("константинопольский") преобладает в юстиниановскую эпоху, сохраняясь и в раннем Средневековье, и представляет собой приподнятую на колонках платформу с баллюстрадой, к которой с двух сторон ведут лестницы. Много подобных А. известно в Константинополе, Малой Азии, Греции и др. регионах (Иллирик, Болгария, Крым, Абхазия). 2-й тип (малораспространенный) - А. с "веерообразными" двойными лестницами, - относится к V-VI вв. и встречается преимущественно в Сев. Греции (напр. в церкви Св. Георгия в Салониках). 3-й тип - прямоугольные или полукруглые в плане А. меньших размеров, с одной лестницей, с полукружием, обращенным к апсиде. Он был распространен в VI-VII вв. в Греции и Малой Азии, встречается также в Далмации, Истрии, Сев. Италии и Палестине. Кроме того, выделяется близкая к 3-му типу группа небольших монолитных А. с одной лестницей (Греция, Равенна). Декор А. - в основном скульптурный, в раннехрист. эпоху преобладают символические изображения креста, а также зооморфные и растительные мотивы. Сюжетные композиции крайне редки (А. из Салоник со сценой Поклонения волхвов). единичны случаи украшения А. мозаикой (в базилике в Никополе). После VII в. декор меняется: рельеф становится более низким и плоским, появляются антропоморфные изображения. Особый архитектурный и литург. феномен - т.н. бема, или "сирийский амвон", - был распространен в Сев. Сирии в IV-VI вв., преимущественно в базиликах. Бема располагается в центре церкви, это массивная полукруглая конструкция на цоколе, обращенная к западу. На ней расположена скамья для духовенства, иногда с подножием, а в центре ее - "трон-пюпитр". Т.н. пристенные А. (в кафедр. соборах в Пизе и Сиене) и А. в виде лоджий и балконов появились в период ранней готики. В эпоху Возрождения преобладал тип "нависающего" А. Наиболее богатые - как по форме, так и по декору - А. создавались в период барокко и рококо. Как правило, они были пристенного типа и необычных форм - напр., в виде чашечки цветка, пасти рыбы, лодки, символизирующей ладью св. Петр, и т.п.

В наст. время в Католической Церкви А. располагается в пресвитерии храма и, как и прежде, предназначен для совершения Литургии слова.

Лит-ра: Leclercq H. // DACL 1, 1330–47; Schneider A.M. // Reallexicon fuer Antike und Christentum. Muenster, 1950, Bd. 1, S. 363–365; Jakobs P.H. Die fruehchristlichen Ambone Griechenlands. Bonn, 1987; Kazhdan A. A Note on the Middle-Byzantine Ambo // Byzantion 57 (1987), 422–426; Renhart E. Das syrische Bema: Liturgisch-archКologische Untersuhungen. Graz, 1995; Dennert M. Mittelbyzantinische Ambone in Kleinasien // Istanbuler Mitteilungen 45 (1995), 137–149.

Л. Хрушкова

Источник: КЭ. Т 1. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - С. 206-207.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru, 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

       
    Навигация по сайту »» 
    Календарь
    Сегодня Среда, 29 Марта
    Feria IV. Dominice IV. Quadr.

    Календарь  
    Служебная информация
    Авторизация

    Вы еще не авторизовались. Авторизация здесь.

    Счетчики и статистика

    Обращений сегодня: 996
    Сессий: 53
    Сейчас на сайте: 4







    Контекстные теги

    Католическая энциклопедия, Православная энциклопедия, латинский обряд, западный обряд, западная литургика, латинское богослужение, западное богослужение, испано-мосарабский обряд.
    Социальные сети


     
     
    Наш баннер
    www. [ritus] Toletanus. ru
    Разработано Evening Canto Labs., 2007—2017